Финикия (СИЭ, 1974)

Финикия (СИЭ, 1974)

ФИНИКИЯ - древняя страна на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор (береговая полоса современного Ливана и северо-западной Сирии). Население страны - финикийцы, или финикияне, относящиеся к ханаанской ветви западно-семитических племен, по преданию, пришло в Финикию от берегов Эритрейского моря (по-видимому, Индийского океана); однако некоторые древние финикийские историки считали финикиян исконными жителями страны. Вероятно, уже в 5-4-м тысячелетии до н. э. финикияне, выделившись из общей массы ханаанеян Сирии, Палестины и Сирийской пустыни, создали на берегу Средиземного моря поселения земледельцев и рыболовов Сидон, считавшийся древнейшим городом Финикии, Тир, Библ и другие. Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземном м. Уже в 4-м тысячелетии до н. э. устанавливаются морские контакты Библа с Египтом. Во 2-м тысячелетии до н. э. Финикия была конгломератом городов-государств, владевших сельскохозяйственной территорией, на которой жило подавляющее большинство населения. По данным из Угарита, здесь наряду с царской землей, которая жаловалась за службу или под условием выполнения повинностей, существовала частная собственность на землю внутри сельской общины.

Финикия рано стала объектом военной экспансии Египта; в начале 2-го тысячелетия до н. э. Финикия находилась под верховенством египетских фараонов, что не мешало местным царям городов-государств Финикии поддерживать дипломатические связи с государствами Северной Месопотамии (например, с Мари). В середине 2-го тысячелетия до н. э. города Финикии принимали активное участие в политической борьбе, попытках освободиться от египетского господства, столкновениях с хапиру. В 14 веке до н. э. острые социальные конфликты привели к свержению местных царей: в Библе - Риб-Адди, в Тире - Абимилька. Царю Сидона Зимриэде удалось захватить город Ушу (Усу) и отрезать Тир, располагавшийся на острове, от его материковой базы. В конце 13 - начале 12 веков до н. э. города Финикии обрели политическую независимость от Египта. Правитель Библа Закарбаал (11 век до н. э.) с подчеркнутым высокомерием принимает египетского посланца Ун-Амуна, прибывшего за строительным лесом. В 10 веке до н. э. первенство в Финикии переходит к Тиру, образовавшему на территории Финикии при царе Ахираме объединенное Тиро-Сидонское царство и осуществлявшему гегемонию над всем побережьем Финикии. При Ахираме был установлен тесный военно-политический союз с Израильско-Иудейским царством. После смерти Ахирама в Тире наблюдается резкое обострение борьбы за власть между отдельными группировками знати, которая сопровождалась непрерывными государственными переворотами. По-видимому, тогда же имели место в Финикии и волнения рабов, о которых сообщает античный историк Юстин. Постепенно Тир утрачивает свое господствующее положение, и с конце 10 века до н. э. города Финикии становятся самостоятельными.

Наиболее значительным событием в истории Финикии конца 2 - начала 1-го тысячелетия до н. э. была колонизация Центрального и Западного Средиземноморья, куда финикийские купцы и пираты проникли, видимо, уже в середине 2-го тысячелетия до н. э. Открыв железную руду на остро Тасос (северная часть бессейна Эгейского моря), они начали ее разработку, построили там храм бога Мелькарта и небольшое поселение. Объектом финикийской колонизации были, видимо, и Фивы в Беотии. На северо-африканском берегу Атлантического океана, за Гибралтаром, был основан Ликс, в южной части Испании - Гадес, Малака, Секси, Абдера, в Сицилии - Мотия, Панорм и другие, в Сардинии - Нора и ряд других поселений, в северной Африке - Утика, Гиппон, Гадрумет, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрата, Карфаген и др. Совместно с Израильско-Иудейским царством тиряне совершили в 10 веке до н. э. плавание в золотоносный Офир (видимо, на берегу Индийского океана). В 9-7 веках до н. э. финикийские колонии на Западе обрели политическую самостоятельность и постепенно вошли в состав Карфагенской державы (см. Карфаген); с этого времени их история неразрывно связана с историей Карфагена. Города Финикии в 8-7 веках до н. э. постоянно подвергались нашествиям ассирийцев; во 2-й половине 8 века до н. э. в северной Финикии было учреждено ассирийское наместничество с центром в Симире. Собирая тяжелые подати, ассирийцы беспощадно подавляли народного восстания. Однако города Финикии сохраняли внутреннюю автономию и собственных царей. Тир осуществлял власть над обширной территорией, в том числе над некоторыми городами остро Кипра, поддерживал дружеские связи с Дамасским царством и Израильским царством. В середине 8 века до н. э. Тир попытался вести политику, независимую от Ассирии. Поддержанные другими городами Финикии, ассирийцы в 722 году до н. э. осадили и затем захватили Тир. В 701 году до н. э. Ассирия снова усмиряет восставшую южную Финикию, на этот раз центром волнений был Сидон. После новых антиассирийских выступлений Сидон был разрушен (677), а Библ, Тир и Арад признали власть ассирийцев. После гибели ассирийского государства (605 год до н. э.) Финикия стала ареной борьбы между Нововавилонским царством и Египтом, оказавшись первоначально под властью последнего. После битвы при Каркемише (605) нововавилонский военачальник Навуходоносор II (будущий царь) овладел всей Финикией. Около 588-586 годов до н. э. египтяне предприняли поход против Сидона и морское нападение на Тир и, видимо, добились успеха. В 586 и 574-572 годы до н. э. Навуходоносор II (уже царь) осаждал Тир и вынудил его признать свою власть. В 564 году до н. э. к власти в Тире пришли правители – «шофеты», буквально «судьи» (см. Суффет), очевидно, в результате народных волнений и удерживали ее до 558 года до н. э., однако затем была восстановлена царская власть. С 539 по 332 годы до н. э. Финикия входила в состав Персидской державы Ахеменидов. Около 480 года до н. э. под власть Сидона были поставлены города палестинского побережья (Дор и Иоппия (Яффа)); под властью Тира находились в рамках Персидской державы Акко и Аскалон. Тогда же совместными усилиями Тира, Сидона и Арада был построен город Триполис, где должен был заседать общефиникийский совет. Активное участие флот Финикии принял на стороне персов в Греко-персидских войнах (в том числе и в битве при Саламине), поскольку финикияне рассчитывали закрепиться в Эгеиде как торговые монополисты. В 4 веке до н. э. происходит переориентация политики городов Финикии в сторону сближения с Грецией, а в середине 4 века до н. э. в Финикии происходят антиперсидские выступления. Главный их очаг - Сидон - был стерт персами с лица земли, но через короткое время восстановлен. В 333 году до н. э. на территории Финикии, не встретив сопротивления, вступили войска Александра Македонского. Только Тир отказался допустить его принести жертву богу Мелькарту и был впервые за свою историю взят штурмом в 332 году после 6-месячной осады. В период междоусобной борьбы диадохов Финикия попадает под власть Птолемеев, а с середины 3 века до н. э. входит в состав Селевкидов государства. Начиная с этого времени, Финикия переживает бурный процесс эллинизации. В крупнейших торговых центрах Средиземноморья (Делос, Афины и др.) создаются фактории и объединения финикийских купцов. На Кипре во 2-1 веках до н. э. возникает греко-финикийское царство; в ряде городов Финикии ликвидируется царская власть; некоторое время существовали тирании. С 63 года до н. э. территория Финикии входит в состав римской провинции Сирия. Ряд городов был провозглашен колониями италийского права. Постепенно финикияне слились с другими населением Сирии, а название Финикия со 2 века н. э. стало обозначением произвольно выкроенной провинции на территории Сирии.

И. Ш. Шифман. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Публикации финикийских надписей:

Corpus Inscriptionum Semiticarum, pars I, v. 1-3, P., 1881-1952; Lidzbarscki M., Handbuch der Nordsemitischen Epigraphik, Bd 1-2, Weimar, 1898; Cooke G., A text-book of North-Semitic inscriptions., Oxf., 1903; Donner H. und Röllig W., Kanaanäische und aramäische Inschriften, Bd 1-3, Wiesbaden, 1962-64.

Литература:

Винников И. H., Эпитафия Ахирама Библского в новом освещении, "ВДИ", 1952, No 4; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.-Л., 1963; его же, Финикийские мореходы, М., 1965; Baramki D., Phoenicia and the phoenicians, Beirut, 1961; Harden D., The Phoenicians, L., (1962); Galling K., Eschmunazar und der Herr der Könige, "Zeitschrift des Deutsehen Palästinavereins", 1963, Bd 79, 1964, Bd 80; Moscati S., La questione fenicia, "Rendiconti della Accademia Nazionale dei Lincei", 1963, v. 18, ser. 8.

Рубрика