Суйская держава (ИСЗАвСВ, 1970)

Суйская держава (ИСЗАвСВ, 1970)

Объединение Китая династией Суй

Экономические, социальные, политические и культурные сдвиги в жизни китайского общества V — VI веков породили тягу к воссозданию государственного единства. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы тормозили развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, затрудняли использование огромной и сложной ирригационной системы, усугубляли тяжелое положение трудового люда. Расчленение страны, отсутствие единой и прочной общегосударственной организации мешало правящему классу более надежно удерживать в повиновении эксплуатируемые массы. Интенсивные контакты между различными этническими образованиями в обеих частях страны, характеризовавшие период Южных и Северных династий, содействовали объединению. Немаловажной предпосылкой политического воссоединения Китая являлся развитой бюрократический аппарат, сложившийся еще в древности. Необходимость восстановления мощной всекитайской централизованной власти диктовалась и возросшей угрозой Китаю со стороны тюркского каганата, сформировавшегося в Центральной Азии к середине VI века. Воздействие всех этих факторов особенно остро ощущалось на севере. Надельная система, получившая распространение в этой части Китая, обеспечивала северу более благоприятные возможности хозяйственного прогресса, облегчала мобилизацию материальных и людских средств для осуществления военным путем объединения страны. При императорском дворе и в армии северных правителей набирали силу китайские феодалы, недовольные тем, что у власти все еще находились тоба, и жаждавшие сбросить их с трона. Они с крайним неудовольствием смотрели, как правители тоба, не отрешившиеся от степных традиций, стояли за союз с тюрками, таивший опасность для Китая.

Все это подготовило победу централизованной общекитайской государственности над центробежными устремлениями крупных светских и духовных феодалов.

Выразителем тенденции к воссоединению Китая выступила военно-политическая «группировка Гуаньлун» (названа по районам Гуаньчжун в современной Шэньси и Лунси — в Ганьсу). Она объединяла узами соседства, этнического единства и родственных связей крупнейших китайских помещиков, чиновников и военачальников севера, которым в середине VI века удалось сосредоточить в своих руках реальную власть в государствах, образовавшихся после распада державы Северная Вэй. Экономическое и военное могущество «гуаньлунцев» основывалось на существовании надельной системы и связанной с ней военной организации «войск округов». Группировка явилась центром консолидации сил той экономически менее мощной, не численно преобладавшей части китайского феодального класса, которая в противоборстве с сепаратист-

[61]

скими устремлениями «сильных домов» добивалась воссоединения страны под властью китайской династии.

В 581 году военачальник Ян Цзянь, один из наиболее видных представителей «группировки Гуаньлун», захватил престол и основал династию Суй (581—618). В последующие восемь лет армия Ян Цзяня (581 — 604) подавила мятежи феодалов, отказывавшихся признать нового императора, и подчинила владения южнокитайской династии.

После трехвекового расчленения Китай был вновь объединен. Восстановление государственного единства имело важное значение в истории страны. Централизация явилась существенным фактором повсеместного и всестороннего утверждения феодальных начал в экономической, социальной, политической и культурной жизни Китая.

[62]

Внутренняя политика империи Суй

Достигнутое военным путем объединение страны было закреплено рядом административных и экономических мероприятий. Особое место среди них занимали преобразования центральных и местных органов власти, при этом многое заимствовалось из политических институтов древней деспотии Хань. Установленная Ян Цзянем система управления империей в основных чертах сохранялась на протяжении всего средневековья.

Во главе государственного аппарата находился император — «сын неба», неограниченный повелитель, обладавший верховной законодательной, судебной, исполнительной и военной властью. При нем состояли палаты — высшие правительственные органы, руководители которых сообща управляли делами страны (при ведущей роли главы особой «Верховной палаты»). Следующим звеном являлись шесть ведомств, своего рода министерств: чинов, ритуалов, военное, налогово-финансовое, наказаний, общественных работ. Существовали должности первых министров — «левого», считавшегося более высоким по положению, и «правого». «Левый» правил первыми тремя ведомствами, «правый» — остальными. Были созданы, кроме того, специальные управления (приказы).

В 583 году Ян Цзянь осуществил реформу административного деления государства и структуры чиновничьего аппарата на местах, что позволило усилить централизаторские начала в управлении. Была преобразована военная организация — командование армией перешло непосредственно к императору, создавалась большая дворцовая гвардия, численность «войск округов» значительно выросла.

Несколько лет, начиная с 581 года, систематизировался обширный правовой материал прежних династий и был составлен свод уложений, легший в основу всей дальнейшей кодификации.

Единение страны способствовало дальнейшему укреплению надельного строя. С воссозданием общекитайской власти утвердился суверенитет государства в землевладении, надельная система стала широко внедряться на] юге и, таким образом, с конца VI в. получила почти повсеместное распространение.

Чтобы укрепить центральную власть, новая династия привлекала на государственную службу многочисленный слой господствующего класса, составивший обширный бюрократический аппарат. Владея казенными наделами — бенефициями, феодалы оказывались в зависимости от императорского дома, что должно было ограничить их самостоятельность.

Для стабилизации своего положения суйское правительство на первых порах сделало некоторые уступки населению: кое-где снижались подати, снимались недоимки по налогам; государственная барщина была уменьшена с 30 дней в году до 12—20, ее отбывали лица с 21 года до 50 лет включительно, тогда как ранее — с 18 до 60 лет.

Объединение страны, первоначальная политика правительства бла-

[62]

гоприятствовали возрождению и подъему сельского хозяйства — прогрессу полеводства, возделыванию промысловых культур (тутовника, конопли), расширению ирригационной сети. Распространилось террасирование полей. В конце VI — начале VII века восстанавливались старые и строились новые участки «Транспортной реки» (Великого канала), достигшей протяженности в 1 тысяч км и соединившей бассейны крупнейших рек Китая — Хуанхэ и Янцзы. Это позволило расширить площадь орошаемых земель, облегчить перевозки зерна и других грузов, переброску войск и военного снаряжения; поднялось экономическое и политическое значение Лояна, укрепилась административная связь центра с провинциями.

Для поощрения ремесла и торговли правительство осуществило унификацию денежной системы, мер и весов, отменило некоторые казенные монополии; ремонтировались старые и проводились новые дороги и почтовые тракты. В шести крупнейших городах и некоторых пограничных пунктах были созданы правительственные учреждения, ведавшие торговлей.

Хозяйственный подъем империи Суй был достигнут ценой нещадной эксплуатации трудящихся феодалами, опиравшимися на деспотическую государственную организацию. Первоначальный курс уступок и послаблений населению времени возрождения хозяйства и утверждения власти династии Суй сменился резким усилением экономического и политического гнета, особенно с середины первого десятилетия VII века, когда на престол вступил сын Ян Цзяня и знатной сяньбийки Ян Гуан.

Ян Гуан (604—618) — один из самых жестоких деспотов-самодержцев в истории Китая. Тиранический режим Ян Гуана ознаменовался введением новых суровых уголовных законов. Непомерно разросся чиновничий аппарат; по этому поводу один современник метко выразился: «На десять овец приходится девять пастухов».

Суйский двор и аристократия, благодаря окрепшей централизации управления чувствовавшие себя полными властелинами «Поднебесной», безудержно расточали богатства страны. Колоссального напряжения сил стоило империи грандиозное строительство, развернувшееся при Ян Гуане: воздвижение мощных оборонительных укреплений для защиты Лояна, сооружение новых участков Китайской стены, расширение столицы. На строительных работах в Лояне отбывали повинность ежемесячно до 2 миллионов человек. Ян Гуан каждый год устраивал в Лояне пышные празднества в честь «варваров» — посланцев соседних стран и племен, длившиеся подчас по целому месяцу.

В царствование Ян Гуана из-за необузданного расточительства феодальной верхушки и изнурительных войн резко возросли налоги; даже тех, кто не имел надела, обязывали вносить подворную подать. Были увеличены сроки барщины, а на строительных работах она зачастую превращалась фактически в бессрочную. Множество народа было мобилизовано в армию, на перевозку провианта и снаряжения для войск. Внутренние ресурсы государства истощались.

[63]

Внешние связи войны империи Суй

Слабость империи наглядно обнаружилась в безуспешности ее внешнеполитической деятельности, и Войны, которые вела династия Суй, ускорили ее крушение.

Уже вскоре после восшествия на престол Ян Цзяню пришлось столкнуться с могущественным тюркским каганатом, домогавшимся, как и Китай, господства над караванным «шелковым путем». Поначалу ситуация складывалась благоприятно для империи. Не без воздействия Китая, издревле проводившего курс: «руками варваров подавлять варваров»,

[63]

произошло разделение тюркского каганата на две части — западную и восточную, каждая из которых представляла собой самостоятельное политическое образование. Ожесточенная вражда ослабляла тюрок и способствовала временному становлению гегемонии Суй в степях севернее Китайской стены. Вооруженный нажим подкреплялся дипломатическими манипуляциями, а также подачками тюркским вождям. При Ян Гуане положение постепенно меняется, тюрки стали тревожить границы империи; временами они доходили почти до Лояна.

С 605 года Суйская держава столкнулась лицом к лицу с сяньбийским царством Тогон (на западе Кукунора и юге Восточного Туркестана) — центром притяжения антикитайских сил в Великой степи. Лишь с помощью тюрок Ян Гуану удалось в 608—609 годы расправиться с того нами. Династия на время утвердила свое верховенство в Центральной Азии.

Удачи в борьбе за караванный «шелковый путь» усилили жажду завоеваний и тщеславие Ян Гуана.

Еще в 603 году был предпринят захватнический поход суйской армии на царство Вансуан (на Индокитайском полуострове). Но вскоре там вспыхнуло массовое освободительное восстание, давшее Ян Гуану повод к посылке в Вансуан новой большой армии, которой удалось овладеть столицей царства. Тем не менее решительное сопротивление вансуанского населения вынудило китайские войска отступить, причем они потеряли почти половину своего состава.

В 607 и 610 годы Ян Гуан направлял посольскую и военно-морскую экспедиции на о-в Тайвань.

Самыми тяжелыми и позорными для Китая были войны с Когурё — одним из трех государств на Корейском полуострове. Мужественный отпор войск и населения Когурё сорвал первую попытку китайской армии и флота покорить королевство (598 г.). В 611—612 годы в войска, флот и на вспомогательные работы (армейскую обслугу) было мобилизовано до 3,5 миллионов, что составляло примерно 9% всего населения Суйской империи. Однако ни огромное воинство в 1130 тысяч, ни поддержка южнокорейского королевства Силла, враждовавшего с Когурё, не спасли династию от разгрома и на сей раз. Разъяренный неудачей, Ян Гуан в 613 и 614 годы направлял против Когурё еще более крупную армию, но исход этих военных кампаний оказался столь же бесславен.

[64]

Крестьянская война и падение династии Суй

Войны с Когурё послужили толчком к возникновению массового брожения. В начале 610 года в столице Лояне восстали последователи Милэцзяо — религиозно-еретического учения о близком пришествии будды грядущего Майтрейи (буддийского мессии, по-китайски Милэ). В 610 году и самом начале 611 года выступления с участием нескольких тысяч человек происходили в разных местностях Шаньси и Гуандуна. То были первые ласточки широкого крестьянского движения, крутой подъем которого начался с 611 года; оно длилось почти 15 лет.

Основным очагом крестьянской войны стали Шаньдун, Хэбэй и Хэнань. Здесь существовали могущественные феодально-аристократические дома, которые особенно жестоко притесняли крестьян. Эти провинции — самая богатая и густонаселенная часть империи — были главным поставщиком живой силы, продовольствия и снаряжения для войн с Когурё.

Первыми в 611 г., когда развернулась подготовка к новой корейской кампании, подняли знамена восстаний казенные тяглые и лично-зависимые крестьяне Шаньдуна. К ним присоединились в большом числе солдаты, дезертировавшие из войск, двигавшихся к корейской границе. 

[64]

Повстанцы призвали противиться набору в армию. В их среде стала популярной песня «Не пойдем в Ляодун погибать невесть за что». Тогда же начались восстания в Хэбэе.

Власти творили кровавую расправу над «разбойниками», нередко кончавшуюся захоронением заживо тысяч людей. Но реальные силы династии были слабы, а мощь народного движения очень значительна; пламя крестьянской борьбы разгоралось все шире. В 612 году на севере и северо-востоке вспыхнули семь крупных восстаний. Когда в 613 году началась подготовка к новому вторжению в Корею и был введен дополнительно специальный налог, крестьяне ответили на правительственный приказ о воинской мобилизации повсеместными выступлениями. Возникли отряды, составленные преимущественно из рабов и возглавлявшиеся рабами. К началу 614 года в стране действовало свыше 130 больших и мелких повстанческих групп, из них большая часть — в Шаньдуне, Хэбэе и Хэнани. Отдельные отряды насчитывали несколько сот тысяч. В восстаниях, длившихся до 624 года, участвовало в общей сложности около 4 млн. крестьян, солдат и рабов.

Воспользовавшись обстановкой, против династии в шести провинциях выступили феодалы и военачальники. Крупнейший военно-феодальный мятеж возглавил Ян Сюань-гань (613 год). Выступления феодалов свидетельствовали об обострении противоречий внутри господствующего класса.

В смуту, раздиравшую Китай изнутри, вмешались вожди тюркских племен, они начали военные действия. Подняли голову и потомки тоба — недавних правителей Китая.

Отчаянные попытки династии Суй «умиротворить Поднебесную» успеха не приносили. К концу 617 года под контролем властей фактически оставались лишь небольшие районы в Хэнани и Цзянсу.

Волны крестьянской войны захлестнули бассейны рек Янцзы и Хуанхэ. Вожаки некоторых повстанческих отрядов пытались объединить усилия. Из среды руководителей восставших на северо-востоке выдвинулся бывший сельский староста Доу Цзянь-дэ, которого даже официальная хроника характеризует как «талантливого, сильного и решительного». Он объединил под своим началом несколько отрядов, насчитывавших в общей сложности более 100 тысяч. Это было одно из самых крупных крестьянских войск в то время. Восставшие контролировали большую часть Хэбэя и район на стыке Шаньдуна и Хэнани. Здесь были изгнаны местные чиновники и провозглашено царство Ся во главе с Доу Цзянь-дэ, создавались органы повстанческой администрации.

Кульминацией крестьянской войны явилось Ваганское восстание (названо по местности Ваган в Хэнани, где оно началось). Ваганская армия была организована Чжай Жаном еще в 611—613 годы. Ее ядро составили хэнаньские и шаньдунские охотники и рыбаки. К Чжай Жану примкнуло много крестьянских отрядов из других мест; к 616 году ваганская армия стала самой крупной среди повстанческих сил. Вскоре во главе ее встал шэньсийский феодал, чиновник Ли Ми, участвовавший в мятеже Ян Сюань-ганя. Он рассчитывал использовать крестьянское движение, чтобы установить новую династию, а самому сесть на престол. Большую помощь Ваганской армии оказывали отряды Доу Цзянь-дэ. Стремление объединить силы различных повстанческих групп было особенно заметным в 617 году. Численно выросли войска Чжай Жана и Ли Ми, Доу Цзянь-дэ и др. Окрепшая ваганская армия, насчитывавшая не-сколько сот тысяч человек, подступила к Лояну и окружила его.

Этим воспользовались крупные феодалы. В борьбе друг с другом они прибирали к рукам большие районы и провозглашали себя императорами.

[65]

Некоторые из них действовали в прямом сговоре с тюрками. Возникла угроза нового распада империи.

Династия Суй, воцарившаяся после трехвекового расчленения страны, была не в силах довершить начатое ею воссоединение Китая. Ее правление длилось менее 40 лет, за этот срок она не смогла преодолеть усилившиеся ранее центробежные тенденции крупных феодальных домов. Внутренняя и внешняя политика династии оказалась несостоятельной. Ее судьба была решена крестьянской войной, в огне которой она и погибла.

Крестьянское движение второго-третьего десятилетий VII века было самым крупным в истории Китая с начала III века. Оно нанесло серьезный удар господствующему классу, положило конец тираническому владычеству Ян Гуана. Значительное число рабов и лично-зависимых крестьян стали свободными. Крестьянская война подорвала позиции могущественных феодально-аристократических домов на Севере и тем самым расчистила почву для нового объединения страны. В то же время другие группировки господствующего класса умело воспользовались слабостью крестьянского движения, связанной с его стихийным характером, и заменили одну династию другой.

[66]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 61-66.

Рубрика