Иран в начале XIII века: города

Иран в начале XIII века: города

Процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, протекавший менее заметно, чем в Западной Европе, и рост товарного производства в IX—X вв. способствовали развитию города нового, феодального типа. Сложение феодального города — характерный признак развитого феодального общества. Внешне процесс образования феодального города выразился в отмирании в большинстве городов шахристана — старинной части города с усадьбами дихканской и арабской знати —и в переходе центра хозяйственной жизни города в рабад — торгово-ремесленное предместье или новый город. Отмирание шахристанов и рост рабадов изменили социально-экономическую, а вместе с тем и топографическую структуру иранских городов.

Они стали центрами ремесла и торговли. Самые большие — с сотнями тысяч жителей, более значительные и населенные, нежели средневековые европейские города,— лежали на путях караванной и морской торговли, связывавших страны Средиземноморья, Закавказья и Восточной Европы со Средней Азией, Аравией, Индией и Китаем. Крупнейшими и экономически наиболее важными городами Ирана в это время были Нишапур, Рей, Исфахан и Шираз. Менее крупными центрами ремесленного производства и торговли были также Герат, Туе, Балх, Хамадан, Кум, Фаса, порт Сираф на Персидском заливе, Казерун, Ахваз, Ту стер и др.

В городах Ирана ремесленные корпорации типа цехов и корпорации купцов существовали еще при Сасанидах. Так, в Нишапуре наиболее влиятельными являлись корпорации шапочников, веревочников, кожевников, торговцев шелком-сырцом и торговцев шелковыми тканями.

Руководящая роль в городах Ирана принадлежала феодальным землевладельцам местной округи — из старинных иранских дихканов и потомков арабских завоевателей. Эти феодалы, раньше жившие преимущественно в своих замках, теперь чаще жили в городе, где сами не вели крупного господского хозяйства. Они были связаны с крупными купеческими компаниями и с крупной оптовой внешней и транзитной торговлей. Часть своих доходов от феодальной ренты они передавали в виде вкладов крупным купеческим компаниям; последние возвраща-

[344]

ли таким «вкладчикам» их долю прибыли товарами (чаще всего текстильными).

Сближение некоторых групп феодалов с крупным купечеством — характерное явление в истории Ирана и ряда соседних стран Востока. Здесь в отличие от средневековой Западной Европы крупное купечество не противопоставляло себя феодалам и не боролось с ними; наоборот, совместно с феодалами оно выступало против движений ремесленников и городской бедноты.

В результате такой группировки общественных сил городские ремесленные корпорации в Иране были гораздо слабее, чем в Западной Европе. Они не смогли добиться цеховой монополии в городах и не могли по своему желанию устанавливать рыночные цены на продукцию ремесла, как это было на Западе. Источники сообщают, что, когда в Газне корпорация булочников пыталась установить новые цены на хлеб, султан Махмуд Газневи приказал бросить старшину корпорации под ноги слонам.

Помимо ремесленников, объединенных в цехи и работавших в своих мастерских, были ремесленники, работавшие по найму в больших мастерских — эргастериях, принадлежавших государству или крупным феодалам. Так, упомянутая феодальная фамилия Расиби владела в разных городах Западного Ирана 18 такими эргастериями, производившими бархат и шелковые ткани.

Городские власти — раис (градоначальник), казий (духовный судья и глава духовенства округа), имам соборной мечети, мухтасиб (надзиравший за базарами, общественной жизнью и нравственностью горожан), асас (начальник ночной стражи) и др.— выдвигались из местной знати. Общегородского самоуправления в Иране, как и в других странах Передней Азии, не было из-за противодействия феодалов, поддерживаемых крупным купечеством. Самоуправление существовало в рамках городских кварталов, внутри ремесленных, купеческих и духовных корпораций, имевших своих выборных старшин, подчиненных городскому раису.

Объединенные в корпорации ремесленники, состоявшие из мастеров (устад), подмастерьев (халифа) и учеников (шагирд), юридически были свободны.

Центром общественной жизни города был базар, точнее, ряд базаров. Средоточием их был обычно крытый куполом перекресток главных улиц (чарсу). Вокруг и вблизи него происходила крупная оптовая торговля в специальных зданиях — караван-сараях, служивших одновременно гостиницами для приезжих и иногородних купцов, складами товаров и биржами оптовой торговли. Обычно каждая купеческая компания имела свой караван-сарай. В Исфахане в середине XI века, по словам поэта и путешественника Насир-и Хосрова, только на одной улице было 50 больших караван-сараев.

Возить с собой большие суммы денег купцам было трудно и небезопасно — по дорогам орудовали разбойники. Крупная оптовая торговля производилась обычно при помощи чеков. Само слово «чек» персидского происхождения. Купец, уезжая в другой город, сдавал деньги на хранение одному из менял, получая от него чек, который оплачивался менялами того города, куда купец прибывал. Насир-и Хосров описывает крупную оптовую торговлю так: приезжий купец сдавал привезенный им товар меняле и получал от него чек, затем купец закупал нужные ему товары, оплачивая их стоимость чеком, и за все время, пока находился в городе, пользовался только расписками, не прибегая к звонкой монете.

[345]

В городах создавались также сильные духовные корпорации мусульманских богословов и сейидов со своими старшинами. В X в. сложился тип мусульманской духовной школы — медресе, средней или высшей. Мечети и медресе владели на вакфном праве лавками и даже целыми базарами и получали доход от обложения ремесленников и торговцев.

В городе X—XII веков было четыре основных центра общественной жизни: шахристан с дворцами и усадьбами феодальной знати; медресе, мечети и другие мусульманские религиозные учреждения с духовными корпорациями; чарсу с караван-сараями, крупным купечеством и оптовой торговлей; наконец, кварталы ремесленников с их корпорациями и второстепенные базары с мелкой розничной торговлей. В городах было много разорившихся крестьян, бедствовавших и перебивавшихся случайными заработками. Существовали корпорации нищих. Как сообщают арабские географы X века, в городах Ирана большинство домов были глинобитными. О населенности городов мы имеем лишь немногие достойные доверия известия источников. Балх — город не из самых больших — к началу XIII века насчитывал около 200 тысяч жителей. Четверть населения составляли духовные лица, богословы и законоведы с семьями и челядью, преподаватели и студенты медресе. Второстепенный город Арраган в Фарсе в середине XI в. насчитывал до 40 тысяч жителей, а считавшийся малым город Пенджхир, по соседству с серебряными рудниками, в X веке имел 20 тысяч жителей. Согласно арабским географам, во многих городах Ирана, как, например, в Куме, Рейе, Хамадане, еще в X в. преобладали арабы, но арабский язык их был измененный, с персидскими заимствованиями.

Источники сообщают, что в городах Ирана в X—XII вв. борьба между сторонниками разных течений в исламе, именно между двумя суннитскими толками — шафиитами и ханифитами, а также суннитами и шиитами, была ожесточенной, временами принимая характер гражданских войн, особенно острых во второй половине XII — начале XIII века. Это можно объяснить тем, что религиозные разногласия соединялись с социальными противоречиями и с политической борьбой за власть. «Под знаменем религии,— заключает акад. В. В. Бартольд,— по-видимому, происходила экономическая борьба между различными элементами городского населения и в особенности между городом и деревней»  2. Известно, что в Западном Иране сунниты-шафииты были идеологами феодалов и связанного с ними крупного купечества, шиитами же были городская беднота и окрестные крестьяне; можно предположить, что сунниты-ханифиты в городах Западного Ирана представляли средние слои горожан.

Географ Иакут, описывая гражданскую войну в Рейе (вспыхнувшую в 1186 г.), говорит, что шииты составляли почти все население сельской округи и половину населения этого города; среди остальных горожан преобладали ханифиты, шафиитов было мало. Сперва шафииты и ханифиты, соединившись, разгромили шиитов, но затем начали войну друг с другом. Победили шафииты, хотя и были в меньшинстве, по-видимому, потому, что использовали вооруженные отряды феодалов. В результате, по словам Иакута, большая часть кварталов в Рейе еще в начале XIII века лежала в развалинах. То же происходило в Тегеране и в других городах; в Исфахане, по словам историка Ибн ал-Асира, гражданская война стоила многих жизней, привела к разрушению кварталов и пожарам.

Примечания

2. В.В. Бартольд. К истории крестьнских движений в Персии, стр. 61-62.

[346]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 344-346.

Tags
Рубрика