Республика Индонезия (РИЭ, 2018)

Республика Индонезия (РИЭ, 2018)

Индонезия (Республика Индонезия) — островное государство в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Столица — Джакарта. Площадь — 1,9 миллионов кв. км. Население — свыше 255 миллионов человек (2015). Государственный язык — индонезийский.

Большинство населения (87,2 %, 2010) исповедует ислам, 7 % — протестанты, 2,9 % — католики, 1,7 % — индуисты, 0,7 % — буддисты. Историческое название Индонезии — Нусантара. Регион делится на три части: западную — малайский мир, центральную — яванский мир и восточную Индонезию. Их политическое, экономическое и культурное развитие в различные периоды было неравномерным, что составляет специфику региона. Наиболее интенсивно развивались районы, прилетавшие к побережьям островов, мимо которых проходили международные и внутрирегиональные маршруты. Особняком стоит западная часть Новой Гвинеи — в культурном отношении она принадлежит миру Океании. На острове Ява близ современных поселений Тринил и Сангиран найдены останки ранних хомо эректусов, живших в долине реки Соло, относящиеся к раннему палеолиту. Наиболее древней антропологической находкой на Яве считается фрагмент черепа ребенка из Моджокерто (Modjokerto 1), чей возраст исчисляется 1,6—1,8 миллионов лет. К этому же времени относят найденные останки хомо эректусов в Сангиран. Орудия труда (многочисленные отщепы, часть — с редкими следами ретуши, чопперы, грубые ручные рубила и др.) изучены на основе более позднего памятника Патжитан (около 500 тысяч лет назад).

Представления о среднем и позднем палеолите в регионе дают слои 1—3 пещеры Ниах на Калимантане, а также культура Сангиран на Центральной Яве, пещера Табон на западном побережье острова Палаван (Филиппинский архипелаг). Показательные антропологические находки хомо эректусов, обнаруженные на реке Соло в Нгандонге в центральной части Явы, датируются около 100—60 тысяч лет назад. Средний объем их черепа — 1150 куб. см.

За 45—35 тысяч лет до нашей эры появляются следы хомо сапиенс. Первыми на территории Индонезии расселились представители австрало-негроидной расы. Самые поздние формы хомо эректус зафиксированы на острове Флорес, они жили здесь примерно за 18—12 тысяч лет до н. э. и сосуществовали с человеком современного вида. В каменном инвентаре до самого конца позднего палеолита и даже позднее повсеместно сохраняются рубящие орудия типа чопперов, обнаружены также мелкие отщепы, ретушь встречается редко. Ранние памятники неолита в Нусантаре (островной части Юго-Восточной Азии) относятся к двум культурным общностям: более ранней — Хоабиню (около 11 000 — 8000 годы до н. э.) и более развитой и более поздней — Бакшону (8000—3500 годы до н. э.), своеобразному индонезийскому «керамическому неолиту». В силу неравномерности развития носители этих культур, жившие в разных ландшафтных нишах, порой сосуществовали. Большая часть ранненеолитического населения Индонезии принадлежала к австрало-негроидной расе, меньшая — к группе южных монголоидов: аустроазиатам (или австроазиатам — предкам мон-кхмеров) и, видимо, в меньшей степени — к аустронезийцам (австронезийцам).

На побережьях крупных островов, как и везде в Юго-Восточной Азии, в Индонезии выделяют комплекс культур «раковинных куч». Он распространялся вдоль береговой линии (иногда на заметном расстоянии от нее в 30 км и более) юга Китая, Индокитайского и Малаккского (Малайского) полуостровов, а также островов Юго-Восточной Азии. Самые ранние из «раковинных куч» датируются примерно 14 000 годом до н. э., наиболее поздние — примерно 7000 годом до н. э., когда источником белка становится мясо одомашненных свиней. Иногда эти культуры относят к Хоабиню, иногда противопоставляют ему. В «раковинных кучах» находят предметы, характерные как для Хаобиня, так и для Бакшона. Средний диаметр одной кучи составляет  около 30 метров, высота — до 4 метров, кучи образованы раковинами моллюсков, являвшимися важнейшей частью рациона питания. На позднем этапе в них находят и орудия со следами шлифовки.

На смену комплексу культур Бакшон приходит также неолитический комплекс Банкао (3000—1500 годы до н. э.). Смены населения между Бакшоном и Банкао не произошло. На Яве и Суматре памятники неолита еще недостаточно хорошо изучены, находки фрагментарны. На Суматре в районе Джамби (пещера Тьянкопанджанг) обнаружены следы производства отщепов и пластин. У озера Керинчи найден памятник со шнуровой керамикой и керамикой с резным орнаментом. Для Явы характерно наличие гладкостенной керамики (Кенденглембу, на востоке Явы), встречается также керамика со шнуровым орнаментом.

На юго-западе Сулавеси также существовала тоалская индустрия (отщепы с грубой ретушью, зазубренные треугольные наконечники), сходная техника получила распространение и в Австралии.

Основное население островной части Юго-Восточной Азии говорит на аустронезийских языках. В ранней этнической истории аустронезийцев можно выделить три периода. Распад аустронезийского праязыка начинается в конце раннего — начале среднего неолита, около V тысячелетия до н. э. К периоду протоаустронезийского языка (V — середина IV тысячелетия до н. э.) относится начало миграций аустронезийцев с их прародины на территории современного Южного Китая, к середине V тысячелетия до н. э. их часть достигла Тайваня. Расселившиеся к середине IV тысячелетия до н. э. на Тайване и Лусоне аустронезийцы разделились во время периода западно-аустронезийского языка (середина IV — III тысячелетие до н. э.): часть из них устремилась в западном направлении и начала заселение Нусантары, другая направилась на восток, в Океанию. Также, видимо, была волна переселенцев в северном направлении — на Японские острова. В период западно-индонезийского языка (II тысячелетие до н. э.) происходит его разделение внутри Нусантары и на Мадагаскаре, куда также переселилась часть аустронезийцев. С середины II тысячелетия до н. э. в островной части Юго-Восточной Азии уже преобладали аустронейзийцы, в I тысячелетии до н. э. можно говорить о выделении яванского и малайского языков.

Волны аустронезийских миграций принесли с материка культуру бронзы и раннего железа. Археологи находят бронзовые топоры, мотыги, керамические сосуды, ритуальные барабаны, колокола, железные предметы на Яве. Отмечается прогресс поливного рисоводства и ремесел, укрепление родовой общины как базовой социальной и хозяйственной единицы. Анализ различных пластов лексики языка, наряду с данными археологии, показывает, что у отдельных, наиболее развитых обществ аустронезийцев во II-м — 1-й половине I тысячелетия до н. э. совершенствовалось и усложнялось земледелие (активно возделывались бобы, тыква) и системы ирригации (появились новые типы дамб, водостоки и т. п.); происходило социальное расслоение. Развивалось и военное дело, для защиты от врагов строились укрепления. У воинов имелись знаки отличия или принадлежности к тому или иному подразделению, совершенствовалось оружие ближнего боя и защитное вооружение (мечи, панцири). Тем не менее, развитие больших территорий Нусантары все еще находилось на уровне неолита, хотя в I тысячелетии до н. э. во многих обществах и происходил постепенный переход к бронзе. К середине I тысячелетия до н. э. на Суматре и на Малаккском полуострове уже существовала развитая культура бронзы, связанная с донгшонской культурой (хотя здесь она распространяется позже, чем на Индокитайском полуострове). Среди находок — несколько барабанов (V век до н. э.), по форме и декору сходных с барабанами «классического донгшона», бронзовые топоры-кельты и колокола. Существовали и барабаны своих форм, например вытянутые вверх и напоминающие песочные часы. Везде в Нусантаре обнаружены втульчатые топоры своих видов с веерообразными и серповидными рабочими краями. Были найдены и характерные статуэтки, изображающие танцоров, похожие на подобные находки с Индокитайского полуострова. В это время предки малайцев расселились на Малаккском полуострове и на Суматре. Суматра, Ява, Малаккский и Индокитайский полуострова были тесно связаны друг с другом. Здесь выращивали рис на орошаемых землях, приручили буйволов, развивалось мореходство. В этот период зародились такие важные элементы культуры, как гамелан (оркестр традиционных ударных инструментов) и ваянг (театр теней — местная форма обрядов культа духов предков). Жители Нусантары строили крупные суда, ряд мореходных терминов (катамаран и др.) был заимствован у представителей дравидийских народов (см. Дравиды), с которыми поддерживались активные торговые связи. Оживление контактов с Индией способствовало усложнению социальной структуры — происходило естественное изменение родовой структуры, формировалась элита. Ускорению процессов государствообразования способствовал и внутренний фактор — рост производительности земледельческого хозяйства, связанный с использованием бронзовых и железных орудий во 2-й половине I тысячелетия до н. э.

M. Ю. Ульянов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 83-86.

Литература:

Археология зарубежной Азии. М., 1986; Бандиленко Г. Г. Культура и идеология средневековых государств Явы. Очерк истории VIII—XV вв. М., 1984; Захаров А. О. Историография проблемы «индианизации» Юго-Восточной Азии // Восток. 2010; История Индонезии. Ч. 1. С. 14-27. М„ 1992; Кулланда С. В. История Древней Явы. М., 1992; Его же. К восприятию индийской культуры в Индонезии // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988; Муриан И. Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV в. М., 1981; Gorman С. F. The Hoabinian and After: Subsistence Patterns in SEA Suring the Late Pleistocene and Early Recent Periods // World Archaeology. 1971, № 2; HallK. Maritime Trade and State Development in Early Southeast Asia. Honolulu, 1985; Brown P. et al. A New Small-bodied Hominin from the Late Pleistocene of Flores, Indonesia // Nature. 2004. 28 October.