Конго с древности до провозглашения независимости

Конго с древности до провозглашения независимости

Конго (Демократическая Республика Конго, ДРК, в 1971-1997 - Заир) — государство в Центральной Африке. Площадь — 2 345 409 кв. км. Численность населения — 86,604 миллион человек (2019, оценка ООН). Более 200 этнических групп, в основном банту (45 % населения составляют народности конго, монго, луба, мангбету-азанде). Языки: французский, лингала, киконго, суахили, тшилуба. Столица — Киншаса. Более 90 % — христиане (католики и протестанты, примерно поровну). В Конго сохраняются очень высокие темпы естественного прироста населения, возможно, более 3 % в год.

Доколониальный период. На территории ДРК обнаружены памятники культуры палеолита и неолита. Неолит сменился железным веком, минуя бронзовый. Железоделательным ремеслом владели бантуязычные народы, обосновавшиеся на территории ДРК в IX—XI веках. Земледельцы банту оттеснили в тропические леса автохтонное население (сан, или пигмеев), охотников и собирателей, и положили начало ранним государствам — Конго (см.), Куба, Луба, Лунда.

Колониальный период. В период колониального раздела Африки в результате дипломатической игры, использования интереса общественности к географическим открытиям, инициативам по борьбе с работорговлей и «распространения цивилизации», Берлинская конференция 1884—1885 годов одобрила создание в бассейне реки Конго государства под личной властью бельгийского короля Лепольда II размером в 80 Бельгий. Детище Леопольда, Независимое государство Конго (НГК), приобрело дурную славу места, где хищничество и алчность концессионных компаний не знали границ, а произвол и доходившая до зверств жестокость стали обыденностью. В 1908 году король подписал «Колониальную хартию» — указ о преобразовании НГК в колонию Бельгии.

В колониальный период была построена сеть железных и шоссейных дорог, создана современная горнодобывающая промышленность, товарное сельскохозяйственное производство. Миллионы конголезцев получили основы европейского образования и приобщились к христианским ценностям в миссионерских школах. Однако и причин для недовольства у конголезцев было предостаточно: принудительный труд, непосильные налоги, нищета в деревне, вынуждавшая многих крестьян-мужчин заниматься отходничеством, тяжелая и опасная низкооплачиваемая работа на шахтах, скверные жилищные условия в городах, унизительная сегрегация в повседневной жизни. В основе колониальной идеологии лежал патернализм: африканцы считались детьми, нуждающимися в «отеческой» опеке и плотном контроле. При найме это должны были делать европейские компании, в духовной и повседневной жизни — Католическая церковь, в общественной — колониальная администрация. Приоритетными были отрасли экономики, обеспечивавшие экспортные поставки минерального сырья: горнорудная промышленность и цветная металлургия. На богатом полезными ископаемыми юго-востоке создавались центры промышленного роста — вотчины монополий, контролировавших экономику колонии: «Сосьяте Женераль дю Бельжик», «Юньон Миньер дю О'Катанга», «Форминьер». На остальной территории экономика сохраняла сельскохозяйственную ориентацию, принудительно насаждались экспортные культуры (хлопок, масличная пальма). Колониальное «освоение» К. вызвало глубокую социальную трансформацию. В сельских районах шло имущественное расслоение, в промышленных центрах быстро росло число людей, работавших по найму, в основном шахтеров, среди которых преобладали отходники. Одной из особенностей колониального общества Конго была ничтожно малая численность тех, кого во французских колониях называли «эволюэ» (фр. — «развитый», «приобщившийся к цивилизации»). В 1960 году среди 12 миллионов конголезцев было только 16 человек с высшим образованием, все по специальности «политические науки». При сказочных богатствах недр К. уделом большинства конголезцев оставалась вопиющая бедность. В сельской местности вспыхивали крестьянские восстания против произвола колониальных чиновников и их ставленников, вождей. Самым крупным из них было восстание бапенде (март — сентябрь 1931 года). В промышленном секторе происходили забастовки, порча оборудования, неявки на работу. Особенно широкий размах приобрело движение кимбангистов (по имени Симона Кимбангу, объявившего себя религиозным пророком). В январе 1960 года на переговорах в Брюсселе между бельгийским руководством и конголезскими политиками было достигнуто соглашение о предоставлении независимости Конго 30 июня того же года.

С. В. Мазов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 225-226.

Рубрика