Государство Сельджуков. Низам ал-Мульк

Государство Сельджуков. Низам ал-Мульк

При вступлении Тогрул-бека в Хорасан (1038 год) иранские феодалы и купечество стали искать союза с завоевателями. Сельджукские султаны, нуждаясь в опытных чиновниках, искали поддержки мусульманского духовенства и дервишских шейхов; они хотели принимать участие в торговых операциях купечества. Союз между султанами, с одной стороны, иранскими феодалами, чиновничеством, духовенством и купечеством — с другой, установился быстро и в дальнейшем укреплялся. Султаны как военачальники представляли собой подлинную власть, которой обязаны были беспрекословно подчиняться все тюрки. После прекращения завоеваний, с конца XI века, огузская знать не была больше заинтересована в сильной центральной власти, она завладела землями икта и стала проявлять сепаратистские тенденции. В противовес им уже при Мелик-шахе была создана гвардия гулямов.

При Алп-Арслане большинство кочевников, силами которых были совершены завоевания, переселили на окраины государства, так как кочевники являлись постоянной угрозой для городского и оседлого земледельческого населения.

Мелик-шах сделал своей столицей г. Исфахан, создал пышный двор, установил придворные должности, ввел строгий церемониал.

Самой яркой фигурой среди иранской чиновной знати, ее идеологом был знаменитый вазир султанов Алп-Арслана и Мелик-шаха — Абу Али Хасан Туси, известный под почетным титулом Низам ал-Мульк («Порядок государства»). Он был покровителем ученых и поэтов, основателем знаменитых медресе. Свои политические взгляды и идеалы вазир изложил в сочинении, названном «Книга о правлении» («Сийа-сат-наме»).

[337]

Низам ал-Мульк стремился к созданию централизованной державы, образцом которой он считал государства Газневидов, Саманидов и Аббасидов в пору их расцвета. Он рекомендовал султанам иметь большое и сильное войско, пригодное для подавления феодальных мятежей, разветвленную осведомительную службу, беспощадно подавлять народные движения, в особенности выступления исмаилитов. Низам ал-Мульк требовал более мягкого отношения к крестьянству, стремился ограничить права владельцев икта. Однако в период развития военно-ленной системы и феодальной раздробленности централистская политика Низам ал-Мулька была утопией.

[338]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 337-338.