Цейлон во II веке до н. э.— IV веке н. э.

Цейлон во II веке до н. э.— IV веке н. э.

Северная часть Цейлона неоднократно подвергалась вторжениям из Южной Индии. Крупнейшее из них произошло в середине II века до н. э., когда тамилы из Чола захватили Анурадхапуру, а на престоле Пихити воцарился тамил Елара. Но царь Рухуны Дутугамуну (101 —77) изгнал тамилов и на время распространил свою власть на весь Цейлон. Около 29 г. до н. э. произошло нашествие тамилов из государства Пандья. Они были изгнаны только 14 лет спустя. Вследствие укрепления в дальнейшем государственной власти и упрочения внутреннего положения Цейлон более четырёх с половиной веков не подвергался крупным нашествиям из Индии. Отдельные нападения носили характер грабительских набегов. Цейлонцы сами также предпринимали набеги на Южную Индию, грабя побережье и приводя оттуда рабов.

Основным занятием населения было земледелие. В первые века нашей эры на севере и юге Цейлона была сооружена весьма развитая система искусственного орошения. О высоком уровне инженерного искусства древних цейлонцев свидетельствует то, что многие водохранилища и каналы (например, водохранилище Миннерия с водным зеркалом в 18 кв. км) используются и в настоящее время.

Значительного развития на Цейлоне достигли горное дело, добыча жемчуга и ремесло. Ещё в первые века нашей эры в Индию, а через Индию в Европу вывозились с Цейлона жемчуг, бериллы, сапфиры, хлопчатобумажные ткани и изделия из черепаховой кости. В значительных количествах добывалось золото. Внутренняя торговля едва ли была развитой, так как собственной монеты, по-видимому, не существовало.

Основой экономической и общественной структуры, как и в древней Индии, была община с очень широкими автономными правами. Власть царя ещё не стала вполне деспотической и была ограничена собраниями знати. В царском роде престол переходил не к сыну, а к старшему в роде, что способствовало возникновению кровавых междоусобиц, бывших в государствах древнего Цейлона довольно частым явлением. Большим влиянием пользовались буддийские монастыри, богатевшие от щедрых дарений со стороны царей и от эксплуатации закрепощаемых свободных общинников.

Усиление эксплуатации свободных общинников вызывало неоднократно народные восстания (например, около 40 г. до н. э. в Анурадхапуре), часто совпадавшие с междоусобицами правящего класса. Тем не менее в первые века нашей эры государства Цейлона были уже прочными и сильными, а местные правители решительно сопротивлялись всяким попыткам южно-индийских царей подчинить их. Отражением стремления к полной независимости было, в частности, сохранение на Цейлоне буддизма в его ранней форме (хинаяна) и решительное противодействие распространению буддизма в форме махаяны.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 592-593.