Чосон (РИЭ, 2020)

Чосон (РИЭ, 2020)

Эпоха Чосон (конец XIV — начало XX века). Став главнокомандующим корейской армии, генерал Ли Сонге, являвшийся также тестем последнего государя Корё, низложил его и в 1392 году основал новое государство Чосон («Страна утренней свежести») во главе с династией Ли. Его название содержало аллюзию на связь с первым корейским государством — Древним Чосоном (Кочосоном). Столица Чосона была перенесена в Хансон, переименованный в Ханян (современный Сеул).

При первых ванах Чосона активно воссоздаются централизованные государственные институты, к началу XV века завершается реорганизация центрального и местного аппаратов управления. Произведенные изменения были зафиксированы в «Великом уложении по управлению государством» (Кенгук тэчжон) — своде законов династии Ли XV века, где содержались установления, касавшиеся государственного устройства Чосона и деятельности его важнейших учреждений, просуществовавших в целом до конца правления династии. Высшим правительственным органом являлся Ыйджонбу (Государственный совет). Ему подчинялись 6 центральных палат, ведавших различными вопросами. Страна была поделена на 8 провинций и около 350 уездов. Реорганизация системы управления позволила центральной власти свести на нет тенденции к местному сепаратизму.

Еще перед провозглашением новой династии были проведены меры, служившие возрождению основы центральной власти — укреплению государственной собственности на землю. Для этого была изъята часть крупных частных владений, что особенно коснулось буддийских монастырей. Чиновники оставались основной опорой государства, при этом в период Чосон доступ к экзаменам, позволявшим получить должность, все в большей степени становился привилегией представителей этого сословия. Занятие гражданских должностей считалось более престижным, чем военных. В 1391 году был принят закон кваджонпоп — «закон о ранговых наделах». Он ставил земельный фонд под контроль государства, которое за службу наделяло гражданских и военных чиновников землей с прикрепленными к ней крестьянами, платившими определенный налог и содержавшими таким образом привилегированный класс. Для контроля над формально свободными крестьянами, прикрепленными к земле, проводились частые переписи населения, укреплялась

система круговой поруки, вводились суровые наказания за бегство крестьян со своих наделов. Результатом проведения реформ стал заметный экономический подъем, достигший расцвета в период правления вана Седжона (1419— 1450). Вплоть до конца XVI века происходил стабильный рост численности населения, благодаря чему осваивались новые участки на пограничных территориях, росла площадь пахотных земель. На юге стали получать два сбора урожая в год, появились новые сельскохозяйственные культуры (в том числе перец и хлопок). Для нужд хозяйства были изобретены дождемер, приспособления для измерения глубины рек и расстояния на местности, получило распространение огнестрельное оружие, которое со временем совершенствовалось (например, изобретена «хва-чха» («огненная колесница»), выпускавшая 100 стрел на расстояние до 1 тысячи шагов), росло значение книгопечатания. Постепенно развивалось ремесло и торговля, важную роль играли государственные мастерские, работавшие на королевский двор. Тем не менее, средствами обмена по-прежнему оставались зерно и холст: предпринятая в XV веке попытка внедрить металлические монеты вновь оказалась неудачной, бумажные деньги также не нашли применения.

Отношения Чосона и Китая носили в этот период традиционный характер формальной зависимости, которая не затрагивала прерогатив властей Кореи во внутренней и внешней политике и сводилась к некоторым внешним проявлениям «старшинства» императора Мин (обращение к нему за инвеститурой, принятие китайского календаря, наряду с которым употреблялся и корейский, ежегодная отправка нескольких посольств в Пекин с дарами и данью и т. д.). В ходе посольств осуществлялась и внешняя торговля с Китаем. Торговые отношения с Японией поддерживались в трех портах на юге Кореи. Берега Кореи подвергались частым набегам японских пиратов, в борьбе с которыми укреплялся и усовершенствовался корейский флот. На севере страны происходили военные столкновения с племенами чжурчжэней. К середине XV века Чосон смог расширить свою территорию на северо-востоке до реки Туманган (современная северо-восточная граница КНДР).

Во времена Чосона буддизм утратил свое прежнее значение, в то время как официальной идеологией государства стало учение Чжу Си — одно из направлений неоконфуцианства. Главную роль в системе просвещения играла конфуцианская академия Сонгюнгван, перенесенная из Кэгена в Ханян. Большое значение также стали приобретать местные, провинциальные конфуцианские частные школы. Буддистские монастыри и храмы, являвшиеся одним из оплотов свергнутой династии правителей Корё, столкнулись с серьезными притеснениями со стороны ванов Чосона: с начала XV века начались конфискации у них в пользу государства основной части земельных владений и крестьян, большая часть монастырей и буддистских сект были распущены. Все это привело к снижению роли буддистской организации в экономике и политике. Еще менее заметную роль играл даосизм, который также подвергался гонениям.

Вместе с тем политическая стабильность и экономический рост способствовали расцвету культуры Чосона. В это время усиливается внимание к истории Кореи, составляются «История Корё» и хроники правителей династии Ли. Важное значение имело создание национальной письменности, опубликованной в конце 1443 года под названием «Хунмин чоным» («Наставление народу о правильных звуках»), более известной как «хан-гыль» («корейское письмо»). Тем не менее, образованная часть общества Чосона предпочитала и дальше использовать китайскую иероглифику, считая хангыль «вульгарной». В столице были созданы пять больших дворцовых комплексов, позднее не раз перестраивавшихся, считающихся сегодня главными историческими достопримечательностями Сеула и представляющими собой апогей развития дворцово-парковой архитектуры Кореи: Кенбоккун (основан в конце XIV века), Токсугун (основан в середине XV века), Чхандоккун (основан в начале XV века), Чхангенгун (основан в середине XV века) и Кенхигун (основан в конце XIV века). Также сохранились ворота Намдэмун и Тондэмун, обозначавшие ранние границы столичного города.

Хотя изготовление использовавшегося двором ванов и знатью знаменитого корёского фарфора пришло в упадок и его сменил более примитивный белый фарфор, во 2-й половине XV века корейские мастера наладили производство керамических изделий с подглазурной росписью кобальтом. После первых десятилетий расцвета Чосон столкнулся с кризисом, вызванным сокращением земельного фонда для обеспечения служилого сословия, составлявшего разросшийся бюрократический аппарат, ростом крупного частного землевладения, коррупцией и обезземелением крестьян, что привело к ослаблению центральной власти. В середине XV века страна также столкнулась с периодом политической нестабильности, вызванной борьбой за власть внутри правящей династии, которая продолжалась и на протяжении большей части XVI века. В отдельных провинциях вспыхивали восстания.

В конце XVI века политический кризис усилился в связи с начавшейся Имджинской войной. Временно объединивший Японию Тоетоми Хидэеси, стремившийся к масштабным завоеваниям, решил начать экспансию с Чосона, рассчитывая затем использовать его территорию как плацдарм для захвата империи Мин. В 1592 году японские войска вторглись в Корею. Численное превосходство самураев, их лучшая организация и военная технология предопределили в начале Имджинской войны быстрое поражение корейских войск и захват столицы Чосона. Корея была вынуждена просить помощи у своего сюзерена — империи Мин. Вместе с тем все более активными становились действия народных ополчений, которые вели против японцев партизанскую войну. Большую роль в защите страны сыграл корейский флот под руководством выдающегося флотоводца Ли Сунсина. Он использовал успешную тактику и применил в сражениях усовершенствованный тип боевых кораблей — так называемых кобуксон («корабль-черепаха»), укрепленный металлической броней. В итоге японские сухопутные войска оказались без поддержки, и после двух неудачных кампаний (1592-1593, 1597-1598) Япония в 1598 году была вынуждена вывести свои силы из Кореи (мирный договор между странами был заключен лишь в 1607 году).

Но победивший в Имджинской войне Чосон находился после нее в глубоком кризисе, вызванном значительным хозяйственным ущербом, который понесли его земли в ходе продолжительных военных действий. Многих корейских мастеров-ремесленников увели в плен в Японию. Последствия войны сказывались в Корее на протяжении нескольких десятилетий. Вследствие вторжений маньчжуров на Корейский полуостров в 1627 и 1636 годы Чосон признал себя данником созданной ими империи Цин, вскоре завоевавшей Китай, где центральная власть Мин ослабела, в том числе из-за потерь, понесенных китайцами в ходе Имджинской войны. Многократно сталкиваясь с внешней агрессией, Чосон постепенно стал ограничивать свои контакты с другими государствами, что привело к «закрытию» страны. Жители прибрежных районов переселялись вглубь материка, а на побережье создавались посты, которые не должны были допустить подхода иностранных судов. Внешняя торговля жестко регламентировалась и ограничивалась государством. Политическая изоляция неблагоприятно сказалась на всех аспектах развития К. в последующие столетия, произошло закрепление традиционалистских установок, что в дальнейшем мешало проведению в стране необходимых реформ. Несмотря на периодически предпринимавшиеся с XVII века попытки адаптировать западные достижения, Корея оставалась закрытой страной.

Ко 2-й половине XVII века хозяйство страны, пострадавшее в результате нашествий маньчжуров, было восстановлено, развивались ремесло и внутренняя торговля, росло городское население. В 1750—1751 годы вступил в силу Закон об уравнении повинностей («Кюнёк поп»), в том числе снижавший размер военного налога с военнообязанных государственных крестьян. Была проведена и унификация законодательства — в 1785 году вышел полный свод законов «Великого уложения» («Тэджон тхонпхен»). Тем не менее, постоянная борьба придворных группировок ослабляла центральную власть. Все сильнее ухудшалось экономическое положение крестьянства, а соответственно и государственных финансов. Внутреннюю политику Чосона целиком определяла конфуцианская бюрократия. Реакцией на экономико-социальные проблемы страны с конца XVI по начало XIX века стало развитие корейского общественно-философского течения за внедрение реальных, истинных знаний (сирхак) и западных технологий, развитие естественных и гуманитарных наук, направленное против господствовавшей в сфере образования и управления Чосона конфуцианской схоластики. Наряду с этим, ученые-сирхакпа выступали против коррупции чиновников, высоких поборов с крестьян, сословного неравенства. К выдающимся ученым этого направления можно отнести Ким Чон Хо (1804—1866), известного составлением карт Чосона, имевших большое значение для развития хозяйства страны и укрепления ее обороны. В XVIII веке в Корею впервые проникает христианство, распространение которого (сначала — католицизма, а с 1880-х годов и различных протестантских течений), несмотря на гонения, шло в ногу с распространением течения сирхак.

В1863 году новым правителем Чосона стал несовершеннолетний ван Кочжон. Место регента при нем занял его отец Ли Хаын, более известный как Тэвонгун (принц-регент). Для этого периода в целом было характерно противостояние «западников», стремившихся инициировать проведение реформ по западным образцам и техническую модернизацию по примеру Японии, и традиционалистов, среди которых был Тэвонгун, стремившихся к сохранению изоляции Кореи и проводивших политику «закрытия» страны. Хотя Тэвонгун все же провел ряд необходимых реформ, во время его регентства корейские христиане вновь подверглись репрессиям со стороны государства. В 1866 году французские, а в 1871 году американские экспедиционные силы предприняли неудачные попытки надавить на Чосон, добиваясь подписания неравноправных торговых договоров, подобных заключенным с Японией в 1850-е годы. Вскоре группировке под руководством жены Кочжона королевы Мин удалось отстранить от власти Ли Хаына и поставить самого вана и государственную политику под свое влияние. В 1876 году Япония, которая также пыталась «открыть» Корею, угрожая Чосону военным нападением, заключила с ним неравноправный Канхваский договор, лишавший Корею таможенной автономии. Японцы также добились права экстерриториальности (неподсудности корейским судам) и приобретения земельных владений для своих подданных, для ведения торговли с Японией открывали дополнительные порты. Вскоре аналогичные договоры были подписаны Кореей с США, Германией, Россией и Францией. В 1882 году Ли Хаын вернулся к власти, но вскоре вновь был свергнут прокитайской группировкой во главе с Юань Шикаем.

Великие державы развязали борьбу за экономическое и политическое влияние в Корее, однако ввиду ее удаленности от западных государств только Япония последовательно наращивала свое преимущество, в итоге став главной доминирующей силой на Корейском полуострове. Усиление позиций Японии постепенно пошатнуло лидерство Китая в регионе, подорванное и экономической экспансией западных государств. Попытка «партии независимости», возглавляемой Ким Ок Кюном, провести в 1884 году в Корее преобразования по образцу развитых промышленных стран не увенчалась успехом.

Чосон все в большей степени становился похож на полуколонию. Иностранные товары, наводнившие корейский рынок, окончательно разорили крестьян и ремесленников, в то же время обострились и противоречия, связанные с коррупцией внутри устаревшей системы государственного управления. Это привело к одному из крупнейших выступлений против существовавшего в стране порядка, японского экономического закабаления и роста налогов — Крестьянскому восстанию 1893—1894 годов («революции» тонхак). Тонхак (Восточное учение) представляло собой националистическое общественно- религиозное движение, основанное в 1860-е годы Чхве Чжэ У как противоположное «Западному учению», т. е. католичеству. Движение было направлено против коррупции внутри государства и агрессии иностранных держав и получило широчайшую поддержку населения. Мощный размах «революции» тонхак заставил вана Кочжона обратиться за помощью к Китаю, правительство которого послало свои войска в Корею. Это послужило поводом для ввода Японией своих войск в Корею и начала Японско-китайской войны 1894—1895 годов, в которой империя Цин потерпела поражение. По Симоносекскому мирному договору Китай был вынужден признать самостоятельность Кореи, отказавшись от своего сюзеренитета над ней. Это в дальнейшем упростило проведение политической и экономической экспансии Японии в Корею.

Крестьянское восстание 1893—1894 годов показало глубину охватившего страну кризиса и необходимость преобразований, частично проведенных в конце XIX века «партией прогресса» (реформы года Кабо). Были отменены привилегии служилых чиновников (янбанов), фактически превратившихся за период существования Чосона в дворянское сословие, пытки, рабство, официально введен государственный флаг (ныне являющийся флагом Р[еспублики] К[орея]). Королева Мин и ее сторонники пытались противостоять попыткам Японии закабалить страну, для чего они обратились за поддержкой к России. Но в 1895 году японцы организовали нападение на дворец, во время которого королева Мин была убита. Некоторое усиление позиций России при дворе привело к тому, что 11 февраля 1896 года ван Кочжон бежал из дворца и скрылся в русском посольстве, где прожил целый год. После возвращения во дворец в 1897 году, пытаясь изменить критическое положение страны, Кочжон провозгласил К. империей. Однако де-факто имперское правительство было неспособно контролировать внутриполитическую ситуацию, в то время как попытки Общества независимости ввести в стране парламентскую систему натолкнулись на сопротивление двора.

Противостояние иностранных держав за влияние над Кореей завершилось в ходе Русско-японской войны 1904—1905 годов. Широкую известность получило сражение крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» против блокировавших бухту Чемульпо (современный Инчхон) судов японской эскадры в первые дни войны. Территория Кореи использовалась японцами в качестве плацдарма для снабжения своих войск. Под давлением Японии были аннулированы русско-корейские договоры, и Корея формально признала себя союзником Японии. После поражения России зависимость Кореи от Японии увеличилась, что было оформлено 17 ноября 1905 года японо-корейским договором о протекторате. По его условиям, Корея теряла право сношения с иностранными государствами, а для надзора над ее правительством назначался японский генерал-резидент.

Отправленная тайно на международную конференцию в Гааге в 1907 году с целью получения поддержки у европейских держав для восстановления независимости Кореи делегация не добилась успеха. В ответ на действия корейцев Япония заставила Кочжона отречься от престола в пользу своего сына Сунджона и в еще большей степени поставила Корею под свой контроль. Первый генерал-резидент Кореи, Ито Хиробуми выступал против ее аннексии, которая, по его мнению, могла привести к росту антияпонских настроений в стране. Однако 26 октября 1909 года на вокзале в Харбине он был застрелен корейским националистом Ан Чунгыном, стремившимся к восстановлению независимости Кореи и считающимся там национальным героем. Но смерть Ито привела к противоположному результату, послужив предлогом для окончательной аннексии Кореи Японией, произошедшей 22 августа 1910 года.

M.A. Стоякин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 346-351.

Рубрика