Чехия: исторический очерк

Чехия: исторический очерк

Территория Чехии была заселена уже в эпоху раннего палеолита. В неолитическое время преобладали земледельческие племена - носители линейно-ленточной керамики. В 3 - начале 2-го тысячелетий до н. э. на территории Чехии проникли скотоводческие племена культуры шнуровой керамики и культуры колоколовидных кубков. Богатые месторождения олова на склонах Рудных гор (Крушне-Гори) способствовали быстрому развитию металлургии бронзы. В эпоху ранней бронзы на территории Средней и Северо-Западной Чехии получила распространение так называемая унетицкая культура. В начале 2-й половины 2-го тысячелетия в Чехию вторглись из Подунавья пастушеские племена курганной культуры с развитыми патриархальными отношениями. В конце 2-го тысячелетия Чехию заняли земледельческие племена культуры полей погребальных урн (см. Лужицкая культура). Около 400 года здесь появились кельты - носители латенской культуры. Со 2 века до н. э. в Чехии обитало кельтское племя бойев (отсюда латинское название Чехии - Богемия - Bohemia, нем. Böhmen). Кельты, в период господства которых в Чехии сохранилось и другое местное население, внесли большой вклад в развитие производительных сил (усовершенствование техники горного дела, применение гончарного круга, развитие художественных ремесел, обмена, чеканка монеты). На территории Чехии возникли кельтские центры ремесла и торговли, так называемые оппидумы. В начале н. э. кельтское могущество было подорвано германскими племенами. Маробод, вождь маркоманнов, сделал южную Чехию центром своей державы. В конце 1-й половины 5 века германские племена были потеснены гуннами, в 1-й половине 6 века на территории Чехии на время осели лангобарды. Однако в 5-6 веках в Чехии преобладали уже славянские племена. Первобытнообщинный строй у славян находился на последней стадии разложения.

В 7 веке территория Чехии входила в состав так называемой державы Само, которая вела успешную борьбу с аварами и Франкским государством. Развитие производительных сил в 8-9 веках, внутренняя колонизация, появление торгово-ремесленных центров (особенно в бассейне рек Дуная и Моравы) обусловили возникновение частной собственности, имущественного и социального неравенства. В Чехии, входившей в 9 веке в состав Великоморавской державы, складывалось раннефеодальное общество. Распространение христианства содействовало развитию феодальных отношений. После падения Великой Моравии (начало 10 века) постепенно происходит возвышение чешского племенного княжества во главе с княжеским родом Пржемысловичей. Пражское княжество Пржемысловичей, подчинив другие племенные княжения и отразив в союзе с немецкими феодалами набеги венгров-кочевников, стало ядром раннефеодального чешского государства. Значительных успехов его консолидация достигла в 10 веке при Болеславе I и Болеславе II. Около 973 года была учреждена Пражская епископия (прежде Чехия подчинялась Регенсбургской епископии). Упрочение княжеской власти и чешского государства произошло при князе Бржетиславе I (1034-1055). К этому времени в состав государства Пржемысловичей входила не только собственно Чехия (впоследствии - историческая земля, занимавшая западную часть территории современной ЧСР [по состоянию на 1976 год]; Чехия в узком смысле), но и Моравия. В 1085 году чешский князь получил королевскую корону (наследственным королевством Чехия стала с 1198 года).

В 11-12 веках на территории Чехии оформилась феодальная вотчина (так называемый велькостатек) и основные группы феодального класса (церковные феодалы, паны, владыки). Значительных размеров достигли владения церкви. Различные категории крестьянства (дедичи, госпиты, цензуалы, кметы, рустики) постепенно втягивались в феодальную зависимость. Оформились и получили развитие (в 13-14 веках) чешский сейм (сословно-представительный орган) и феодальное (шляхетское) право.

Результатом процесса утверждения феодальных отношений был переход Чехии к феодальной раздробленности (середина 11 - конец 12 веков), юридическим выражением которой явился так называемый Закон сеньората Бржетислава I (1055), по которому княжеский престол переходил по наследству к старшему сыну князя, а младшие получали уделы, становясь вассалами (но дроблению на уделы подверглась только Моравия).

Усилившаяся внешняя опасность (нападение немецких феодалов, кончившееся их разгромом у Хлумца в 1126 году, вторжение в Моравию монголо-татар, разбитых в 1241 году) побудила чешских феодалов к сплочению, что способствовало преодолению (в основном уже к конце 12 века) феодальной раздробленности, для чего уже создались необходимые экономические предпосылки. В 12-13 веках происходит рост посевных площадей и усовершенствование земледельческой техники, развивается ремесло, особенно городское (сукноделие, обработка металлов и др.), возросла добыча серебра, новые месторождения которого были открыты (в конце 13 века) в Кутна-Горе. Началась (в 1300 году) чеканка полноценной серебряной монеты («пражского гроша»). Расширилась внешняя торговля, особенно с Польшей, Русью, балканскими землями. Развитие ремесла и обмена содействовали возникновению новых и экономическому укреплению старых городов. В деревне на основе роста товарного производства получила развитие денежная форма феодальной ренты. С целью увеличения доходов чешские феодалы и короли использовали немецкую колонизацию, которая привела к образованию слоя немецкого городского и сельского населения (особенно в пограничных областях), немецкого патрициата в чешских городах, к распространению так называемого немецкого права, на основе которого в 13-14 веках в Чехии сформировалось местное, так называемое пражское городское право. Внешним выражением возросшего авторитета Чехии была так называемая Золотая сицилийская булла 1212 года Фридриха II Штауфена, признавшая независимость Чехии по отношению к «Священной Римской империи». Однако процесс формирования централизованного национального государства в Чехии оказался в этот период незавершенным. На пути его стояло непоколебленное экономическое и политическое могущество крупных феодалов и католической церкви, нарушение этнической однородности страны в результате немецкой колонизации (особенно отрицательную роль сыграло появление немецкой прослойки среди светских и духовных феодалов и захват немецким патрициатом ключевых позиций в городе). Участие Чехии в сложных межнациональных государственных образованиях тоже затрудняло процесс внутренней централизации, втягивая страну во внутриполитическую борьбу в «Священной Римской империи». Попытки при Пржемысле II Отакаре (1253-1278) создать державу от истоков Лабы и Одры до Адриатического моря, включая Австрию, Каринтию, Штирию, Крайну, как и попытка при Вацлаве II (1283-1305) и Вацлаве III (1305-1306) объединить с чешской короной польскую и венгерскую, окончились неудачей. После прекращения династии Пржемысловичей (1306) Чехия в 1310 году вошла в пестрый конгломерат владений Люксембургов. При Карле I (наместник Чехии и Моравии с 1333 года, чешский король в 1346-1378 годы), ставшем императором «Священной Римской империи» (под именем Карла IV), Прага стала столицей империи. Золотая булла Карла IV (1356) закрепила за чешскими королями права курфюрстов. При Карле I процесс централизации страны продолжался. Внутренняя политика Карла I в Чехии была направлена на развитие городов и торговли, укрепление феодального государственного права (попытка кодификации земского права - законник Majestas Carolina, 1355). При нем было учреждено Пражское архиепископство (1344), основан Пражский (Карлов) университет (1348).

В конце 14 - начале 15 веков в Чехии усилилась борьба крестьян и горожан против феодального гнета и засилья патрициата. Социальные противоречия усугублялись национальными, так как часть высшего дворянства, церковной иерархии и городского патрициата составляли чужеземцы. Обострилась борьба за власть между отдельными группировками господствующего класса, между феодалами и королевскими городами. Общее недовольство вызывало засилье католического духовенства. Оппозиционное движение проявилось в народных ересях, в выступлениях проповедников (Конрад Вальдхаузер, Ян Милич из Кромержижа, Матвей из Янова), которые разоблачали паразитическую жизнь высшего духовенства и монашеских орденов. В развитии антифеодального и национально-освободительного движения выдающуюся роль сыграл Я. Гус. Его борьба с церковной иерархией, героическая гибель (сожжение на костре в 1415 году по решению Констанцского собора католической церкви) положили начало в 1419 году мощному социально-революционному, национально-освободительному и антикатолическому движению, охватившему всю Чехию (см. Гуситское революционное движение). Это движение не было единым. Большинство чешского дворянства и бюргерство составили умеренное течение гусизма, они были склонны к соглашению с феодально-католическим лагерем. Их программу отражали так называемые Пражские статьи, требовавшие секуляризации церковного имуществ, реформы церковных обряда (причащение мирян из чаши, отсюда их название чашники). К революционному народному течению - таборитам принадлежала часть ремесленников и беднота в городах, крестьяне и некоторые обедневшие дворяне. Левое крыло таборитов - пикарты (см. Пикардство) стремилось к коренным социальным преобразованиям. Крестовые походы против гуситов (1420, 1422 (дважды), 1427, 1431 годов), организованные императором «Священной Римской империи» Сигизмундом I (которого гуситы отказались признать королем Чехии после смерти короля Вацлава IV (1378-1419)) и папой римским Мартином V, потерпели крах. Под водительством своих полководцев Яна Жижки, Прокопа Великого войска таборитов отразили вторжения крестоносцев и совершили ряд победоносных походов за границы Чехии. Однако внутренние противоречия (борьба умеренных таборитов с радикальным левым крылом, предательство чашников) ослабили гуситское революционное движение. В 1434 году чашники вместе с военными силами феодального католического лагеря разбили объединенное войско таборитов и «сирот» под Липанами.

В 1436 году чешские магнаты провозгласили королем Чехии императора Сигизмунда. Одновременно в Йиглаве было торжественно обнародовано заключенное в 1433 году между чашниками и феодально-католическим лагерем соглашение - Пражские компактаты, - по которому церковь примирялась с потерей своих земель в Чехии, признавала право причащения мирян из чаши.

Последствия гуситского революционного движения для национального развития Чехии были велики. Была проведена секуляризация церковного землевладения и нанесен удар догматическому авторитету папского престола, в результате чего чешские земли на долгое время были освобождены от идеологического гнета римской церкви. Благодаря ликвидации засилья немецкого патрициата окрепли чешские города, выросло национальное самосознание чешского народа и сознание родственности с остальными славянскими народами. Героические традиции гуситов стали источником вдохновения для чешского народа в его длительной борьбе за социальное и национальное освобождение. Гуситское революционное движение имело общеевропейское значение, вызвав широкий отклик в большинстве стран Европы.

После подавления гуситского революционного движения сопротивление чешского народа феодально-католической реакции выражалось главным образом в создании еретических сект, утопических учений, близких к хилиастическим идеям первоначального периода гусизма (см. Петр Хельчицкий, Чешские братья). Засилье чешского магнатства (усилившегося после гуситского движения) вызвало выступление бюргерства чешских королевских городов и низшего дворянства, которые возвели на престол Йиржи Подебрада. В его правление (1458-1471) были проведены реформы в интересах развития городов и торговли, усиления королевской власти. В результате успешной национально-освободительной борьбы против папской курии, против венгерского короля Матиаша Хуньяди, опиравшихся внутри Чехии на сочувствие панов-католиков, окрепли международные позиции Чехии. После смерти Подебрада чешские магнаты возвели на престол Владислава II (1471-1516), а затем Людовика (1516-1526) из польской королевской династии Ягеллонов. В их правление произошел упадок королевской власти, а города в борьбе с дворянством вынуждены были пойти на ряд важных экономических уступок (см. Сватовацлавский договор 1517 года).

В конце 15 - начале 16 веков в чешских землях стали намечаться существенные экономические перемены. Получило распространение (в имениях крупных дворян) товарное производство: разведение овец и выращивание зерновых на экспорт, рыбное хозяйство, пивоварение, винокурение. Возник новый центр добычи серебра в Яхимове, где чеканились серебряные монеты (так называемые толары). Феодалы увеличивали оброк и барщину, старались прикрепить крестьян к земле. На это крестьянство отвечало бегством в города, восстаниями. Резкое обострение классовой борьбы в чешских землях произошло под влиянием Крестьянской войны 1524-1525 годов в Германии. После ее поражения радикальные народные течения в Чехии были надолго подавлены. Упадок королевской власти ослабил Чехию перед лицом турецкой агрессии. После поражения объединенного венгерско-чешского войска в Мохачской битве (1526) и гибели короля Людовика II (Лайоша) чешские феодалы избрали королем австрийского эрцгерцога Фердинанда I Габсбурга (1526-1564). Чехия оказалась под властью немецко-австрийской династии Габсбургов. Подчинение чешских земель Габсбургам (длившееся до 1918 года) имело тяжелые последствия для национальных судеб чешского народа.

Фердинанд перенес на Чехию значительную часть налоговых тягот антитурецких войн. Были ограничены права и свободы чешских сословий. В административном аппарате, городах, торговле вновь началось немецкое засилье. Политика Габсбургов вызвала оппозицию части дворянства и бюргерства, которая слилась с религиозным антикатолическим движением. Важную роль в нем играла Община чешских братьев; с 16 века в Чехии распространялось также лютеранство и другие течения Реформации. Первое открытое выступление против Габсбургов произошло в 1547 году (см. Чешское восстание 1547 года).

В начале 17 века, используя внутридинастические споры в габсбургском доме, антикатолическая оппозиция добилась от императора Рудольфа II признания свободы вероисповедания чешским братьям и лютеранам (так называемая Грамота величества 1609 года). Пронемецкая и католическая политика короля Маттиаса (Матвея) (1611-1619) усилила недовольство чешских сословий, начавших открытое восстание (см. Чешское восстание 1618-1620 годов), послужившее сигналом к международному конфликту, переросшему в Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов. Поражение восстания (решающая битва - у Белой Горы 8 ноября 1620 года) явилось началом торжества феодально-католической реакции во всех областях политической, экономической и культурной жизни страны. В чешской истории этот период получил название «эпохи тьмы». Чехия полностью потеряла политическую независимость. «Обновленное земское уложение» (1627) объявило чешский трон наследственным в доме Габсбургов, до минимума ограничило права чешского сословного сейма. Первым сословием вновь стало сословие прелатов - высшее католическое духовенство (власть которого была значительно подорвана со времен гусизма), рыцари и представители королевских городов были почти полностью исключены из политической жизни. Немецкий язык получил равные права с чешским в административном управлении (это вело к его фактическому преобладанию). Центр управления чешскими землями был перенесен в Вену. Католичество было объявлено единственной признанной религией (указ 1624 года). Отказ от принятия католичества означал принудительное изгнание из страны (указ 1627 года). В результате эмигрировала значительная часть чешского дворянства, мещан, ремесленников. Их имущество и земли (так же как земельные владения участников восстания) были конфискованы. Около 3/4 земельных владений перешло в руки Габсбургов, которые жаловали или продавали их своим сторонникам. Большинство крупных феодалов отныне составляли немцы. Чешские феодалы, перешедшие на сторону Габсбургов, быстро онемечивались. В результате Тридцатилетней войны, политических и религиозных преследований уменьшилась почти наполовину численность населения Чехии, страна была разорена. Во 2-й половине 17 века в Чехии достигло апогея так называемое «второе издание крепостничества»; была установлена полная личная зависимость крестьян от помещиков (1652), феодальные поместья почти полностью перешли на барщинный труд. Барщина (3-4 и даже 6 дней в неделю) и налоги поглощали в 17 веке до 60% дохода крестьянского хозяйства. Тяжелое экономическое положение чешского народа усугублялось насильственной рекатолизацией и гонениями австрийского правительства и иезуитов на чешскую культуру. Лучшие представители ее (в том числе Я. А. Коменский) эмигрировали. Начался упадок чешского литературного языка и письменности. На усиление феодального и национального гнета крестьяне и городское население отвечали борьбой, принимавшей форму восстаний (Крестьянское восстание 1680 год, борьба ходов в конце 17 века и др.).

С конца 17 века началось некоторое оживление промышленного производства, которое, ввиду глубокого упадка чешских городов, сосредоточивалось главным образом в деревне, где его базой были традиционные крестьянские промыслы, прядение и ткачество льна и шерсти; стали развиваться рассеянные и централизованные мануфактуры, главным образом текстильные. Развитие капиталистических отношений происходило в условиях усиления абсолютистского режима, проводившего политику протекционизма. Административные реформы Марии Терезии (создание в 1749 году органов управления, общих для австрийских и чешских земель) ликвидировали остатки привилегий и прав чешского сейма. Сохранение феодально-крепостнической системы тормозило развитие производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности и препятствовало дальнейшему укреплению капиталистического уклада. Чешское крестьянство в течение всего 18 века вело борьбу против крепостничества и барщины. Кульминационным пунктом антифеодальной борьбы явилось Чешское восстание 1775 года, вынудившее австрийской правительство издать так называемый Патент о барщине 1775 года. Несколько ограничивший барщинные повинности беднейших крестьян патент частично высвободил их для участия в промышленном производстве.

Г. Э. Санчук, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Рубрика