Прага в 1378—1419 годы

Прага в 1378—1419 годы

НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ (1378—1419 гг.). Когда в 1378 году умер король Карл IV, многие из его проектов по развитию Праги оказались неосуществленными, многие сооружения так и не были завершены. В Граде медленно близилось к концу строительство хоров в соборе св. Вита (завершен в 1385 г.), костела Всех святых, дворцовых помещений; велось строительство Каменного моста со Староместской башней и ряд других церковных построек. Два самых крупных пражских собора периода готики — кафедральный собор св. Вита и храм Марии Снежной — остались недостроенными.

В известной степени именно эти две постройки наиболее полно отразили несоответствие между честолюбивыми планами Карла IV и реальными возможностями их осуществления.

Вацлав IV (1378—1419 гг.) не обладал ни отцовскими способностями, ни его политическим честолюбием. Он не сумел постичь все сложное хитросплетение люксембургской политики, что привело к падению его авторитета среди европейских политиков, ослабило внутриполитическое положение чешской короны. Прага, оставаясь центром люксембургской империи, перестала быть тем ярким очагом политической жизни, каким ее сделал Карл IV. Город особенно чувствительно реагировал на падение своего значения как правительственной резиденции. Приостановился рост населения в Праге, начали появляться признаки экономических трудностей.

Внешне Прага оставалась крупным и красивым городом, но за городскими стенами назревали острые социальные конфликты, которые постоянно обострялись. Чем хуже шли дела у ремесленников, мелких торговцев, подмастерьев и наемных работников, тем больше бросалось в глаза богатство и расточительство бюргерства, которого не коснулись экономические изменения. Но особенно сильной была роль церкви. До 1395 года в Праге и ее окрестностях (Бржевнов, Страгов, Смихов) было основано 26 монастырей, из них 1/3  — после 1346 года. В пражских монастырях проживало не менее 500 монахов и монахинь.

Население монастырей составляло лишь часть пражского духовенства. В Праге проживали прелаты кафедральных соборов, низшее духовенство, наконец, бесчисленная толпа церковных служителей, имевших сан и ожидавших возможности получения самой скромной духовной должности. Алчность церковных служителей довела до крайности дифференциацию внутри церкви. Несмотря на то что монастыри, капитулы и приходы имели собственное имущество, их связь с городом носила в значительной степени паразитический характер. Подаяния, сборы в пользу священников, дотации и, наконец, продажа индульгенций разоряли город и его население.

Церковные отношения сами по себе вызывали оппозиционное движение. Именно здесь кроется один из источников гуситской революционной идеологии. Недовольство зрело в университетских кругах, росло оно и в народных массах.

Сознание необходимости реформации церкви, возникшее среди городского сословия и прогрессивных кругов в университете, формировалось в стенах Вифлеемской часовни. Часовня была основана в 1391 году для выступлений с проповедями. Проповеди собирали большое число слушателей (иногда до 3000). Это было единственное сооружение в Праге, которое и своим интерьером, и целевым назначением выражало новые взгляды на смысл и значение церковной деятельности. Ян Гус (1371—1415 гг.)— магистр Пражского университета и его ректор — был назначен проповедником в Вифлеемской часовне 14 марта 1402 года. Гус возглавлял чешских сторонников английского реформатора Джона Виклифа и был последовательным критиком церковных злоупотреблений, проповедником идеи передачи церковного имущества светским властям. Это стало причиной конфликта Гуса с католической церковью. Гус защищал интересы широких слоев горожан и мелкой знати, его учение поддерживали широкие народные массы. Благодаря Гусу росло число постоянных посетителей Вифлеемской часовни, существенно менялся их социальный состав. Интерес к идеям Гуса приобретал общественно-политический характер.

Первое открытое столкновение между сторонниками Гуса и церковью произошло в 1412 году, когда Гус выступил против продажи индульгенций. Король Вацлав IV взял церковь под защиту. Реакционные силы видели выход из сложившейся ситуации в уходе Гуса из Праги и передаче его церковному суду. Гус добровольно покинул Прагу и отправился затем на церковный собор в Констанце. Собор потребовал от Гуса, чтобы он отрекся от своего учения, а когда Гус ответил отказом, приговорил его к сожжению на костре, которое было совершено 6 июня 1415 года. Однако напрасными были надежды реакции на то, что со смертью Гуса будет ликвидировано напряжение в Праге и во всей Чехии.

Прага. Редактор Т.А. Ольсевич, Составители И.А. Черкасов, М.Н. Кузьмин и Ю.И. Ритчик. М., 1981, с. 79-80.

Рубрика