Акольманский крест

Акольманский крест

Самый удивительный текиткиский (индейско-христианский) памятник в городе Акольман — это площадной крест (монументальный каменный крест, стоящий в центре площади перед церковью). В верхней части Акольманского креста высечена надпись «INRI» (сокращение от латинского Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum: Иисус Назаретянин, царь иудейский), а под ней расположена эмблема августинцев — пронзённое стрелой сердце; поразительно реалистично выполненная голова Христа на пересечении продольной и поперечной перекладин; чаша; клещи; лестница; копьё; пальмовый лист; человеческая кость и череп. Поперечная перекладина украшена такими растительными мотивами, как цветы, виноградные лозы и листья. С обеих сторон она заканчивается стилизованной геральдической лилией. Подставка, на которой стоит крест, посвящена теме Пхлгофы (месту, где умер Христос), так как на ней грубо высечено изображение скорбящей Девы Марии, окружённой индейскими образами.

Хотя в Европе тоже встречаются каменные кресты, стоящие на открытом месте вдоль дорог или на городских площадях, у мексиканских крестов иная иконография и местное художественное решение. Датируемый 1550 годом, через 29 лет после крушения Ацтекской империи, акольманский крест, как и все в общем-то площадные кресты, несёт двойную систему смыслов: христианскую и языческую. Крест является центральным символом христианства и олицетворяет смерть Христа, искупившего своим воскрешением грехи человечества. Крест воплощал новое учение, проповедуемое монахами среди местного мексиканского

населения. Впрочем, идолопоклонство пустило у индейцев такие глубокие корни, что они хоронили изображения своих богов под площадными крестами и по-прежнему совершали старые ритуалы. Со временем они будут включены в новую религию.

Одновременно индейцы стали рассматривать христианский крест в центре atrio, или ритуальной площади, служившей местом отправления религиозных обрядов на открытом воздухе, как изображение Мирового древа, или Древа жизни. Это была axis mundi, соединявшая богов верхнего и нижнего миров с обитающими на поверхности земли людьми. Картину космоса довершали четыре часовни, расположенные по углам atrio, олицетворявшие в представлении индейцев четыре угла вселенной.

В мировоззрении жителей Месоамерики цикл посева и сбора кукурузы, главного источника пищи для человека, был священен. В то же время цикл кукурузы служил метафорой гибели и возрождения человечества. После того как кукурузное зерно сажали в почву, оно умирало, но из него появлялось живое растение. Следовательно, из смерти рождается жизнь, процесс, питаемый энергией земли потустороннего мира. Точно так же и люди умирают лишь для того, чтобы вновь подняться, как бог кукурузы Синтеотль. Это земледельческое и космологическое верование в определённой степени совпадает с христианской идеей о том, что бог пришёл в мир в образе Иисуса Христа, принял великие страдания и умер как человек. Три дня спустя он воскрес, и его жертвенная, пролитая на кресте кровь искупила грехи и даровала вечный рай верующим.

Для ацтекского скульптора, ещё не до конца обращённого в христианство,

Христос являлся богом кукурузы, а крест — кукурузой. Лилии на концах поперечной перекладины Акольманского креста были побегами кукурузы, символизировавшими бесконечное возрождение плодородия и жизни. Резные изображения цветов, виноградных лоз и листьев, украшающих поперечную перекладину, являлись гроздьями бобов и тыкв, выращиваемых крестьянами вместе с маисом на мильпах (кукурузных полях). Крест, выросший на Голгофе, холме, где Христос попрал смерть, символизирует также кукурузу (покрытый листьями крест), растущую из земного чудовища, где смерть превращается в жизнь.

На подставке Акольманского креста высечено грубое изображение скорбящей Девы Марии, включающей такие христианские элементы, как скрещенные руки и покрытая саваном голова. Однако стиль, в котором она выполнена, явно заимствован у обычного индейского идола, так что она превращается в христианизированную Коатликуэ или Тетеоиннан, а диск на её груди напоминает об обычае ацтеков вставлять кусок нефрита либо обсидиана, символ жизненной энергии, над сердцами их идолов. С христианской точки зрения данный диск может являться облаткой, которая вместе с небольшой чашей, находящейся у неё под руками, являются символами причастия. Представление об общении с богом через вкушение его плоти и крови имело некую параллель с ацтекской практикой ритуального каннибализма и человеческих жертвоприношений. В обоих случаях речь идёт о приобщении к миру богов, только у христиан этот обряд носил символический характер, а ацтеки действительно ели человеческую плоть.

Слева от Девы Марии виднеется череп, напоминающий о том, что она была на Голгофе (место черепа). У ног Божьей Матери покоятся земная сфера и змея, два символа, связанные с непорочным зачатием. С точки зрения монахов-августинцев, построивших в Акольмане монастырь, данная апокалиптическая связь с элементами доиспанского периода должна была, вероятно, напоминать индейцам о том, что новая религия уничтожила старую религию Кецалькоатля (Пернатого Змея) и что она будет повелевать на земле. Точно такое же послание было отправлено индейцам, когда новообращённый Хуан Диего стал свидетелем чудесного явления Девы Марии Гваделупской (см. главу 14). По словам историка Игнасио М. Альтамирано, Матерь Божия сказала Хуану Диего Maria tecoatlaxopeuh, т.е. «Мария, та, кто уничтожит каменного змея» (1974: 397). Уничтожение змея было распространённым образом непорочного зачатия в Европе, а в индейском мире — гибели Кецалькоатля и триумфа христианской религии над всем тем, что считалось идолопоклонством.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 266-268.