Спарта (СИЭ, 1971)

Спарта (СИЭ, 1971)

СПАРТА (Spartn), Лакедемон (Lakedaimon) - первоначально древнегреческий полис в долине реки Еврота (область Лаконика), затем в 6-1 веках до н. э. - государство, охватывавшее южную часть Пелопоннеса (области Лаконика, Мессения и Кинурия).

Основными литературными источниками по древнейшей истории Спарты являются фрагменты стихов поэта Тиртея (7 век до н. э.), сообщения Павсания (Описание Эллады, кн. 3 и 6) и Плутарха (биография Ликурга); последующая история Спарты излагается у Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Полибия, Диодора Сицилийского, Тита Ливия, Плутарха (биографии Лисандра, Агесилая, Агиса и Клеомена); тенденциозное пролаконское освещение спартанских порядков дается Ксенофонтом в "Лакедемонской политии", более объективное описание - в "Политии" Аристотеля. Надписи относятся лишь к более позднему времени и ценных сведений не дают. Значительный материал по истории Спарты дают археологические раскопки на территории Лаконики ("ВДИ", 1962, No 4, с. 137-56; 1965, No 1, с. 190-97; 1965, No 4, с. 191-97; 1966, No 4, с. 199-203).

До 12 века до н. э. на территории Лаконики находился ряд центров крито-микенской культуры. По «Илиаде», Спарта являлась одной из 12 ахейских общин Лаконики, подвластных мифическому царю Менелаю. Во время вторжения дорийцев почти все эти поселения, в том числе, очевидно, и Спарта, были разрушены; население их частью уничтожено, частью бежало, частью было порабощено или ассимилировалось с победителями. Новое, уже дорийское, поселение под названием Спарта возникло, судя по археологическим данным, на другом месте, на берегу реки Еврота, в 10 или 9 веке до н. э., видимо, в результате синойкизма двух общин: дорийской и ахейской; по крайней мере, в дальнейшем в Спарте правили 2 царские династии - Еврипонтидов и Агиадов, последняя считается происходящей от ахейских царей додорийского времени. В экономическом отношении Спарта, расположенная на территории Лаконики, замкнутой с трех сторон горами плодородной долины, принадлежала к числу аграрных, отсталых по сравнению с Афинами, общин Греции, с которыми ее роднят многие черты: замкнутость, слабое развитие ремесел и торговли, сохранявшиеся первобытнообщинные отношения, примитивные формы зависимости и рабства. В 8-6 веках до н. э. Спарта после длительной борьбы завоевывает соседние области: плодородную Мессению на Западе (2-я половина 8 века) и Кинурию на Востоке (6 век). Вся земля, как завоеванная, так и в самой Лаконике, считалась собственностью государства и была, по преданию, поделена на 9 или 10 тысяч равных участков - клеров, переданных в наследственное пользование без права отчуждения или дробления семьям полноправных граждан Спарты - спартиатов, поэтому община спартиатов обычно именовалась «общиной равных». Клеры обрабатывались прикрепленными к ним бесправными илотами. На беспощадную эксплуатацию и жестокое обращение илоты отвечали постоянными волнениями и восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464-458 годов до н. э. (см. Мессенские войны). Предупреждение и подавление этих восстаний в Спарте было главной задачей государства. Чтобы держать илотов в повиновении, спартиаты должны были находиться в постоянной военной готовности, что наложило своеобразный отпечаток на весь их быт. Время от времени в Спарте проводились так называемые криптии с целью искусственного уменьшения численности илотов. Вторую группу зависимого населения составляли лично свободные, но лишенные политических прав и выплачивавшие "общине равных" особые налоги, периэки; в их руках сосредоточились ремесло и торговля. Сами спартиаты хозяйственной деятельностью не занимались. По преданию, это было им запрещено еще Ликургом (9-8 веках до н. э.); с его именем традиция связывает весь установившийся в Спарте строй жизни. Согласно законам Ликурга, спартиаты с 7-летнего возраста и почти до старости должны были целиком отдавать себя военному делу. Подготовка к нему осуществлялась в форме общественного воспитания детей в условиях строжайшей военной дисциплины, нарочитой суровости быта, призванного закалить будущих воинов. Когда спартиату исполнялось 20 лет, его зачисляли в подразделение войска, и всю последующую жизнь он проводил главным образом в обществе своих товарищей по оружию; вместе с ними занимался гимнастическими и военными упражнениями, участвовал в походах, питался на совместных трапезах, так называемых фидитиях (см. Сисситии), посещая свою семью от случая к случаю. Все стороны быта «общины равных» были пронизаны суровым военным духом. Политический строй Спарты отличался своеобразием и чертами архаизма, восходящими к глубокой древности.

Верховным органом в Спарты считалось народное собрание - апелла. Оно состояло из полноправных граждан, достигших совершеннолетия, но фактически, будучи лишенным всякой законодательной инициативы, существенной роли в политической жизни не играло. Государство возглавлялось двумя царями, принадлежавшими к двум правящим династиям и получавшим свои полномочия в порядке престолонаследия. Они возглавляли военное ополчение, осуществляли ряд культовых функций, но власть их была ограничена избираемым из среды наиболее знатных спартиатов советом старейшин - герусией, который решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. По-видимому, во 2-й половине 7 века до н. э. возник высший контрольный орган, избиравшийся народным собранием, - коллегия эфоров. Постепенно роль эфората очень возросла, он превратился в главный орган правящей олигархии.

К началу 6 века до н. э. Спарта после длительной борьбы добилась преобладания над своим главным соперником в Пелопоннесе Аргосом, тогда же был заключен мир и союз с Тегеей. К союзу стали присоединяться другие города Пелопоннеса, заинтересованные в поддержке Спарты, обладавшей самым боеспособным в Греции сухопутным войском. Так возник Пелопоннесский союз, в котором Спарта с самого начала принадлежало ведущее место. Опираясь на союзников, Спарта стремится распространить свое влияние и за пределами Пелопоннеса. С началом греко-персидских войн Спарта формально возглавила оборонительный союз греческих государств, но, когда военные действия перенеслись на море (после того, как персы были вытеснены с Балканского полуострова), сильная на суше Спарта была вынуждена уступить руководящую роль Афинам. В 478/477 году до н. э. Спарта официально вышла вместе со своими союзниками из общегреческого объединения. Дальнейшая борьба между Афинами и Спартой за гегемонию, в которой последняя искала опоры в наиболее реакционных олигархических слоях греческого населения, привела к Пелопоннесской войне 431-404 годов до н. э. Одержав победу, Спарта на некоторое время утверждает свою гегемонию над всей Грецией. Однако грубые вмешательства Спарты во внутреннюю жизнь многих греческих городов, принудительное насаждение в них реакционных режимов, попустительская политика по отношению к Персии, которая, используя вызванное войной ослабление Греции, пыталась ее подчинить, породили всеобщее недовольство Спартой, привели к образованию враждебной ей коалиции греческих городов и Коринфской войне 395-387 годов до н. э. Только ценой фактического признания персидской гегемонии над городами Малой Азии и позорного для всех греков Анталкидова мира Спарте удалось на короткий срок сохранить свое преобладание в Греции. К этому времени в социально-экономическом строе Спарты произошли крупные изменения. Участие в общегреческих делах ликвидировало прежнюю замкнутость Спарты. Огромная добыча, попадавшая в годы войны в руки спартанских полководцев, приобщение к торговле, денежным отношениям способствовали росту социального неравенства, разложению "общины равных". По закону эфора Эпитадея (около 400 года до н. э.) в Спарте была разрешена передача имущества (в том числе и земли) в виде подарка или по завещанию, т. е. фактически утвердился принцип частной собственности на землю; приблизительно через 50 лет вся земля в Спарте сосредоточилась в руках 100 семейств, число же полноправных граждан снизилось до 700. Обостряется политическая борьба. В 399 году спартиат Кинадон предпринял попытку установить в Спарте единоличную власть. Внутренний кризис породил военное ослабление. В 371 году в ходе войны с Фивами и их союзником Афинами Спарта потерпела тяжелое поражение в битве при Левктрах и в 362 году - в битве при Мантинее. Следствием этих поражений явились распад Пелопоннесского союза и потеря Мессении. Спарта превращается во второстепенное государство. В период эллинизма (3-2 века до н. э.) в Спарте усиливается социальная борьба, в основе которой лежало аграрное движение - борьба обезземеленного и малоимущего населения с олигархией за землю. Однако попытки царей-реформаторов Агиса IV (см. в ст. Агис), а затем Клеомена III провести, опираясь на беднейшие слои свободного населения, радикальные реформы (аннулирование долгов, передел земли, увеличение числа полноправных граждан) прочного успеха не имели вследствие сопротивления крупных рабовладельцев и военного вмешательства Ахейского союза и Македонии. В 206 году власть в Спарте захватил тиран Набис, который провел ряд радикальных реформ с целью восстановления боеспособности Спарты: отобрал часть земель у богатых и наделил земельными участками обезземеленных спартиатов и многих илотов, которым предоставил свободу; однако в результате вмешательства других греческих государств и Рима олигархический строй в Спарте был восстановлен. В 146 году Спарта, разделив участь всей Греции, подпала под власть Рима, находясь на положении civitas foederata и пользуясь фиктивной свободой; с 27 года до н. э. после образования римской провинции Ахайи вошла в ее состав.

Д. П. Каллистов. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Литература:

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Хвостов М., Хозяйственный переворот в Др. Спарте, Казань, 1901; Соколов Ф. Ф., Дань лакедемонских союзников, в его кн.: Труды, СПБ, 1910; Бергер A., Социальные движения в Др. Спарте, М., 1936; Шмидт Р. В., Антич. предание о дорийском переселении, "ВДИ", 1938, No 2; Лурье С. Я., О фашистской идеализации политич. строя Др. Спарты, "ВДИ", 1939, No 1; Пикус Н. Н., Характерные черты истории спартанского общества и гос-ва IX-IV вв. до н. э., "Преподавание истории в школе", 1953, (No)5; Доватур A., Политика и политии Аристотеля, М.-Л., 1965, с. 213-52; Kahrstedt U., Griechisches Staatsrecht, Bd 1 - Sparta und seine Symmachie, Göttingen, 1922; Rareti L., Storia di Sparta arcaica, Firenze, 1920; Ollier F., Le mirage Spartiate, P., 1933; Chrimes K., Ancient Sparta, (N. Y., 1952); Michell H., Sparta, Camb., 1952; Diesner H. G., Sparta und das Helotenproblem, "Wissenschaftliche Zeitschrift der Universität Greifswald", 1953-54, Jg. 3, S. 218; Huxley G. L., Early Sparta, L., (1962); Tigerstedt E., The legend of Sparta in classical antiquity, v. 1, Stockh., (1965); Систематич. обзоры археол. исследований на терр. Лаконики печатаются в изд. Тт Ergon tns Arxaiologikns Etaireias kata to..., epimeleia A. K. Orlandon, Atnnai…