Сечь Запорожская

Сечь Запорожская

СЕЧЬ ЗАПОРОЖСКАЯ - организация украинского казачества за Днепровскими порогами. Возникла в конце 1-й половине 16 века в связи с наступлением на украинское крестьянство и казачество польских и литовских феодалов, с усилением феодально-крепостнического гнета на Украине. Отступая под натиском феодалов в юго-восточном направлении, казаки колонизовали степные пространства к Югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки), объединенные в 40-х годах 16 века в Сечь Запорожскую. Название центрального укрепления - Сечь Запорожская - перешло на всю организацию запорожского казачества. Первоначально Сечь Запорожская возникла, видимо, на острове Токмаковка (около современного города Марганец Днепропетровской области), позднее она неоднократно переносилась, просуществовав наиболее продолжительное время на острове Базавлук (Старая Сечь, около современного села Капуловки Днепропетровской области) и на реке Подпольной (Новая Сечь). Сечь Запорожская являлась оплотом украинского народа * в борьбе против феодально-крепостнического и национального угнетения.

Характерными чертами социальной организации Сечи Запорожской было отсутствие крепостничества и признание формального равенства за всеми казаками в праве на пользование землей и другими угодьями, а также на участие в радах, где решались все общественные дела и выбиралась старшина. Социальная организация казачества была одновременно и военной: каждый казак был обязан за свой счет отправлять военную службу. Как политическая организация Сечь Запорожская представляла собой образование государственного типа - своеобразную казацкую республику. Верховным органом была войсковая рада (см. Сечевая рада), решавшая все важнейшие вопросы. Главой Сечи Запорожской был кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Сечь Запорожская в позднейший период разделялась на паланки (округа), во главе которых стояли полковники с соответствующей старшиной, назначавшейся Кошем (главное управление Сечи Запорожской). В военно-административном отношении запорожское войско делилось на курени, которых к концу существования Сечи Запорожской было 38. Каждый казак, независимо от места жительства, приписывался к одному из куреней. Главой куреня был выборный куренной атаман, являвшийся одновременно строевым начальником, распорядителем куренного имущества и судьей.

Основой хозяйства казачества были скотоводство и промыслы (главным образом рыболовство). Заметное развитие земледелия наблюдается лишь в период Новой Сечи. Как социальный организм Сечь Запорожская, вопреки представлениям А. А. Скальковского, Д. И. Эварницкого и других, никогда не была обществом равных. Наоборот, даже в ранний период в Сечи Запорожской существовали острые социальные противоречия, которые по мере развития хозяйственной жизни приобрели очень резкие формы. Богатые казаки - владельцы зимовников (хуторов), стад крупного и мелкого рогатого скота, табунов, рыбных промыслов, чумацких обозов, корчем и др. - беспощадно эксплуатировали бедноту - неимущих казаков и беглых крепостных. Казачьи верхи захватили в свои руки и все управление в войске, установив для себя разные привилегии и совершая всевозможные злоупотребления. Одной из таких привилегий в позднейший период было право богачей посылать вместо себя на военную службу наемников. С этой же целью в Сечи Запорожской был учрежден постоянный гарнизон, который содержался за счет войсковой казны и в котором служили добровольцы, являвшиеся, за исключением старшин, неимущими людьми. Классовая борьба в Сечи Запорожской принимала нередко форму восстаний бедноты против богатого казачества.

Сечь Запорожская сыграла выдающуюся роль в антикрепостнической и национально-освободительной борьбе украинского народа. С ней связаны все крупнейшие восстания на Украине: Косинского 1591-1593 годов, Наливайко 1594-1596 годов, восстание 1637-1638 годов; восстанием в Сечи Запорожской в январе 1648 года началась и освободительная война под руководством Б. Хмельницкого. Велика роль Сечи Запорожской и в борьбе украинского народа против агрессии со стороны Крыма и Турции. В походах запорожцев на Крым, побережье Малой Азии и Фракии нередко принимали участие и донские казаки. В 1589 году запорожцы совершили нападение на Газлеви (Евпаторию), в 1604 году - на Варну, в 1614 году - на Синоп. В 1615 году запорожцы на 80 судах (чайках) появились у Стамбула и сожгли портовые сооружения. Кроме ответных ударов по врагу и добычи, походы имели целью освобождение пленников. Сечь Запорожская создала высокое военное искусство. Мужество и бесстрашие казаков вызывали удивление современников (в том числе турок).

После воссоединения Украины с Россией (1654) за Сечью Запорожской были признаны те же права, которыми пользовались другие казачьи области; важнейшими из них были права на самоуправление и на прием (хотя и неофициальный) беглых крестьян.

Усиление феодально-крепостнического гнета в России в конце 17 - начале 18 веков обострило классовую борьбу. В 1707-1708 годы запорожские казаки поддержали восстание К. Булавина на Дону, а после его поражения часть донцов укрылась в Сечи Запорожской. Рассматривая Сечь Запорожскую как центр антикрепостнической борьбы народных масс Украины, Петр I воспользовался тем, что часть запорожцев обманным путем была увлечена И. С. Мазепой на сторону Карла XII, объявил всех запорожцев изменниками и 14 мая 1709 года разгромил Сечь Запорожскую. Бежавшие из России запорожцы образовали на территории Крымского ханства так называемую Алешковскую Сечь (около современного Херсона), прекратившую свое существование после возвращения казаков в 1734 году в Россию. С этого времени начинается последний период истории Сечи Запорожской (см. Сечь Новая), закончившийся ее ликвидацией царским правительством в 1775 году.

В. А. Голобуцкий. Киев.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Примечания «ИГ»

* — «Сечь Запорожская являлась оплотом украинского народа…» — Само построение данной фразы предполагает, что в 16-м веке уже как бы существовала украинская, если не нация, то хотя бы народность, что не соответствует истине. Подробнее читайте подборку материалов «Украинцы» в проекте ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ.

* — «После воссоединения Украины с Россией…» — К слову сказать, в первоисточниках, зафиксировавших это объединение, нет слова «Украина», а присутствует другой топоним – Малороссия.

Литература:

Эварницкий Д. И., История запорожских козаков, т. 1-3, СПБ, 1892-97; Голобуцкий В. A., Запорожское казачество, К., 1957.