Иран в XIII веке

Иран в XIII веке

Народные движения в Иране в XIII веке

Крестьяне отвечали на огромный рост феодальной ренты, крепостническую политику, произвол и гнёт завоевателей восстаниями. В 1265 г. в Фарсе под предводительством сейида * Шереф-ад-дина произошло грандиозное народное движение, жестоко подавлен ное ханской властью. В 1291 г. вспыхнуло восстание иранского кочевого племени луров, занявших город Исфахан. В 80—90-х годах XIII в. широкие размеры приняло крестьянское повстанческое движение в Иране и Азербайджане. Отряды из беглых крестьян и рабов, городской бедноты и обедневших курдских, лурских и даже монгольских кочевников, укрывавшиеся в горах, ущельях и лесах, действовали повсюду. Восставшие нападали на усадьбы и ставки эмиров, а также на караваны. В каждом селении и в каждом кочевье у восставших были друзья. Народ сочувствовал им, укрывал и прославлял их, а если кого-нибудь из них ловили и вели казнить, народ роптал, заявляя: «Как можно казнить такого героя!».

В 1303 г. сектанты, которых Рашид-ад-дин называет маздакитами, но которые сами выдавали себя за дервишеский орден, пытались поднять восстание, но их планы были раскрыты, а главари арестованы. Казвини также сообщает (1340 г.) о существовании в Северном Иране (в округе Рудбар) тайной общины, которая была «сродни маздакитам».

Но едва ли маздакитство в XIV веке могло сохраниться как религиозная система. Вероятно, названные авторы, говоря о маздакитах, имели в виду только социальную программу древних маздакитов, которая заключалась в передаче всех земель сельским общинам и установлении социального равенства.

Реформы Газан-хана

Тяжёлое хозяйственное состояние Ирана и Азербайджана побудило правительство Газан-хана (1295—1304) изменить внутреннюю политику, сблизиться с мусульманской духовной и чиновной местной (персидской, таджикской и азербайджанской) оседлой знатью, чтобы обеспечить её поддержку, и в этих целях принять ислам и сделать его вновь государственной религией (первые ильханы были «язычниками», т. е. шаманистами, хотя покровительствовали христианам и буддистам).

Был проведён ряд реформ, в основном по инициативе упомянутого уже выше учёного — историка и медика Рашид-ад-дина, бывшего с 1298 г. везиром у Газан-хана. Руководящая политическая роль на время перешла от монголо-тюркской военно-кочевой знати к местной оседлой служилой знати, политическую программу которой и выражал Рашид-ад-дин. Были установлены точные размеры поземельной подати и определены сроки у платы её. Всякие произвольные поборы запрещались. Запрещался постой военных и гражданских чинов в домах райятов (крестьян и горожан). Во многих городах была отменена тамга — тяжёлый налог на ремесло и торговлю, впервые введённый монгольскими ханами; в других юродах этот налог был уменьшен наполовину. Восстанавливалась чеканка серебряной монеты. Запустевшие и заброшенные земли были отданы на льготных условиях землевладельцам, с обязательством заселить и обработать их. Переводились на оброк работавшие в казённых мастерских (карханэ) ремесленники-рабы, ранее получавшие только скудный паёк. Реформы ограничили также произвол чиновников и кочевой знати. Были проведены широкие оросительные работы.

Но законодательство Газан-хана подтвердило прикрепление крестьян к земле и запрещение права перехода, существовавшее со времён Чингисхана. Был установлен 30-летний срок для сыска беглых крестьян. Подати, хотя и строго фиксированные, всё же оставались ещё очень высокими. В Хузистане, например, с крестьян государственных (диванских) земель взимали в казну 60% их валового дохода. Газан-хан суровыми мерами подавлял крестьянские антифеодальные движения.

Примечания

* Сейид — по-арабски «господин» — титул потомков пророка Мухаммеда

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 579-581.

Рубрика