Греко-Бактрийское царство

Греко-Бактрийское царство (греч. …) — эллинистическое государство в Средней Азии (античные Бактрия и Согдиана), существовавшее с середины III века до н. э. по 20-е  годы II века до н. э. Образовалось в результате распада державы Селевкидов. Первым царем был бывший селевкидский сатрап Диодот, провозгласивший независимость Греко-Бактрийского царства. Точная дата этого события неизвестна и представлена в источниках в нескольких вариантах. Сецессия Бактрии не сопровождалась вооруженным конфликтом с Селевкидами, а была скорее результатом длительного процесса ослабления селевкидского влияния в Средней Азии. После принятия царской власти Диодот вел войну с парфянским царем Аршаком, провозгласившим свою независимость от той же державы Селевкидов примерно в то же время. Итоги этой войны остаются неизвестными, но она не привела к серьезным территориальным изменениям. Наследник Диодота I — Диодот II взял курс на нормализацию отношений с Парфией и заключил с парфянским правителем союз. Политическая история Греко-Бактрийского царства характеризуется частыми государственными переворотами. В 235 году до н. э. сатрап Согдианы Евтидем сверг Диодота II. По происхождению Евтидем был греком-ионийцем и пользовался поддержкой греческого населения Средней Азии. До мятежа занимал пост сатрапа и, возможно, был женат на дочери Диодота I. Главным событием правления Евтидема принято считать его противостояние с Антиохом III. В 208 году до н. э. селевкидский царь Антиох III двинулся на восток и достиг Бактрии. В сражении у реки Арий он разгромил войско Евтидема. После этой победы Антиох подошел к столице государства — Бактрам — и начал осаду, затянувшуюся на два года. В итоге между Евтидемом и Антиохом был заключен мир, что подразумевало признание Антиохом независимости Греко-Бактрийского царства и его правящей династии. Наивысший расцвет государства пришелся на правление Деметрия (около 200—180 до н. э.). В посвятительной надписи, обнаруженной в Таджикистане, он именуется «Каллиник» — «одерживающий славные победы». Во время осады Антиохом III Бактр выполнял дипломатические функции — вел переговоры от лица царя. Деметрий начал активную военную кампанию в Индии, в результате установив контроль над Арахосией и Паропамисадами. В память об успехах индийской кампании была отчеканена серия монет, по стилю подражающая Александру Македонскому. На монетах изображался Деметрия в шлеме в виде головы слона. Наследники Деметрия не смогли удержать власть, и около 170 года до н. э. в государстве вновь произошел переворот, приведший к власти Евкратида. Происхождение последнего загадочно, по одной из версий, он являлся родственником селевкидского царя Антиоха IV. Евкратид сумел вернуть захваченную ранее кочевыми племенами Согдиану, однако его попытки преодолеть политический распад Греко-Бактрийского царства не увенчались успехом. Ослабление центральной власти, авторитет которой подорвали частые перевороты и придворная борьба, ускорило территориальный распад государства. Кроме того, часть территории была захвачена парфянским царем Митридатом I. Вскоре от Греко-Бактрийского царства отпали его индийские владения, которые возглавил царь Менандр I. Середина II века до н. э. ознаменовалась борьбой Евкратида с Менандром за первенство в регионе. Евкратиду удалось на короткий период усилить греко-бактрийское влияние в Индии, однако вскоре после завершения индийской кампании Евкратид был убит своим сыном Гелиоклом. В это же время над Греко-Бактрийском царством нависла угроза вторжения кочевников. Постоянные внутренние конфликты и отсутствие крепкой царской власти обескровили Греко-Бактрийское царство. В 120-е годы до н. э. Греко-Бактрийское царство было завоевано племенами юэчжи. 

По политической организации Греко-Бактрийское царство представляло собой типичную эллинистическую монархию с крепкой царской властью, опирающуюся на армию, военно-политические элиты и придворное общество. Территория государства была разделена на сатрапии. Особое место в политической и социально-экономической структуре занимали полисы. Античные авторы называли Бактрию страной тысячи городов. Первые полисы в регионе были основаны еще Александром Македонским и впоследствии неоднократно перестраивались и переименовывались. Наиболее полно изучен на сегодня город Ай-Ханум, располагавшийся у слияния Амударьи и Кокчи. При археологических раскопках городища Ай-Ханум были обнаружены остатки многочисленных жилых построек, а также гимнасий, арсенал, сокровищница, несколько храмовых комплексов и единственный в Средней Азии театр. Многочисленные находки фрагментов статуй, рельефов, надписей, монет и папирусов свидетельствуют о высочайшем уровне развития греческой культуры. Население полисов чаще было смешанным, но с преобладанием греческого элемента. Экономика Греко-Бактрийского царства базировалась на сельском хозяйстве. В бактрийских городах процветали разнообразные ремесла. Особое место занимала торговля. По территории Бактрии проходили важные торговые пути, соединявшие долину Инда с Месопотамией и западнее с Малой Азией. Находки греко-бактрийских монет свидетельствуют об интенсивной торговле с индийскими государствами, а также государством Селевкидов. Интенсивная торговля велась с Хорезмом и государствами Закавказья. Хорошо известны и изучены монеты греко-бактрийских правителей. Отличительная черта монетной чеканки Греко-Бактрийского царства — частое использование драгоценных металлов, возможное благодаря богатым ресурсам золота. Бактрийские монеты представляют собой образец высочайшего мастерства художников и резчиков. Так, царь Евкратид I отчеканил самую большую монету античности весом в 1692 г — она была выполнена из золота и равнялась 20 статерам. В религиозных представлениях жителей Греко-Бактрийского царства преобладало почитание различных синкретических божеств; локальные верования оказывали ощутимое влияние на религию греческого населения. Наиболее распространенные культы — Зевса, Посейдона, Аполлона, Диоскуров, Артемиды и Геракла. Среди негреческих божеств почитались Митра, Анахит, Кибела. Местное иранское население исповедовало традиционные культы, в частности культ огня. Весьма популярным был культ речного божества Окса, кото-рому посвящено святилище в Тахт-и-Сангин. Вследствие географической близости Греко-Бактрийского царства испытывало влияние различных индийских культов и буддизма. Греко-бактрийские цари способствовали распространению буддизма на территории своего государства, а некоторые, например Менандр I, и сами принимали буддизм. Буддийская символика нередко появляется и на греко-бактрийских монетах.

С. В. Смирнов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 2017, с. 274-275.

Литература:

Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М„ 1979; Bernard P. Fouilles dA'i Khanoum IV. Paris, 1985; Bopeara- chchi O. Monnaies greco-bactriennes et indo-grecques. Catalogue raisonne. Paris, 1991; Coloru O. Da Alessandro a Meandro. II Regno Greco di Batriana. Pisa — Roma, 2009.