Черняховская культура (СИЭ, 1074)

Черняховская культура (СИЭ, 1074)

ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на 3ападе до левых притоков Днепра на Востоке. Представлена множеством поселений и могильников. Названа по селу Черняхов (Кагарлыкский район Киевской области), у которого в 1900-1901 годы В. В. Хвойка раскопал могильник. На территории Румынии Черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш - Черняхов. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Основные поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Одни ученые датируют Черняховскую культуру рубежом 2-3 - рубежом 4-5 веков н. э. (эта дата наиболее обоснована), другие - 2-7 веками. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена Черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях; жилища - наземные и землянки - располагались рядами. Так, например, в верхнем Поднестровье преобладали землянки, в Среднем и Нижнем Поднестровье - наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м2. Для Черняховской культуры характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена Черняховской культуры торговали с ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. Импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже - краснолаковые сосуды) - целые и в обломках - обнаружены на всех памятниках, в жилищах и могильниках рядовых общинников. Племена Черняховской культуры обычно использовали римскую монету во внешней и внутренней торговле. Многие черты Черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной культуры. Для погребального обряда наиболее характерно сочетание трупосожжений с трупоположениями. В поздних могильниках преобладали трупоположения, наблюдался и полный моноритуализм, хотя некоторые поздние могильники (Рыжевка и Компанийцы) содержат главным образом трупосожжения. Общественный строй - сочетание родоплеменных и раннеклассовых отношений; некоторые межплеменные союзы перерастали в государственные образования (держава Германариха). Большинство исследователей считает, что Черняховская культура создана племенами различного этнического происхождения (карпо-даки, сарматы, германцы, поздние скифы и венеды (славяне)), упоминаемыми древними авторами на территории распространения Черняховской культуры. Мнение о многоэтничности Черняховской культуры опирается, в частности, на наличие в ней локальных особенностей (в домостроительстве, керамике, погребальном обряде) в Карпато-Днестровье, Верхнем Поднестровье, на Волыни, в Причерноморье и др. Некоторые ученые (М. И. Артамонов, М. А. Тиханова, Ю. В. Кухаренко, В. В. Кропоткин) полагают, что предпосылкой формирования Черняховской культуры являлось образование межплеменных союзов, возглавленных ютами. Другие (Е. В. Махно, Э. А. Сымонович) - что Черняховская культура создана славянскими племенами. Наиболее обосновано мнение, что племена Черняховской культуры были рассеяны и уничтожены союзом племен во главе с гуннами (в конце 4 века н. э.), однако есть точка зрения о перерастании Черняховской культуры в древнерусскую культуру.

Э. А. Рикман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Черняховская культура, М., 1960 (МИА, No 82);

Древности эпохи сложения восточного славянства, М., 1964 (МИА, No 116);

История и археология юго-зап. областей СССР начала нашей эры, М., 1967 (МИА, No 139).