Вьетнам. Археология и древность

Вьетнам. Археология и древность

Памятники нижнего палеолита (см. Периодизация археологическая) на территории Вьетнама входят в зону культур с преобладанием в инвентаре крупных рубящих галечных орудий (Шонви), в среднем палеолите по скальному навесу Нгыом (провинция Бактхай) известна индустрия отщепов и пластин из кварцита (25—23-е тысячелетия до н. э.).

В верхнем палеолите развиваются культуры Шонви и Хоабинь (около 11 000—8000 годов до н. э.), их развитие продолжилось и в раннем неолите. Хоабиньские поселения располагались на склонах холмов или гор, часто в пещерах или под скальными навесами вблизи источников воды. Пещерные памятники часто многослойные. Основные занятия их обитателей — собирательство, рыболовство, охота. Большую часть продуктов питания составляли пресноводные моллюски, рыба, дикие буйволы, птицы, черепахи. В VIII тысячелетии в бассейне реки Хонгха (Красная) сформировалась неолитическая бакшонская культура (8000—3500 годы до н. э.), с которой связывают доместикацию риса. В среднем неолите в приморских областях были распространены культуры, сочетающие морское собирательство и рисоводство. В этот период распространилась керамика, началась доместикация (одомашнивание) животных.

В позднем неолите (вторая половина IV — 1-я половина III тысячелетия до н. э.) на востоке Индокитайского полуострова в долине нижнего течения Красной реки выделяют культуру Лунгхоа. Керамика уже изготовлена на гончарном круге (чаши круглодонные с венчиком, на низких полых поддонах; горшки круглодонные; как и на многих памятниках бассейна Янцзы и Юго-Восточной Азии, есть специфический ритуальный сосуд — «рюмка»). Много каменных орудий (шлифованные прямоугольные тесла; трапециевидные, плечиковые, «башмаковидные» топоры; подтреугольные мотыги, резаки; черешковые наконечники стрел и копий), уже появилось боевое оружие — «клевцы». Есть кольцевидные и квадратные с прорезью серьги; бусы, подвески. Погребения взрослых — в ямах разной глубины, трупоположения вытянутые на спине, головой на северо-запад. Детские погребения — в двух составленных устьями керамических горшках. Следов имущественного расслоения нет. В бассейне реки Красной (на выходе в большую долину) и в прилегающем районе основную роль в первой половине II тысячелетия до н. э. играли памятники культуры Фунгнгуен и во второй половине тысячелетия — культура Донгдау; в конце II тысячелетия до н. э. их сменила культура Мун (Го Мун). Здесь в основе хозяйства — интенсивное равнинное орошаемое рисоводство (в предгорьях — суходольное), а также свиноводство, рыболовство, охота, сохраняется собирательство. В позднем бронзовом веке в северной части Вьетнама распространилась культура Донгшон, влияние которой достигло бассейна Янцзы, Филиппин и Индонезии. Донгшонская культура позднего бронзового века (VI—I века до н. э.) — это древняя культурная общность, созданная южными вьетами, позднее она была воспринята монкхмерами, аустронезийцами, паратайцами. Памятники Донгшона были впервые изучены и объединены в культуру французским ученым русского происхождения В. В. Голубевым. «Ранний Донгшон» может быть отнесен к поздней бронзе, а «поздний» — к железному веку. В Юго-Восточной Азии железные изделия датированы V—IV веками до н. э.; но до рубежа нашей эры орудия труда и вооружение изготавливаются из бронзы. В основном это композитные орудия из железа и бронзы, которые становятся заметными в III-II веках до н. э. (например, втулка копья бронзовая, а ударная часть — железная). Железо сюда могло прийти как из Центральной Азии (через Чу и Шу), а также оно могло поступать и из Индии. В Донгшоне формы изделий из железа те же, что и из бронзы. Около III века до н. э. жители Северного Вьетнама вступили в период железного века, но бронза доминировала еще долгое время. Памятники этого периода связывают с лаквьетами — предками вьетов. По одной версии, они мигрировали с низовьев реки Янцзы в бассейны рек Сицзян и Хонгха, где смешались с австроазиатским населением, по другой — являлись автохтонами, создателями Донгшон и других культур эпохи бронзы. В южной части Вьетнама в это время существовала культура Сахуинь (V век до н. э. — II век н. э.) предков чамов. Предки современных вьетов (аустро-азиаты, вьет-мыонгская языковая семья) в древности расселялись значительно шире территории современного Вьетнама, а именно вдоль береговой линии от Нижней Янцзы на территории Китая до Перевала облаков в центральной части Вьетнама. Ранние государства предков вьетов известны на Нижней Янцзы к середине III тысячелетия до н. э. в рамках культуры Лянчжу (царство Мо, по памятнику Моцзяошань к югу от озера Тайху). Их влияние получило широкое распространение на всей территории расселения предков вьетов. В II—I тысячелетии до н. э. здесь существовали вьетские государственные образования. Наиболее известные из них — У и Юэ, правители которых являлись гегемонами всей Восточной Азии в конце периода Чуньцю (771—453 годы до н. э.). Согласно вьетнамской исторической традиции, основанной на легендарных представлениях, древнейшее государство на территории Вьетнама — Ванланг сформировалось еще в середине I тысячелетия до н. э. В Ванланге, согласно историческому преданию, отраженному во вьетнамских исторических сочинениях, правили Хунгвыонги.

M. Ю. Ульянов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 404-405.

Рубрика