Марокко как независимое королевство

Марокко как независимое королевство

Марокко на пути самостоятельного национального развития (с марта 1956 года). Особенности исторического развития Марокко и соотношение классово-политических сил, сложившееся в ходе национально-освободительного движения, обусловили сохранение в Марокко традиционных форм государственной власти (монархия); власть оказалась в руках феодальной знати и части национальной буржуазии.

После завоевания государственной независимости в Марокко началось создание национальных институтов: национальной армии (14 мая 1956 года), дипломатической службы (26 апреля 1956 года). 27 октября 1956 года было сформировано национальное правительство. 15 ноября 1958 года опубликована так называемая Хартия свобод, провозгласившая свободу деятельности политических партий и профсоюзов (нарушена решением правительства 10 сентября 1959 года о запрещении МКП). В мае 1960 года проходили выборы в муниципальные и областные советы. После смерти короля Мухаммеда V (26 февраля 1961 года) король Хасан II опубликовал «Основной закон Марокко» (временную конституцию). В декабре 1962 году была принята первая конституция Марокко; в мае 1963 года состоялись выборы в палату представителей парламента, в октябре - в палату советников.

Произошли сдвиги в области культуры. По закону от 15 ноября 1963 года в Марокко введено обязательное начальное образование. В 1957 году основан Рабатский университет, в 1960 году - Институт исследований в области арабизации. Развивается национальная литература (Ахмед Беннани, Абдаррахман аль-Фаси, Абдалкрим Геллаб и другие; среди писателей, пишущих на французском языке, - Мухаммед Азиз Лахбаби, Ибн аль-Хашми и другие).

Экономическая политика правительства Марокко, провозглашенная в тронной речи Мухаммеда V 18 ноября 1957 года, имела целью перевод хозяйства страны на путь национального развития. Она нашла свое выражение в двухлетней программе (1958-1959) и пятилетнем плане (1960-1964), предусматривавших модернизацию сельского хозяйства, развитие национальной промышленности, усиление регулирующей роли государства в экономике и т. д. Были установлены новые таможенные тарифы (1957), охранявшие в известной степени национальную промышленность от иностранной конкуренции. В 1957-1958 годы были приняты меры к созданию единой экономики страны, начата «марокканизация» государственных учреждений и отдельных предприятий. В 1959 году правительство осуществило ряд мероприятий в области финансов (создание Национального эмиссионного банка, Банка экономического развития, выход из валютной зоны франка, введение новой денежной единицы - дирхама и пр.). Они не привели, однако, к подрыву позиций иностранных монополий. Французский монополистический капитал в Марокко (сумма французских инвестиций в 1957 году составила 3,6 миллиардов долларов) продолжает контролировать многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия. В северных провинциях Марокко важные экономические позиции сохранил испанский капитал. Начиная с 1961 года правительство Марокко делает все большие уступки иностранному капиталу. В Марокко увеличились государственные и частные инвестиции США, ФРГ, Бельгии, Италии. Этому способствовал принятый в 1958 году и дополненный в 1960 году кодекс капиталовложений, а также соглашение с США (1962) о гарантиях американского частного капитала в Марокко. Но позиции иностранного, главным образом французского, капитала были в общем все же ограничены путем создания смешанных промышленных, торговых и транспортных компаний, в которых 30-51% акций капитала принадлежит государственному сектору, около 5% - частному марокканскому капиталу, остальное - иностранному капиталу. В 1963 году были национализированы электроэнергетическая промышленность и железнодорожный транспорт, начато изъятие земли у европейских колонистов на условиях компенсации части стоимости их имущества. В июле 1965 года была проведена частичная национализация экспортной торговли (цитрусовые, овощи, рыбные консервы, ремесленные изделия). Развитие после 1956 года экономических связей с Советским Союзом и другими социалистическими странами создало условия для ослабления зависимости Марокко от рынков бывших метрополий. С 1956 по 1963 годы товарооборот Марокко с социалистическими странами вырос с 156,6 миллионов до 535,5 миллионов дирхамов, в том числе с СССР - с 844 тысяч до 76,7 миллионов дирхамов. Экономические связи Марокко с СССР регулируются соглашением 19 апреля 1958 года о торговле и платежах, в рамках которого в ноябре 1965 года заключено долгосрочное соглашение о взаимных поставках товаров на 1966-1968 годы на сумму 70-80 миллионов рублей.

Мероприятия, направленные на превращение колониальной экономики Марокко в национальную, создали предпосылки для некоторого роста национального производства, особенно в горнодобывающей промышленности и отдельных отраслях обрабатывающей промышленности (…).

Но несмотря на некоторый общий рост производства, Марокко испытывает значительные экономические трудности. Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения не только не растет, но даже сокращается. Поднялись цены на продукты первой необходимости, снизился жизненный уровень трудящихся. Так, индекс стоимости жизни в городе Касабланке к декабрю 1964 достиг 127 (1959 = 100). Одной из острейших проблем является проблема занятости. В городах Марокко на 4 занятых в среднем приходится 1 безработный. Неполная занятость сельского населения достигает 50%. Крупные финансовые затруднения привели к срыву 5-летнего плана, который в 1964 году был заменен 3-летним планом (1965-1967), предусматривающим направление основных государственных капиталовложений в сельское хозяйство, на развитие туризма и подготовку национальных кадров. Развитие промышленности намечено осуществлять главным образом с помощью частного капитала.

Обострение социальных противоречий, вызванное ухудшением положения народных масс, усилило внутрипартийную и межпартийную борьбу по основным вопросам внутренней политики. Это нашло, в частности, выражение в частой смене кабинетов, в расколе партии «Истикляль» (1959), из левого крыла которой образовалась партия Национальный союз народных сил (НСНС), в переходе этих партий в оппозицию к правительству. В целях укрепления своих позиций накануне первых выборов в парламент (май - октябрь 1963 года) и в противовес оппозиции близкие ко двору круги создали в марте 1963 года Фронт защиты конституционных институтов (ФЗКИ), своего рода избирательный блок, в который вошли партия Народное движение и Конституционно-демократическая партия. В апреле 1964 года в рамках ФЗКИ была создана Демосоциалистическая партия (ДСП). В то же время власти усилили репрессии против оппозиции (процесс над активистами НСНС в декабре 1963 года). Однако эти меры не ослабили внутриполитического кризиса. В 1964-1965 годы в крупнейших городах Марокко происходили забастовки, массовые митинги под лозунгами улучшения экономических условий жизни, проведения радикальных преобразований в стране. Активизировали свою деятельность оппозиционные партии. Под давлением оппозиции в парламент были внесены проекты аграрной реформы и закона о запрещении издания в Марокко иностранных газет. Дальнейшее углубление внутриполитического кризиса нашло отражение в массовых антиправительственных демонстрациях студентов в Касабланке, Рабате и других городах Марокко, которые были подавлены вооруженной силой. Обострение политической борьбы вызвало разногласия и среди партий правительственной коалиции, которые не смогли закрепить устойчивого большинства в парламенте. ФЗКИ распался из-за разногласий между партиями, входившими в него. ДСП прекратила существование. 7-8 июня 1965 года король ввел чрезвычайное положение, принял отставку правительства и взял в свои руки законодательную и исполнительную власть.

После завоевания независимости Марокко продолжало борьбу за укрепление государственного суверенитета. 29 октября 1956 года был отменен международный режим Танжера. 10 апреля 1958 года с Марокко был воссоединен южный район бывшей испанской зоны, так называемое Испанское Южное Марокко (провинция Тарфая). Но на территории Марокко продолжали оставаться французские войска, а также американские военные базы (в 1950 году французское правительство предоставило США право строить на территории Марокко военные базы). Под давлением народного движения Франция эвакуировала свои войска и базы из Марокко к ноябрю 1961 года; американские войска были выведены в конце 1963 года. Однако часть территории Марокко осталась под властью Испании (Сеута, Мелилья, Ифни и другие). 12 ноября 1956 года Марокко было принято в ООН.

Основными принципами внешней политики Марокко провозгласило позитивный нейтралитет, солидарность с народами Азии и Африки. Марокко - один из инициаторов созыва в 1961 году Касабланкской конференции глав независимых африканских государств. Марокко - член Лиги арабских стран (с 1958 года) и Организации африканского единства. 27 августа 1963 года Марокко подписало Московский договор о запрещении ядерных испытаний в трех сферах. Марокко одобрило Заявление Советского правительства о мирном урегулировании пограничных и территориальных вопросов (декабрь 1963 года). Благодаря коллективным усилиям ряда африканских стран в духе этого заявления был урегулирован, в частности, алжиро-марокканский пограничный конфликт, возникший в октябре 1963 года.

В октябре 1965 года в Париже был похищен, а затем убит лидер НСНС Бен Барка, приговоренный к смертной казни марокканским судом и эмигрировавший за границу после 1963 года. Расследование, проведенное французскими властями под давлением мирового общественного мнения, выявило участие марокканских правительственных чиновников, в том числе министра внутренних дел, в похищении и убийстве Бен Барки. Французское правительство выдало международный ордер на арест этих деятелей, что привело к обострению отношений между Марокко и Францией (отзывы послов).

Дипломатические отношения между Марокко и СССР были установлены 1 сентября 1958 года. В феврале 1961 года в Марокко с официальным визитом находился председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев; в январе 1962 года - первый заместитель председателя Совета Министров СССР А. И. Микоян.

H. С. Луцкая, Г. H. Уткин, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.

Рубрика