Польша: борьба с германской феодальной агрессией в XII— XIII веках

Польша: борьба с германской феодальной агрессией в XII— XIII веках

Постоянные усобицы из-за великокняжеского стола между сыновьями Болеслава III Кривоустого привели к тяжёлым последствиям для Польши. Эти усобицы совпали с усилением агрессии германских феодалов против полабскоприбалтийских славян. В 1157 г. маркграф Альбрехт Медведь овладел Бранибором — важным стратегическим пунктом у границ Польши, и в том же 1157 г. германский император Фридрих I Барбаросса предпринял против неё поход. В борьбе с германским императором польские князья потерпели неудачу. В 60—70-х годах XII в. было завершено подчинение полабско-прибалтийских славян германскими феодалами. На захваченной ими славянской земле образовалось государство Бранденбург, которое вело агрессивную политику. Это ухудшило международное положение феодально-раздробленной Польши. В самом тяжёлом состоянии оказались западные польские земли — Поморье и Силезия. В 1181 г. князь Западного Поморья признал себя вассалом германского императора. Международное положение польских земель особенно резко ухудшилось после появления в Прибалтике Тевтонского ордена, который был приглашён в Польшу в 1226 г. мазовецким князем Конрадом, рассчитывавшим на помощь ордена в борьбе с пруссами. Папский престол всячески содействовал укреплению грабительского Тевтонского ордена, созданного германскими феодалами, и особой буллой 1234 г. закрепил за орденом земли, завоёванные в Пруссии. Вскоре Тевтонский орден, истребляя пруссов огнём и мечом, основал на их земле сильное государство, которое находилось под покровительством римской курии и Германской империи.

В 1237 г. при участии папства произошло слияние Тевтонского ордена с Орденом меченосцев, захвативших земли в Восточной Прибалтике. Усиление Тевтонского ордена и Бранденбурга, владения которых охватывали польские земли с двух сторон, представляло серьёзнейшую опасность для Польши, к тому же крайне ослабленной в это время вторжением полчищ татаро-монголов. Татаро-монголы вторглись в Польшу в 1241 г. и двинулись через Сандомир, Вислицу и Краков на Силезию. В битве под Лигницей они разбили войска силезских феодалов и, опустошив Силезию, двинулись через Моравию в Венгрию. Вторжения татаро-монголов в Польшу, повторившиеся в 1259 и 1287 гг., сопровождались страшным опустошением польских земель.

Немецкая колонизация

С середины XIII века в Польшу начался приток колонистов из Германии. Активную деятельность по привлечению колонистов-немцев развила католическая церковь, особенно монастыри, заселявшие в первую очередь пустовавшие земли, которые нуждались в расчистке от леса. Польские князья и феодалы, стремившиеся увеличить свои доходы, точно так же поощряли немецкую колонизацию. Однако приток немецких колонистов-крестьян оказался незначительным. Главную роль в процессе внутренней колонизации страны, в распашке целины и освоении под пашню лесных пространств сыграло польское крестьянство. Более значительным был приток немецких колонистов в города.

Польские феодалы покровительствовали немецкой колонизации в городах, которые зависели от их власти, ибо рост ремесленного производства сулил непосредственное увеличение их денежных доходов. Покровительствуя заселению городов немецкими колонистами, польские феодалы одновременно боролись против бегства в города польских крестьян. Наиболее активно процесс немецкой колонизации польских городов развернулся в западных землях. В ряде городов Силезии — Злота Гура, Срода и др. — стало преобладать немецкое население.

В борьбе с феодалами за городские права и привилегии горожане использовали в качестве образца городское право Германии. Это было так называемое «магдебургское городское право», установившееся в немецких городах в результате их борьбы со своими феодальными сеньорами, но приспособленное к польским условиям. Согласно новому праву население города получило возможность организации городского суда. Вместе с тем горожане приобретали право сбора налогов. Князю население города, пользовавшегося «магдебургским правом», платило строго регламентированный денежный оброк, так называемый чинш, и отбывало некоторые повинности. Помимо этого, горожане платили десятину в пользу церкви. Во главе города стоял войт, назначавшийся князем. Войт обладал судебно-административной властью. Однако он был обязан совершать суд совместно с присяжными из горожан, так называемыми лавниками. Суд по важным уголовным делам оставался в руках князя. В его пользу шли и торговые пошлины. Торгово-ремесленное население города составляло общину — гмину. Жившие в городах духовенство, чиновники и рыцари в её состав не входили.

Развитие товарно-денежных отношений и переход к феодальной денежной ренте

Среди населения польских городов постепенно росла социальная дифференциация. В городах образовались три социальные группировки. Городская верхушка — патрициат, особенно в таких крупных польских городах, как Познань, Краков и Вроцлав, состояла главным образом из богатых немецких купцов и ремесленников, в руках которых сосредоточивалось городское управление. Средние слои ремесленников и купцов, преимущественно поляки, хотя и пользовались городскими правами, но в управлении городом не участвовали. Наконец, городская польская беднота — подмастерья, ученики и мелкие торговцы — вообще никаких прав не имела. Своеобразие национального состава населения польских городов наложило отпечаток на борьбу внутри города, обусловив переплетение социальных и национальных противоречий.

В связи с развитием в Польше товарно-денежных отношений значительные сдвиги наблюдались и в польской деревне. Здесь происходил переход к единообразному и регламентированному оброку — чиншу, который платился деньгами и натурой. Одновременно в польской деревне распространилось так называемое «немецкое право», подобное праву, которое действовало в городах Польши (в Германии такого сельского «немецкого права» не существовало). «Немецкое право» получали главным образом крестьяне-новосёлы, расчищавшие и заселявшие необработанные земли. Помимо чинша, крестьяне платили десятину церкви и несли повинности в пользу государства. Крестьяне, пользовавшиеся «немецким правом», получали землю в наследственное владение и объединялись в общину — гмину. Во главе её стоял солтыс, назначавшийся феодалом. Солтыс собирал налоги и производил суд совместно с присяжными — лавниками. Верховный суд оставался в руках феодала. Новые формы феодальной ренты и новое сельское право создавали у польских крестьян большую заинтересованность в своём труде и способствовали тем самым росту производительных сил.

Феодальная раздробленность затрудняла развитие культурных связей между отдельными областями Польши.

Культура

Отрицательным фактором, тормозившим развитие самобытной культуры польского народа в XIII веке, явились рыцарская и отчасти купеческая немецкая колонизация и усиление реакционного влияния папства и немецкой феодальной культуры. Её влияние распространялось преимущественно на верхушку господствующего класса. Крупные феодалы, а также богатая верхушка польских городов (последняя в значительной своей части состояла из выходцев из Германии), пренебрегая культурой польского народа, охотно воспринимали иноземные обычаи и язык. В письменности и литературе безраздельно господствовала чуждая народу латынь.

Широкие слои польского народа, наоборот, сохраняли свою самобытную культуру. В связи с усилением германской феодальной агрессии в этих слоях росло и крепло сознание единства польского народа. Это находило своё отражение и в некоторых литературных памятниках того времени на латинском языке. Наиболее ярко эти мотивы проявились в выдающемся литературном памятнике XIII века — хронике Винцента Кадлубка, писавшего по-латыни. В этом произведении, посвящённом истории Польши, красной нитью проходила идея возвеличивания прошлого польского народа и прославления того времени, когда Польша была объединена в единое государство. Этот характер хроники определил её популярность в средние века.

К XIII веку восходят и наиболее древние из дошедших до нас памятников письменности на польском языке — «Свентокшижские проповеди» и религиозный гимн «Богуродзица». В XIII веке в городах возникли так называемые приходские (церковные) школы, в которых обучалась городская молодёжь. Преподавание велось по-прежнему на латинском языке, но росло сознание необходимости обучения польскому языку. Это нашло выражение, в частности, в постановлениях церковных соборов второй половины XIII века.

В XII—XIII веках развивалась и польская архитектура, а также изобразительные искусства. В церковной архитектуре продолжал господствовать романский стиль, в XIII в. начал распространяться готический. Выдающимися памятниками ранней готики являются костёл св. Троицы в Кракове и костёл св. Якуба в Сандомире. Изменился характер внутренней отделки храмов. Резьба по дереву и кости уступала место стенной живописи. Остатки художественных фресок того времени сохранились в Сулеевском монастыре. Наряду с церковной архитектурой развивалась и светская. Строились и украшались города, укреплённые прочными каменными стенами. Большого художественного совершенства достигли польские мастера в области книжной миниатюры.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 437-439.

Рубрика