Чешское государство в XIII веке

Чешское государство в XIII веке

Оживление экономических связей между отдельными частями страны к началу XIII века обусловило усиление королевской власти и ослабление политической самостоятельности крупной знати. Начав усиливаться при Пржемысле Оттокаре I и Вацлаве I (1230 — 1253), королевская власть в Чехии достигла значительных успехов при королях второй половины XIII века — Пржемысле Оттокаре II (1253—1278) и Вацлаве II (1278—1305). Пржемысл Оттокар II энергично проводил политику возвращения (редукции) коронных земель, попавших раньше в руки феодальной знати. Он стремился также преобразовать местное управление с целью подчинить сто центральной власти. В то же время выросло и международное значение Чехии, ставшей крупным феодальным государством Центральной Европы. В 1212 году Пржемысл Оттокар I в свою очередь добился от Фридриха II Гогенштауфена признания независимости Чехии.

В 1241—1242 годах Чехия вслед за Венгрией и Польшей подверглась татаро-монгольскому нашествию. Орды Батыя произвели большие опустошения в Моравии. Однако чешский король Вацлав I, воспользовавшись тем, что главные силы татар были ослаблены борьбой, которая велась против них на Руси, сумел остановить их дальнейшее продвижение. Особенной силы достигло Чешское государство при Пржемысле Оттокаре II, который вернул захваченную Гогенштауфенами Хебскую область, присоединил к Чехии Австрию и славянские земли к югу от Дуная — Штирию, Каринтию и Крайну. Созданное обширное славянское государство, простиравшееся от истоков Лабы и Одры до Адриатического моря, Пржемысл Оттокар II отстаивал в ожесточённых войнах с венгерским королём Белой IV. На стороне венгерского короля находился галицко-волынский князь Даниил Романович, проявлявший большой интерес к судьбам Средней Европы. Вместе с Белой IV он совершил поход в Чехию в 1253 году. Однако нарушение традиционной чешско-русской дружбы вызвало недовольство в самом Галицком княжестве. «Не было никого раньше в Русской земле, — писал галицко-волынский летописец, — кто воевал бы с землёй чешской, ни храбрый Святослав, ни Владимир Святой». Это недовольство заставило галицкого князя изменить свою политику и отдать в соперничестве между венгерскими и чешскими феодалами предпочтение чешскому королю, которому он помог одержать победу над Белой IV. Более последовательную линию дружбы с Чехией проводил преемник Даниила Романовича — Лев Галицкий. Согласно сообщению галицко-волынского летописца, Лев лично ездил к Вацлаву II, заключил с ним «мир до конца жизни» и вернулся от него с дорогими подарками.

В 70-х годах XIII века начали сказываться вредные политические последствия немецкой колонизации. Те города, в которых немецкий патрициат занимал главенствующее положение, не могли быть опорой централизованной чешской монархии. К тому же немецкие князья, недовольные усилением Чешского государства, сумели воспользоваться своей агентурой в Чехии в лице католического духовенства и «нищенствующих» монахов, которые не только организовали против Пржемысла Оттокара II коалицию из его противников, но и оказали помощь восставшим против него местным феодалам во главе с магнатами Витковичами.

В 1278 году войска чешского короля потерпели поражение в Моравии в битве у Сухих Крут, в которой погиб и сам король. После этого германский император Рудольф Габсбург захватил не только Штирию, Каринтию и Крайну, но и Моравию. Однако Чехия продолжала оставаться сильным государством, политика которого имела большое значение для судеб Центральной Европы. Габсбурги были вынуждены согласиться с объединением (при Вацлаве II) Чехии и Польши в одно государство.

Ранняя чешская культура

Черты культурной общности складывавшейся чешской народности проявились уже в VII—IX вв., в период, когда шло формирование общего чешского языка. До появления письменности на чешском языке духовная культура чешского народа получила своё выражение в фольклоре, в народных преданиях и песнях. Народное предание изображало первого чешского князя Пржемысла простым пахарем из села Стадицы. В легенде Х в. о князе Вацлаве, убитом его братом Болеславом, сохранилось яркое описание феодальных усобиц в Чехии, а также быта чехов — их одежды, жилищ, домашнего убранства. Запись этой легенды — древнейший (после паннонских житий о Кирилле и Мефодии) письменный источник по истории Чехии. Написанная на старославянском языке, она содержала много чешских слов и оборотов. Значение возникшей в IX в. церковной письменности на старославянском языке заключалось именно в том, что, содействуя сохранению в стране славянских обычаев и обрядовых песен, она сделалась в дальнейшем одним из средств борьбы чешского народа против чужеземной агрессии и католической церкви, которая служила идейной опорой немецкой колонизации.

Народные предания и песни, свидетельствовавшие о самобытной основе ранней чешской культуры, послужили одним из источников для первого чешского летописца, каноника собора св. Вита в Праге Козьмы (1045—1125). Хроника Козьмы Пражского, составленная в трёх книгах, представляет собой выдающийся памятник чешской культуры начала XII в. Её автор был большим знатоком классической и славянской древности, путешественником и крупнейшим писателем своего времени. Козьма Пражский освещал события ранней истории Чехии с точки зрения господствующего класса. Вместе с тем в его хронике нашла отражение народная любовь к родной земле, «текущей сладким мёдом и млеком», к её обильной и щедрой природе. Летопись Козьмы проникнута гневом по отношению к врагам Чехии, в ней отчётливо выражено враждебное чувство к начинавшемуся уже в его время проникновению немецких феодалов в Чехию.

В Х—XIII веках зародилась и получила значительное развитие церковная и гражданская архитектура, а также настенная церковная живопись. Чешское искусство было родственно южнославянским, византийским и древнерусским образцам. Близкими к южнославянской и византийской архитектуре являлись собор в Градище, построенный в IX в., и другие церковные здания в городах. Деревенские же срубные постройки XI—XII веков стояли ближе всего к древнерусским образцам. Настенная живопись в чешских церквах XI—XIII вв. испытывала на себе несомненное влияние византийских форм. Однако сюжеты отражали события чешской истории. Важное место в живописи занимали темы, относившиеся ко времени правления первых князей из династии Пржемысловичей. Пржемысловичи изображались в церковных росписях в виде статных, сильных, хорошо вооружённых людей. Византийское влияние нашло своё отражение в портретных изображениях на монетах Х—XI веков.

Происходившая в XII—XIII веках немецкая колонизация сопровождалась германизацией придворных кругов и аристократии. Немецкий язык становился официальным языком королевского двора и панских замков. Вместе с элементами немецкого феодального быта в панские замки Чехии стала проникать и немецкая рыцарская литература. Однако чешская культура успешно противостояла чужеземным влияниям. Чешский язык оставался общенародным языком при наиболее интенсивной немецкой колонизации. С этим фактом было вынуждено считаться даже католическое духовенство Чехии. В XII—XIII века в богослужебных книгах и латинских словарях появились подстрочные объяснения (глоссы) на чешском языке. Возникла и чешская рыцарская литература. В рыцарских романах конца XIII века важное место занимали сюжеты из жизни Пржемысла II и его завоеваний. В появившемся в XIII веке драматическом жанре — в народных сценках с танцевальной музыкой — чешский язык стал господствующим. Таким образом, чешская культура успешно развивалась, несмотря на попытки её германизации.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 431-433.

Рубрика