Петродворец: путешествие по паркам

Петродворец: путешествие по паркам

МАРШРУТ ПЕРВЫЙ. ВОКЗАЛ - НИЖНИЙ ПАРК - ВЕРХНИЙ ПАРК.

Самый ценный архитектурный ансамбль Петродворца — Нижний и Верхний парки, созданные в первой четверти XVIII века. Они являются тем ядром, вокруг которого впоследствии вырос город и сложились позднейшие художественные комплексы. От вокзала к Нижнему парку идут автобусы до Советской площади. Отсюда удобнее всего начинать осмотр его достопримечательностей.

Узкая верхняя терраса, переходящая в крутой зеленый склон, служит южной границей Нижнего парка, раскинувшегося на низкой прибрежной местности. В восточную часть парка ведет пологий спуск — Оранжерейный пандус. Сходя по нему, можно осмотреть здание каменной Оранжереи, полукругом замыкающей небольшой садик с фонтаном. Оранжерея была сооружена в 1721—1724 годы по проекту архитектора И. Ф. Браунштейна и воссоздана по первоначальному чертежу архитектора В. М. Савковым в 1954 году. В петровское время она использовалась для хранения южных растений зимой, а сейчас ее залы готовят для музея. Фонтан перед зданием украшен бронзовой скульптурной группой «Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу», воссозданной в 1956 году по модели скульптора А. Ф. Гуржия. Первоначальный фонтан был создан в 1726 году архитектором Т. Усовым и скульптором К. Б. Растрелли.

Петродворец. Вид из верхнего парка.

Оранжерейный спуск выводит на обширную площадь с двумя фонтанами и каскадом «Шахматная гора». Каскад расположен на склоне и представляет собой четыре водопадные ступени, раскрашенные в виде шахматной доски. На верхнем скате перед гротом стоят три бронзовых дракона, из пастей которых бьет вода, сливаясь по ступеням. Убранство каскада дополняется десятью мраморными статуями работы итальянских мастеров начала XVIII века. Строительство каскада было начато в 1716 году и завершено в 1739 году. По первоначальному замыслу он должен был представлять собой разрушенную башню крепости. В ходе сооружения композиция неоднократно изменялась, и в окончательном виде каскад был оформлен как «Шахматная гора» с драконами. В создании каскада принимали участие архитекторы И. Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Г. Земцов, Т. Усов и другие. В конце XIX века деревянных драконов заменили свинцовыми, отлитыми по рисунку Н. Л. Бенуа, а декоративное убранство каскада дополнили скульптурой «Нимфа и Сатир» в бассейне и орла — над гротом. При восстановительных работах в 1953 году был возобновлен облик каскада середины XVIII века. Драконы воссозданы скульптором А. Ф. Гуржием.

В ансамбль площади включены «Римские фонтаны», замечательные своей водной декорацией, гармонично сочетающейся с их монументальной архитектурной формой. Фонтаны сооружены в 1739 году по проекту архитекторов К. Бланка и И. Давыдова. Через 60 лет они были облицованы мрамором и украшены бронзовыми деталями, которые возобновлены в 1954 году.

От площади расходятся шесть аллей: к Большому каскаду через Оранжерейный сад, к Морскому каналу, к фонтану «Адам», к дворцу «Монплезир», к фонтану «Пирамида» и к парку Александрия. Осмотр фонтанов восточной части Нижнего парка удобнее всего продолжить, направляясь по аллее к фонтану «Пирамида».

Этот фонтан создан в 1721—1724 гг. арх. Н. Микетти и М. Г. Земцовым. Мраморная балюстрада с вазами сделана взамен деревянной в 1800 году по проекту архитектора И. Яковлева. «Пирамида» является одним из оригинальнейших водометов Нижнего парка. Водяной обелиск образуется 505 струями, которые поднимаются семью ярусами, образуя пирамидальную форму. Разрушенная фашистами в годы войны «Пирамида» была воссоздана и введена в действие в 1953 году.

Небольшая аллея, идущая от квадратной площади у фонтана, выводит на центральную Марлинскую перспективу Нижнего парка протяженностью 2 км. Она начинается от дворца «Марли» на западной границе парка и, прорезая весь его массив, доходит до каменной стены, за которой расположен парк Александрия. Марлинская аллея пересекается Монплезирской. Место их пересечения украшено мраморными бюстами. В центре площади находится гранитный пьедестал. На нем была установлена бронзовая скульптура Петра I работы скульптора М. М. Антокольского. Похищенный фашистами монумент восстановлен по авторской модели.

В куртинах, примыкающих к площадке, расположены фонтаны-«шутихи»: «Зонтик» (1796 г.) и «Дубок с тюльпанами» (1784 г.). Водометы в этих фонтанах действуют неожиданно для посетителей, обливая их десятками тонких струй воды. «Зонтик» с его резными украшениями и металлический «Дубок» воссозданы петродворцовыми мастерами в 1949—1954 годы. По другую сторону площади расположен прямоугольный бассейн с фонтаном «Солнце». Бассейн фонтана вырыт в петровское время. Фонтан сооружен в 1770-х годах при участии архитекторов Ю. М. Фельтена и И. Яковлева. Он представляет собой высокий металлический столб, завершенный дисками. При вращении столба от действия турбины вода, поступающая в диски, разбрасывается в виде лучей. Фонтан «Солнце» восстановлен в 1956 году. Напротив «Солнца» на Монплезирской аллее стоит  павильон «Птичник» («Вольер») — единственная деревянная постройка парка, сохранившаяся с первой четверти XVIII века.

Монплезирская аллея замыкается садиком перед дворцом Петра I «Монплезир» («Мое удовольствие»). Садик служит парадным подходом к дворцу. Он представляет собой квадратный в плане узорный цветник с пятью фонтанами. Центральный из них — «Сноп», получивший свое название по форме падения 25 струй, напоминающих распадающиеся колосья. Падение воды в виде прозрачного водяного колокола определило наименование четырех других фонтанов Монплезирского сада — «Колокола». Ансамбль монплезирских фонтанов создан в 1721—1723 годы по проекту Н. Микетти, бронзовые статуи отлиты в 1817 году В. П. Екимозым. Одновременно с богатой фонтанной декорацией в Монплезирском саду установлены парные фонтаны-«шутихи» — «Диванчики», или «Скамейки». Перед ними по обочинам аллеи скрыты фонтанные трубочки, из которых внезапно взлетают водяные струи. Вся группа фонтанов Монплезирского сада и узорный цветник воссозданы в 1950—1951 годы.

Монплезирский садик с трех сторон окружен зданиями, центральное из которых — дворец Петра I «Монплезир». Кирпичный фасад «Монплезира» образует северную границу садика. Среднюю часть дворца выделяет четырехступенчатая шатровая кровля, по бокам от нее идут сквозные галереи. Весь облик дворца полон сдержанной простоты и выразительной гармонии строгих пропорций. В отделке центрального зала, шести боковых комнат и галерей применены декоративная роспись, лепка, дубовая и изразцовая облицовка. В «Монплезире» была собрана первая в России коллекция живописи. В строительстве и отделке дворца, продолжавшихся с 1714 по 1725 год, принимали участие архитекторов И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, живописцы Ф. Пильман, С. Бушуев, М. Негрубов, резчики Л. Максимов, Д. Лазарев, скульптор Н. Пино, мастера росписи по лаку И. Тиханов, П. Федотов и многие другие специалисты.

После завершения всех сложных реставрационных работ в «Монплезире» — этом ценнейшем памятнике русской архитектуры XVIII века — будет открыт историко-художественный музей.

Слева от «Монплезира» расположен Екатерининский корпус, построенный в 1748 году В. В. Растрелли, справа — Банный корпус, сооруженный по проекту архитектора Э. Л. Гана в 1865 году. С Банным корпусом связан Ассамблейный зал, созданный в 1726 году по проекту архитектора М. Г. Земцова. Стены Ассамблейного зала украшены восемью большими и девятью малыми гобеленами, выполненными в 1730-х годах на Петербургской шпалерной мануфактуре. Интерьер Ассамблейного зала — один из немногих сохранившихся парадных помещений петровского времени — восстановлен в 1956 г.

К восточному фасаду Банного корпуса примыкает Китайский садик с фонтаном «Раковина». Фонтан и садик восстановлены в 1955 году по авторским чертежам 1856—1866 годов архитектора Э. Л. Гана.

Завершает монплезирский ансамбль небольшая морская терраса (перед северным фасадом дворца), обнесенная белой каменной балюстрадой. Это один из самых поэтических уголков Нижнего парка, в красоте которого ярко выявлена связь паркового пейзажа и моря.

Статуя Нептуна.

Пройдя вдоль монплезирской балюстрады по берегу Финского залива и осмотрев отлитую в 1716 году статую Нептуна, можно по радиальной аллее выйти к фонтану «Адам», расположенному на Марлинской перспективе. У его восьмигранного бассейна сходятся восемь аллей, идущих из разных уголков восточной половины Нижнего парка. В центре бассейна установлена мраморная статуя «Адама», а вокруг нее букетом поднимается 16 струй. Вдоль Марлинской аллеи открывается перспектива на фонтан «Ева», расположенный в западной части парка. Оформление фонтанов «Адам» и «Ева» однотипно. Статуи «Адам» и «Ева» выполнены в 1718 году скульптором Д. Бонацца в Венеции. Сами водометы сооружены в 1722—1726 годы по проекту архитектора Н. Микетти. После восстановления в 1948 году они вновь являются одним из лучших украшений Нижнего парка.

Фонтаны «Адам» и «Ева» размещены на равных расстояниях от приморского Самсониевского канала, пересекающегося с Марлинской аллеей. Канал, сооруженный в 1714—1723 гг., был парадным морским въездом в петровскую резиденцию. В художественном облике парка Самсониевский канал подчеркивает его морской характер. Он связывает Большой дворец и каскад с заливом и разделяет территорию на восточную и западную половины. В западной части находится несколько интереснейших памятников архитектуры и фонтанного искусства. Короткая аллея связывает площадку у фонтана «Ева» с павильоном «Эрмитаж» (в переводе — «Хижина уединения») парадным парковым сооружением, построенным и отделанным в 1721—1727 г. по проекту И. Ф. Браунштейна. «Эрмитаж» предназначался для уединенного времяпрепровождения «четырнадцати персон». Этой цели служил и стол с подъемным механизмом, позволявшим менять сервировку без присутствия слуг.

Среди мастеров, украшавших павильон, работали искусные резчики В. Кадников и Н. Севрюков. Они изготовляли решетки балконов, кронштейны и дубовые панели. В середине XVIII века стены верхнего зала «Эрмитажа» украсили картинами западноевропейских мастеров XVII—XVIII веков. Примененная в «Эрмитаже» сплошная развеска картин рассчитана на общее декоративное впечатление. В то же время каждая из них сохраняет и самостоятельное художественное значение. Центральное место в коллекции «Эрмитажа» занимает картина «Полтавская баталия» работы выдающегося русского живописца первой половины XVIII века И. Никитина. Она была написана специально для Петергофа и тематически связана с общей идеей ансамбля. К лучшим картинам относятся также морской пейзаж Л. Бакхейзена, батальные сцены Ж. Бургиньона и Ф. Ругендаса. Петергофский «Эрмитаж» — первый в России павильон такого рода. Отделка его картинного зала характерна для внутренних помещений во дворцах середины XVIII в.

В 1952 году после завершения первоочередных реставрационных работ в павильоне снова помещены спасенные картины и открыта первая после войны музейная экспозиция в Петродворце. В нижнем этаже находится вводная выставка по истории создания и реставрации петродворцового ансамбля,

С «Эрмитажем» композиционно связано крупное фонтанное сооружение — «Львиный каскад», построенное в 1854—1855 годы архитектором А. И. Штакеншнейдером. Марлинская аллея приводит к ансамблю «Марли». Наименование дворца связано с посещением Петром I Марли — загородной резиденции французского короля. Уютный двухэтажный дворец с шатровой кровлей расположен на перемычке между большим квадратным и малыми («секторальными») прудами. Его архитектурный облик напоминает о тех «образцовых домах для знатных персон», которыми первоначально застраивался Петербург.

Все работы по планировке прилегающего участка, по рытью прудов, строительству и отделке дворца продолжались с 1719 по 1723 годы и велись по чертежам архитектора И. Ф. Браунштейна. В конце XIX века «Марли» был капитально реставрирован. В 1954—1955 годы по проекту архитектора Е. В. Казанской восстановлены сожженные фашистами фасады, кровля, балконы с коваными решетками и резными дубовыми кронштейнами.

С «Марли» связано третье крупнейшее фонтанное сооружение Нижнего парка — каскад «Золотая гора». По двадцати двум мраморным ступеням каскада стекает вода, бьющая из трех золоченых маскарон, которые выполнены по рисунку М. Г. Земцова. Название каскада, сооруженного в 1722—1724 годы по проекту Н. Микетти, объясняется тем, что отвесные части его ступеней были закрыты позолоченной листовой медью. Серьезно поврежденная в годы войны «Золотая гора» ныне восстановлена: воссозданы точеные балюстрады и сходные лестницы, реставрированы прекрасные мраморные статуи, большинство которых являются работой известных итальянских мастеров XVII—XVIII веков.

Композицию «Золотой горы» дополняют два мощных столбообразных фонтана петровского времени, так называемые «Большие», или «Менажерные» (в переводе — экономные). Второе название раскрывает принцип действия водометов. Вода бьет из кольцевой трубы, образуя полую внутри струю 30 см в диаметре. По сторонам от Больших фонтанов на зеленых газонах установлены мраморные статуи «Земля» и «Воздух» работы мастеров начала XVIII века. Завершением фонтанной декорации марлинского ансамбля служат четыре миниатюрных фонтана конца XVIII века — «Тритоны-колокола», статуи для которых воссозданы в 1954 году скульптором А. Ф. Гуржием. По другую сторону пруда расположен так называемый «Сад Венеры», огражденный от моря каменной стеной и земляным валом, созданными в начале XVIII века.

От Большого пруда перед дворцом «Марли» тремя лучами расходятся самые длинные в парке аллеи: средняя — Марлинская перспектива, слева — Приморская, доходящая до «Монплезира», и справа — Березовая, ведущая к Морскому каналу и дальше к каскаду «Шахматная гора». По Березовой аллее удобнее всего пройти к художественному центру Нижнего парка — Большому каскаду и связанному с ним Большому дворцу.

Щахматная гора.

Большой каскад — грандиозное фонтанное сооружение. В нем 17 водопадных ступеней (связанных 5 арками грота), 39 бронзовых золоченых статуй, 29 барельефов и 142 струи 64 водометов. В истории Большого каскада ярко отразились все этапы развития петергофского ансамбля. Строительство его начали в 1714 году. В 1723 году на каскаде, декорированном туфом и украшенном свинцовой золоченой скульптурой, были пущены все водометы. Первый период строительства связан с именами архитекторов Ж.-Б. Леблона, Н. Микетти, М. Г. Земцова, И. Ф. Браунштейна. В 1734—1735 годы создается главный фонтан каскада — «Самсон». В конце XVIII века обветшавшая свинцовая скульптура заменяется бронзовой золоченой. В этот период для петергофского Большого каскада создают свои шедевры выдающиеся русские скульпторы. М. И. Козловский выполнил модель «Самсона», Ф. И. Шубин — «Пандоры», Ф. Ф. Щедрин — «Невы», «Сирен» и «Персея», И. П. Прокофьев — «Тритонов», «Волхова», «Акида», И. П. Мартос — «Актеона», Ж.-Д. Рашетт — «Юпитера», «Юноны», «Наяд с тритонами» и «Галатеи». Создавая новое скульптурное убранство каскада, русские ваятели сохранили художественное своеобразие сооружения, полного движения и праздничности.

Над центральной аркой грота расположена скульптурная группа «Тритоны, трубящие в морские раковины». Струи, бившие из раковин, падают на площадку, где играет фонтан «Корзинка». На гранитном парапете ковша размещены парные группы дующих в раковины «Сирен» и «Наяд с тритонами». Эти морские божества, так же как и маскароны «Нептуна», украшающие верхнюю стенку каскада, служат аллегорией государственных успехов России, утвердившейся на Балтийском море. Олицетворением победы России над Швецией является скульптурная композиция «Самсон, разрывающий пасть льва». Этот монумент установлен в 1734—1735 годы в честь празднования 25-летия со дня Полтавской баталии, в которой, по образной надписи на гравюре XVIII в., посвященной этому знаменательному событию, «Самсон Российский рыкающего льва свейского преславно растерза». Использование древней легенды о Самсоне вызвано тем, что Полтавская баталия произошла 27 июня — в день св. Самсония, а в гербе Швеции имелось изображение льва.

Уступы Самсониевского ковша украшены монументальными статуями олицетворяющими реки Волхов и Неву, которые в начале XVIII в. были соединены Ладожским обводным каналом.

На ступенях Большого каскада установлены статуи античных богов и героев, которые усиливают героическое звучание общего идейного замысла. Некоторые статуи («Актеон», «Лягушки») и барельефы («Латон и ликийские крестьяне», «Нарцисс» и др.) имеют значение сатирической аллегории на побежденную армию Карла XII. Скульптурное убранство Большого каскада, слитое с архитектурой всего сооружения и рисунком фонтанных струй, является художественным памятником, образно повествующим о торжестве России, в боях возвратившей свои земли у Балтики.

Большой каскад — замечательное произведение русского фонтанного искусства — был разрушен и разграблен фашистами в годы Великой Отечественной войны. Его восстановили в 1946—1950 гг. Похищенные статуи, барельефы и мелкие декоративные детали повторены заново группой ленинградских скульпторов. «Самсон, разрывающий пасть льва», отлит на заводе «Монумент-скульптура» по модели скульптора В. Л. Симонова, «Тритоны» воссозданы Н. В. Дыдыкиным, «Волхов» — И. В. Крестовским, «Нева» — В. В. Эллонен. Всего было восстановлено свыше 150 скульптурных произведений.

Завершением Большого каскада служит Большой дворец — крупнейшее архитектурное сооружение Нижнего парка (1747— 1754 годы, архитектор В. В. Растрелли). Наиболее интересными в историческом и архитектурном отношениях интерьерами дворца были кабинет Петра I, отделанный резными дубовыми панно работы скульптора Н. Пино, двухсветный Портретный зал, Танцевальный зал, парадная лестница, созданные по проектам арх. В. В. Растрелли, а также Чесменский, Тронный залы и Белая столовая, выполненные по проектам арх. Ю. М. Фельтена в конце XVIII века. В отделке растреллиевских залов главную роль играла деревянная золоченая резьба, а залы, созданные позднее, украшались лепными венками, гирляндами, панно и картинами.

С двухвековой историей Большого дворца связан труд арх. Ж-Б. Леблона, И. Ф. Браунштейна, В. В. Растрелли, Ю. М. Фельтена, Ж.-Б. Валлен-Деламота, Л. И. Руска, В. П. Стасова и А. И. Штакеншнейдера, художников-декораторов С. Бушуева, М. Негрубова, И. Вишнякова, В. Тарсия, Л. Вернера, братьев Вельских, орнаменталистов И. Скородумова, Е Морозова,  столяров-паркетчиков А. Воронина, П. Жданова и многих других замечательных мастеров.

Вся внутренняя отделка дворца — прекрасный образец высокого развития русского прикладного искусства. Известный историко-художественный музей — Большой Петергофский дворец был сожжен и взорван фашистскими захватчиками. В 1952—1954 годы по проекту бригады архитекторов, руководимых В. М. Савковым и Е. В. Казанской, кровля и фасады Большого дворца возрождены. Его величавый силуэт с подчеркнутой изящной линией фигурной кровли и легкими куполами вновь поднялся над зеленым массивом Нижнего парка.

После завершения реставрации в наиболее ценных помещениях Большого дворца будет восстановлен музей, а залы и гостиные восточной половины оборудуются для отдыха трудящихся.

От северного фасада Большого дворца с верхней балюстрады открывается широкая панорама парка, залива и центрального фонтанного ансамбля. Отсюда отчетливо виден прихотливый узор Больших цветников, воссозданных в 1953 году на основе гравюры середины XVIII века. Цветники расположены по обеим сторонам от ковша Большого каскада и окаймляют одинаковые мраморные

фонтаны «Чаши», которые сделаны в 1721—1722 годы. Большие цветники замкнуты между склоном и беломраморными купольными павильонами. Склоны украшены десятью «Террасными фонтанами». Павильоны получили наименование «Воронихинскйх колоннад» по имени создавшего их арх. А. Н. Воронихина. «Колоннады» и «Террасные фонтаны» построены в конце XVIII века, а в 1850-х годах были облицованы мрамором. В 1854 году по проекту А. И. Штакеншнейдера в углах Больших цветников установили новые фонтаны — «Нимфа» и «Данаида». Они выполнены в виде полукруглых мраморных скамеек, за спинкой которых на высоком фигурном постаменте помещены бронзовые статуи.

Приморский канал обрамлен 22 фонтанами, образующими аллею. Они сооружены в 1735 году, а в 1860 г. украшены мраморными бассейнами. С верхней балюстрады хорошо видно, что павильон и фонтаны центрального ансамбля расположены симметрично по отношению к Большому дворцу, каскаду и Приморскому каналу. В этом одна из основных особенностей планировку Нижнего парка, устроенного в так называемом регулярном стиле. Поэтому в конце радиальных аллей, идущих от Большого каскада к морю, в восточной половине парка находится дворец «Монплезир», а в западной — «Эрмитаж», фонтану «Адам» соответствует фонтан «Ева», каскаду «Шахматная гора» — «Золотая гора».

Композиционное решение района Большого каскада характерно для регулярного паркостроения: прямолинейность аллей, сложный рисунок цветников, богатое скульптурное убранство, обилие водоемов и фонтанов. В художественном облике центральной панорамы выражены и неповторимые особенности петергофского ансамбля: связь с морем и сочетание в одном узле главного архитектурного и фонтанного сооружения. В этом гармоническом слиянии множества выразительных средств, обогащающих друг друга, скрыта большая впечатляющая сила. Планировка Нижнего парка, развернутого на площади 102,5 га, почти полностью восстановлена, пополнен и зеленый массив. В ближайшие годы намечено провести работы по реставрации газонов и аллей.

С Нижним парком исторически и композиционно связан Верхний парк, расположенный перед южным фасадом Большого дворца на площади 15 га. Его планировка строго выражена в характерных чертах регулярного стиля: широкий прямоугольный партер, по центру которого размещены фонтаны, а по сторонам — аллеи лип. В Верхнем саду находится пять фонтанных бассейнов. Три из них — два «Квадратных» и центральный, называемый Нептуновским, — вырыты в 1719—1721 годы. Круглые бассейны — «Дубовый» (перед дворцом) и – «Межеумный» (у главных ворот) — сооружены в 1730-х годы. В этот же период во всех бассейнах были созданы первоначальные фонтаны, украшенные скульптурными группами. Самый крупный фонтан Верхнего сада — «Нептун». Его бронзовое декоративное убранство выполнено еще в XVII веке Швейгером и Риттером и в 1800 году доставлено в парк.

Верхний сад окружает монументальная ограда с пилонами, построенная в середине XVIII века по чертежам арх. В. В. Растрелли. Верхний сад ныне восстанавливается как целостный архитектурный комплекс, включающий 5 фонтанов, 6 деревянных трельяжных павильонов и мраморную скульптуру.

Фонтанные водоемы Верхнего сада («Квадратные пруды» и Нептуновский бассейн) служат как бы нижними ступенями естественной водной лестницы, которая начинается у Ропшинских высот за 22 км на юг от Большого дворца. Вода ключей, источников и речек течет по Старо-Петергофскому (1721—1723 годы) и Ново-Петергофскому (1832 год) каналам. Накапливаясь в больших прудах, она распределяется по завершающим всю систему водоемам и из них

по подземным трубам устремляется к фонтанам. Использование наклона местности к морю для снабжения петергофских фонтанов сообщило им необычайную мощность и длительность действия. Фонтаны и каскады Нижнего парка бьют 10 часов ежедневно, расходуя за это время 100 тыс. куб. м воды. Петергофский фонтанный водовод, сооруженный по расчетам первого отечественного гидравлика В. Туволкова и восстановленный в послевоенные годы, полностью обеспечивает действие 129 возрожденных фонтанов и трех каскадов Нижнего парка.

Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 595-609.

Tags