Маджапахит (РИЭ, 2018)

Маджапахит (РИЭ, 2018)

Маджапахит. После изгнания монголо-китайской армии в 1294 году, Виджая, приняв имя Кертараджаса (1294—1309), основал новое государство Маджапахит с одноименной столицей в низовьях реки Брантас (ныне местечко Травулан). Оно поставило под свой контроль практически всю Нусантару (Восточную и Центральную Яву, Мадуру, Бали, Суматру, прибрежные части Калимантана, Малые Зондские острова, юг Малайи, Молуккские острова, юг Сулавеси, зоны Малаккского и Зондского проливов и др.). После консолидации яванских владений при махараджах Кертараджасе и Джаянагаре (конец XIII — 1-я треть XIV века) Маджапахит перешел к внешней экспансии. Она была особенно активной во время правления королевы Трибхуваны, махараджи Хаяма Вурука и первого министра (мапатиха) Гаджа Мады (1330—1370-е годы). К 1343 году был покорен Бали и на его престол посажен ставленник Маджапахита. Вслед за Бали Маджапахит подчинил королевство на острове Сумбава, прибрежные районы Калимантана, часть Сулавеси, Молуккские и Малые Зондские острова. Военные методы экспансии умело сочетались с дипломатическими. Например, на Суматре удалось обеспечить влияние яванской империи через правителя Адитьявармана. Он, еще будучи принцем суматранского государства Малаю, долго жил при яванском дворе, возглавлял посольства Маджапахита в Китай в 1325 и 1332 годы и даже участвовал в завоевании Бали. Но дипломатия не всегда приводила к успеху. Например, правитель второго крупнейшего в XIV—XV веках индуистско-буддийского государства на Яве сунданского государства Паджаджаран (на Западной Яве со столицей Пакуан, основанной в 1333 году близ современного Богора) отказался от династического союза с махараджей Маджапахита Хаямом Вуруком, стремившимся укрепить здесь свое влияние. После того как правитель Паджаджарана не признал свою зависимость от Маджапахита, он, паджаджаранская принцесса и их свита были перебиты в 1357 во время так называемой Бубатской резни. Значительную роль в детально разработанной системе управления играли родственники махараджи. Отец правителя ведал судебными делами, сбором податей и классификацией населения. На дядю было возложено наблюдение за земельными делами и надзор за мостами и дорогами. Особая служба ведала делами дес (общин) и храмовых земель. Фиксировались обязанности по надзору за порядком. Определялись сферы деятельности, которыми разрешалось заниматься различным группам и классам населения. Были изданы правила, регулирующие пожалования должностным лицам и храмам, содержание войск, покровительство земледелию и землевладению, уплату податей в казну, определение налоговых ставок и различных видов обязательных повинностей. По указанию Гаджа Мады был подготовлен новый кодекс законов. Он заменил «Кутараманаву» — переработку «Законов Ману», являвшуюся главным источником письменного яванского права в предшествующую эпоху. В соответствии с новым кодексом, судьи при рассмотрении гражданских дел должны были принимать во внимание законы, внесенные в свод, местные обычаи, прецеденты и мнения духовных лиц и старцев. Они также обязывались запрашивать мнение беспристрастных соседей, прежде чем принять окончательное решение.

Власть государства и знати основывалась на эксплуатации сельских общин (в основном занятых поливным рисоводством), получении дани и внешней торговле. Маджапахит в это время превратился в житницу Явы. Поддерживались торговые отношения с Китаем, Аютией (современный Таиланд), Бирмой (современная Мьянма), Камбоджей, Чампой, Яваной (современный Вьетнам), Бенгалией. Деспотическая власть монарха и его семьи опиралась на централизованную бюрократическую систему во главе с мапатихом, служилых земледельцев (панджи) и общинную верхушку. Деятельность духовенства ставилась на службу государственной политике, в результате чего формировалась синкретическая религиозная идеология на основе местной яванской, буддийской и индуистской традиций. В период расцвета Маджапахита был завершен индуистский храмовый и скульптурный комплекс на востоке Явы — Панатаран (1197—1457); придворный Прапанча создал классическую историческую поэму «Нагаракертагама» (1365) в жанре какавин, прославляющую величие империи. В конце XIV — XV века возросло число крупных нечиновных землевладельцев (бхра), увеличилась доля частного землевладения в целом. За междоусобной войной на Яве (при Викрамавардхане, 1403—1406) последовала постепенная утрата зависимых от Маджапахита территорий, распространение там, как и на северном побережье Явы, ислама. Мелкие прибрежные княжества нашли в новой религии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве правоверных перед единым богом (Аллахом), о взаимопомощи среди единоверцев способствовали популярности ислама. При махарадже Гириндравардхане в последней четверти XV — начале XVI века государства Северной Явы вели войны с Маджапахитом. Появление на Яве эмиссаров Португалии, захватившей в 1511 году Малакку, еще более осложнило отношения Маджапахита с исламизированными княжествами, а в 1527—1528 годы их коалиция во главе с султанатом Демака разгромила остатки империи.

Соседний Паджаджаран в 1522 году для защиты от мусульман заключил договор с португальцами, разрешив им построить крепость в порту Сунда Калапа. Но когда в 1527 португальцы вторично прибыли в Сунда Калапу, ею уже управляли мусульмане. Захватив зависимое от Паджаджарана княжество Бантен, они переименовали этот порт в Джаякерту (современная Джакарта). Столица самого Паджаджарана, хотя и подвергалась нападениям бантенского султана Хасануддина, еще некоторое время сохраняла независимость. В 1579 году сын Хасануддина — Юсуф, воспользовавшись предательством, захватил ее и истребил весь род правителя Паджаджарана и местную аристократию, сохранив жизнь лишь тем, кто принял ислам.

В.А. Погадаев

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 88-90.