Корея в I веке до н. э. — начале X века н. э.

Ранние письменные свидетельства о населении Корейского полуострова содержатся в династийных летописях Китая («Ханьшу» (I век н. э.), «Саньго чжи» (III век н. э.) и др.), Японии («Нихон секи», VIII век) и Кореи («Самгук саги» и «Самгук юса», XII и XIII века). Из них известно о формировании к началу новой эры корейских племенных прото-государств Пуе, Когурё, Емэк, Окчо на севере Корейского полуострова и в Маньчжурии, и племенных союзов Самхан или Трех Хан (махан, чинхан, пёнхан) на юге. Период истории до III века н. э. на юге часто считают протоисторическим (до «Трех государств»).

На рубеже и в первые века нашей эры в наиболее развитых политических образованиях на Корейском полуострове шло формирование государственности. На юге на базе Трех Хан появились несколько политий. В юго-восточной части Корейского полуострова образовался союз корейских племен Кая, выросший из конфедерации пенхан. Сначала гегемоном в нем было Кымгван Кая, после лидерство перешло к Тэкая. Главную роль в махан стало играть подчинившее эти племена Пэкче, а в чинхан — Силла. Становление ранних корейских государств происходило в постоянной борьбе с соседними политическими образованиями, а также с властями китайских округов. Титулом правителей Кореи становится «ван» (примерный эквивалент «короля»), что отражало их формальную зависимость от императора Китая. 

По традиционной версии, основание Силла относится к 57 году до н. э., Когурё — к 37 году до н. э. и Пэкче — к 18 году до н. э. Но, вероятно, формирование в них государственных структур на основе существовавших ранее протогосударств произошло на несколько столетий позже. Власть Когурё простиралась на север Корейского полуострова и Маньчжурии, Пэкче — на юго-запад Корейского полуострова, а Силла — на юго-восток. Все ранние корейские государства сложились на основе объединения родственных общин-бу. Постепенно в них выделялась аристократическая верхушка, зарождалась такая форма крупного землевладения, как кормовые округа (сигып), раздаваемые правителем с правом сбора поземельного налога-ренты. На основе центральной общины сформировались государственные структуры, появилась центральная администрация и представления о верховной собственности вана (государства) на землю. Материальной предпосылкой к становлению государств стало распространение более эффективных форм земледелия, усовершенствование техники изготовления металла.

Когурё сформировалось в бассейне реки Ялуцзян, где позже была основана его столица Куннэ. Постоянно воюя с китайскими государствами периода раздробленности (III—VI века) и соседними племенами, Когурё значительно расширило свою территорию. Сначала оно усилилось за счет племен Тонъе и Окчо (живших на побережье Японского моря на территории современной КНДР), у которых не сложились собственные государственные образования. В 313 году был завоеван округ Лолан, а затем часть территории Пуе, чей центр располагался в районе современной китайской провинции Цзилинь. В 427 году столица Когурё была перенесена в Пхеньян. Особого могущества это государство достигло в V веке при ванах Квангэтхо и Чансу.

Столицей Пэкче являлся Хансон (современный Сеул), а впоследствии Унчжин (современный Конджу) и Саби (совр. Пуё). Это государство поддерживало активные связи с Японией и Южным Китаем. Столица Силла располагалась в Кенджу. Являясь поначалу самым отсталым из «Трех государств», оно с течением времени смогло укрепиться и расширить свою территорию. Располагаясь между Пэкче и Силла, протогосударство Кая являлось объектом постоянных нападений соседей и в 562 году было завоевано набиравшим силу Силла. Поэтому составленные значительно позднее официальные летописи «Самгук саги» и «Самгук юса» не включили Каю в число «Трех государств» (кор. «Самгук»), сосредоточившись на истории Силла, Пэкче и Когурё.

Высокий уровень аристократической материальной культуры этого периода показали находки многочисленных золотых корон Силла и различных ювелирных изделий Пэкче. Усовершенствовались также архитектура и изобразительное искусство, что можно проследить по фрескам в курганах в Когурё. Происходило и развитие естественных наук: до наших дней сохранился объект, включенный в Список культурного наследия ЮНЕСКО, — древняя астрономическая обсерватория Чхомсондэ в городе Кенджу.

В период «Трех государств» в Корее начал распространяться буддизм, принятый сначала в 372 году в качестве официальной религии в Когурё, в 384 году — в Пэкче и в 527 году — в Силла. Он оказал значительное влияние на их духовную и материальную культуру во многом благодаря развитию буддийской культовой архитектуры и скульптуры. Считается, что буддизм проник на территорию Японии из поддерживавшего с ней тесные связи Пэкче. Наряду с буддизмом с VI—VII веках в Корее начинает проникать даосизм, кроме того, здесь были сильны позиции конфуцианства и шаманизма, который основывался на местных тотемистических и анимистических верованиях.

С расширением территории трех корейских государств они начали бороться друг с другом за преобладание на всем Корейском полуострове. С конца VI века Когурё столкнулось с новой опасностью на западе со стороны империи Суй, вновь объединившей Китай. В ходе ряда когурёско-суйских войн (598, 612—614 годы) Когурё отстояло свою независимость в борьбе с огромными по численности китайскими армиями, в то время как сами войны способствовали скорому краху Суй. Но попытки захватить Когурё были продолжены следующей китайской империей Тан, с 644 года предпринявшей ряд безуспешных походов против Когурё. Однако наступление объединенных войск Тан и Силла, заключивших союз против Когурё и Пэкче, в 660 году привело к падению Пэкче (в захвате которого большую роль сыграл полководец Ким Юсин), а в 668 году и Когурё (см. подробнее Когурёско-суйские и Когурёско-танские войны).

Империя Тан надеялась закрепить за собой все земли Когурё и Пэкче, учредив там свои наместничества, но натолкнулась на сопротивление местного населения и своего прежнего союзника — государства Силла, которое начало борьбу за преобладание на Корейском полуострове. В 676 году танские войска были изгнаны, и к 735 году Силла удалось объединить всю территорию к югу от реки Тэдонган. При этом большая часть земель бывшего Когурё не вошла в Объединенное Силла, столица которого располагалась в Кымсоне (современный Кенчжу). Период Объединенного Силла в корейской историографии также называется периодом Южных и Северных государств (VIII—X века), так как на севере, на значительной части современной территории КНДР, в это время существовало государство Бохай (королевство Пархэ), основанное мохэскими племенами и оставшимся после разгрома населением Когурё. Между тем, российские исследователи не относят Бохай к числу корейских государств, считая его тунгусо-маньчжурским.

Уже в 1-й половине VII века в Объединенном Силла был создан разветвленный государственный аппарат и постоянная армия, а влияние старой аристократии сильно упало. На время правления первых ванов Объединенного Силла пришелся его наибольший расцвет и могущество. В административном отношении страна делилась на 9 областей (чу), 5 малых столиц (соген), 116 округов и 293 уезда. Представители бывшей когурёской и пэкческой знати переходили на силласкую службу. Все это способствовало формированию единенного корейского этноса. Период Объединенного Силла представляет собой важнейший этап в истории Кореи, когда впервые было создано единое централизованное государство, охватывавшее большую часть территории страны. Принципы его административной и социальной организации, системы землевладения и землепользования в определенной степени повлияли на последующую историю Кореи.

Конец многочисленных войн и объединение страны способствовали росту экономики: шло освоение заброшенных земель, увеличилась производительность хозяйства, развивались ремесла и торговля. В период Объединенного Силла продолжала существовать государственная собственность на землю. Часть земель выдавалась чиновникам в качестве жалованья. Основу земельного фонда составляли мелкие наделы крестьян, прикрепленных к земле и плативших разнообразные налоги. По мере ослабления централизованного государства проявлялась тенденция к увеличению частных владений, что подрывало его экономическую базу. Позднее это привело к сепаратизму «сильных домов» — влиятельных семейств, концентрировавших в своих руках земли и зависимых крестьян. Большими владениями также обладали буддийские монастыри. Весь период Объединенного Силла прошел почти без внешних войн, что значительно способствовало развитию образования и культуры. Это время стало расцветом буддизма. Были возведены монастырь Пульгукса и пещерный храм Соккурам (включены в список культурного наследия ЮНЕСКО), шло активное строительство других многочисленных буддийских монастырей и храмов. Расцвет коснулся и градостроительства — столица в Кенчжу превратилась в громадный, строго спланированный мегаполис, а также светской, в первую очередь дворцовой архитектуры.

Идеология Объединенного Силла представляла собой сочетание местных религиозных верований, конфуцианства, буддизма и даосизма, образуя таким образом особый сплав нескольких культурных традиций. Стоит отметить, что в этот период между ними практически не возникало конфликтов. Конфуцианство преобладало в сфере государственного управления и политики. С 682 года существовала высшая конфуцианская школа для подготовки чиновников. В 788 году были введены экзамены, необходимые для получения чина, где проверялись знания китайской классической литературы.

Буддизм доминировал в религиозной сфере, распространив свое влияние на разные группы населения. Представители буддистского духовенства выполняли также различные функции в сфере управления, в первую очередь совершали государственные культовые обряды. Сплав различных религиозно-этических учений, характерный для периода Объединенного Силла, нашел воплощение в идеологии хваранов — организации молодежи, готовящей своих членов для службы государству.

Объединенное Силла поддерживало близкие связи с империей Тан. Активно происходил обмен посольствами, что способствовало быстрому распространению китайских культурных традиций. Ученым Соль Чхоном на базе китайских иероглифов была разработана оригинальная система письма йду. В то же время связи с Японией были не слишком активными. Географический охват контактов Объединенного Силла расширился до Индии, куда через Китай ездили на учебу корейские монахи. 

Ослабление Объединенного Силла началось еще со 2-й половины VIII века и было связано с рядом мятежей и заговоров. На части его территорий власть захватывали сильные военачальники, опиравшиеся на историческую память о существовании «Трех государств». В конце IX века Объединенное Силла окончательно распалось на три части: военачальник Кенхвон объявил о создании государства Хупэкче (Позднее Пэкче) на юго-западе, Кунье провозгласил себя правителем Хукогуре (Позднее Когурё) на севере, а на юго-востоке существовала Силла, территория которой сильно сократилась. Период раздробленности продолжался 1-ю треть X века.

M.A. Стоякин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 341-344.