Чувашия в составе Русского государства

Чувашия в составе Русского государства

Русское государство приняло ряд мер для укрепления своих позиций в Чувашии. Были выстроены города-крепости - Свияжск (1551), Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469 году, основаны как город-крепость в 1555 году), Алатырь (50-е годы 16 века), Цивильск (1584-1590), Ядрин (1590), которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами; проложены Кубнинская (3-я четверть 16 века), Тетюшская, Карлинская и Алатырская (1578) засечные черты, защищавшие край от нападений кочевников. В Чувашии получило распространение землевладение русских светских и духовных феодалов (в середине 18 века в крае числилось более 200 помещичьих и 8 монастырских владений). Вхождение чувашского народа в состав России имело для него прогрессивное значение. Чувашские трудовые массы избавились от тяжелого гнета казанских ханов и феодалов, прекратились разорительные войны и набеги. Во 2-й половине 16 - 17 веках чуваши заселили «дикое поле» в южных районах Чувашии, опустевших в 14-15 веках, что увеличило посевные площади; повысилась культура земледелия чувашских крестьян, сократился удельный вес животноводства и птицеводства. Значение охоты и бортничества падало, развивалось пасечное пчеловодство, заимствованное от русских. В чувашских селах широко были представлены промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр. Во 2-й половине 17 века в городах Чувашии возникли кожевенные, винокуренные, салотопенные и другие предприятия. С конца 18 века купеческие и появившиеся уже крестьянские предприятия Чувашии обслуживались вольнонаемными рабочими (к середине 19 века насчитывалось около 150 прядильных, шелкопоясных, кирпичных, меднолитейных и других мелких предприятий). В 18 - 1-й половине 19 веков в крае действовало до 15 вотчинных кожевенных, суконных и других мануфактур; имелись стекольная и суконная фабрики.

В отношении тарханов и сотенных царское правительство проводило политику русификации и нивелировки их с тяглым сословием. Чувашские крестьяне платили в царскую казну тяжелый хлебный и денежный ясак, ямские, полоняничные и прочие деньги, несли городовое дело и другие трудовые повинности, поставляли в русскую армию по одному воину с 3 ясачных дворов. На ясачных людей распространялось крепостное право (им не разрешалось уходить с земли и т. д.). В 20-х годах 18 века ясачные чуваши были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры которых в 18 - 1-й половине 19 веков систематически росли. В середине 18 века чувашей подвергли насильственной христианизации. Чувашских крестьян эксплуатировали торговцы-ростовщики, русские и татарские купцы, угнетали чувашской пуяны и коштаны (патриархально-феодальная прослойка). В 16-17 веках территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале 18 века она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 года вошла в Казанскую и Симбирскую губернию.

Чувашские крестьяне в 16-18 веках активно боролись против феодально-крепостнического и национального гнета. Вместе с крестьянами народов Поволжья они участвовали в восстаниях 1571-1573, в 1606-1610, 1615-1616, 1634 годов и т. д. Повстанцы уничтожили город Цивильск, временно заняли Чебоксары, Алатырь. Восстания были подавлены царскими войсками. Все чувашское крестьянство участвовало в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина 1670-1671 годов; 10-15-тысячные отряды чувашских повстанцев возглавляли полковник Байдул Искеев, атаманы Тойдемир Емайдин, Сергей Васильев и др. Восставшие заняли города Алатырь, Курмыш, Ядрин, осадили Цивильск и Чебоксары. В июле 1774 года по Чувашии прошел отряд Е. И. Пугачева. В июле - сентябре 1774 года произошло более 50 крупных восстаний чувашских и русских крестьян края, которые расправлялись с помещиками, чиновниками, духовенством и купцами. Восстаниями руководили М. И. Негей, А. И. Тонзя, Г. И. Тойдеряк, И. И. Ишмук и др. Чуваши вместе с русскими и другими народами России участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Кризис и разложение феодально-крепостнического строя в 1-й половине 19 века коснулись и Чувашии. В начале 19 века 1/4 часть чувашских крестьян была передана уделу. В 1837-1841 годы в Чувашии проведена Киселева реформа управления государственными крестьянами, которая вызвала резкое недовольство крестьян Чувашии: в 1841 году начались волнения, переросшие в 1842 году в вооруженное восстание (Акрамовскую войну), в котором участвовало 10 тысяч чувашских и марийских крестьян; восстание было подавлено.

Чувашская культура периода феодализма характеризовалась богатым фольклором, вышивками, резьбой по дереву и т. д. В 1707 году русское правительство открыло первую школу для детей нерусских народов Повольжья; во 2-й половине 18 века в Казани и Свияжске действовали новокрещенские школы, которые окончило около 500 чувашских мальчиков, С начала 19 века в чувашских селах были открыты приходские удельные и казенные училища, которых к 1860 году насчитывалось более 60; преподавание в них велось на русском языке.

Быт, хозяйство, культуру, язык чувашей исследовали русские ученые Г. Ф. Миллер, В. Н. Татищев, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, А. А. Фукс, В. А. Сбоев и др. Из среды чувашей вышли архитектор П. Е. Егоров (1727-1789) - автор и строитель ограды Летнего сада и Мраморного дворца в Петербурге, ориенталист Н. Я. Бичурин (Иакинф) (1777-1853), историк и этнограф С. М. Михайлов (1821-1861) и др.

В. Д. Димитриев. Чебоксары.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Рубрика