Королевство Чосон в XV веке. Культура корейского народа

Королевство Чосон в XV веке. Культура корейского народа

Укрепление новых порядков, а вместе с тем и окончательное упрочение на престоле новой династии было связано с правлением её третьего короля Ли Хван Вона (Тхечжон), одного из сыновей Ли Сон Ге. Он устранил нескольких претендентов на престол и, как и отец, пришёл к власти в результате дворцового переворота. Но Тхечжон (1401—1419) в противоположность Ли Сон Ге, обладавшему главным образом способностями полководца, был искусным политиком. После захвата власти ему удалось получить от китайского императора грамоту с пожалованием титула «короля Чосон». В такой форме обычно выражалось признание китайским императором новых правителей соседних стран. Это признание упрочило власть Тхечжона. Удачные же действия против японских пиратов не только обеспечили на некоторое время спокойствие для юго-восточных окраин страны, но и способствовали укреплению внешнеполитического положения Кореи. Корейское государство вновь превратилось в крупную силу Восточной Азии.

При этом короле подвергся реорганизации аппарат управления. Были созданы центральные правительственные органы — 6 палат, между которыми распределялись различные отрасли управления. Высшим правительственным органом стал Государственный совет из 8 членов. Страна была поделена на 8 провинций, управляемых наместниками, назначаемыми королём и только ему подчинёнными. Провинции делились на уезды, управление которыми находилось в руках уездных начальников. Для назначения на должность того или иного чиновника надо было иметь «учёную степень», которую кандидаты получали, выдержав специальный правительственный экзамен. Низшие «учёные степени» (всего их было три) присуждались на местах, высшая — только в столице. Должностные лица назывались янбан (буквально — «две группы»). Это слово в дальнейшем стало сословным наименованием служилого дворянства.

И как чиновники, и как владельцы поместий янбаны своими бесконечными поборами вызывали самую лютую ненависть со стороны крестьянства. Тем не менее упорядочение системы управления и создание организованного административного аппарата в то время способствовало подъёму страны. Продолжением борьбы с феодальной знатью при Тхечжоне явилось запрещение владеть землёй кому бы то ни было, кроме прямых потомков основателя  династии. Был нанесён удар и крупным церковным феодалам: по указу 1401 года у буддийских монастырей отняли большую часть их земель. Из мероприятий, касавшихся крестьянства, важнейшими были: упорядочение учёта дворов и последовавшее за этим некоторое уменьшение налогового бремени.

Мероприятия, призванные упорядочить положение внутри страны, проводились в течение всего XV века. При короле Сечжоне (1419—1450) был произведён общий учёт обрабатываемых земель и пересмотрены ставки налогового обложения, приведённые в соответствие с качеством земель, условиями орошения и т. п. Подобными мерами правительство стремилось обеспечить себе планомерное поступление налогов. В то же время оно ставило и некоторые преграды произволу чиновников, утвердив для них определённые размеры жалованья.

Из внешнеполитических событий в правление Сечжона заслуживает внимания упорядочение торговых отношений с Японией. Торговля велась через три порта, а посредником в ней стал правитель острова Цусима; с ним в 1420 году был заключён специальный договор, определявший число японских судов, могущих заходить в корейские порты. Все суда должны были иметь разрешение этого правителя. Много беспокойства причиняли корейскому населению его северо-восточные соседи — чжурчжени. Борьба с ними продолжалась очень долго. Только в 1449 году корейскому правительству удалось занять земли чжурчженей в районе реки Туманган и ввести туда военные гарнизоны. Однако столкновения с чжурчженями продолжались и во второй половине XV века.

При Сечжо (1456—1470), седьмом короле династии Ли, был проведён ряд мероприятий, касавшихся корейской деревни: организованы общественные амбары для хранения зерна на случай неурожая и голода; поощрялось увеличение поголовья скота, который широко использовался при обработке полей и при перевозках; составлялись

руководства по уходу за скотом, а также по шелководству; производился новый обмер полей. Большое внимание уделялось ремонту старых и постройке новых оросительных сооружений. Эти мероприятия привели к известному экономическому подъёму страны. Количество обработанных земель за 13 лет — с 1391 по 1404 год — возросло с 798127 до 922677 кёлей * и продолжало расти в течение всего XV в. Значительного развития в это время достигли ремесло и торговля. Ремесленники и торговцы объединялись по профессиям и виду изготовляемых товаров в организации, напоминавшие европейские цехи и гильдии. Эти организации добились от властей права на монопольную выработку и продажу определённых товаров. О росте торговли в стране свидетельствовало возникновение регулярных местных ярмарок.

Новая столица Кореи — Сеул — превратилась к началу XVI века в самый крупный город страны с многочисленным населением, значительную часть которого составляли ремесленники и торговцы.

Принимались меры и к расширению образования, причём заведование этим делом перешло целиком в руки конфуцианцев, т. е. корейских учёных, воспитанных на китайских классических книгах по философии, политике, экономике и истории. Важное значение для развития культуры имело учреждение в 1403 году «словолитни», которая стала изготовлять металлические наборные знаки. Большое внимание уделялось астрономии и календарным вычислениям. Были сконструированы новые астрономические приборы, при помощи которых устанавливалось положение звёзд. Появились новые метеорологические инструменты. Один из них — «дождемер» — полагалось иметь повсюду для измерения количества осадков.

Самым важным событием в культурной жизни корейского народа было изобретение национальной письменности — фонетического алфавита, получившего в обиходе наименование онмун, т. е. «простонародное письмо». Для выработки этой письменности при дворе был организован комитет из лучших языковедов того времени, хорошо знавших китайское, японское, уйгурское, монгольское, киданьское, чжурчженьское и тибетское письмо, а также индийский алфавит деванагари. Одновременно с изобретением алфавита были разработаны и правила пользования им. Этот алфавит в 1446 году был опубликован в официальном документе под названием хунмин-чжонъым (инструкция по новой письменности). Изобретение национальной письменности имело огромные последствия: благодаря ей распространялось просвещение, развивалась литература на народном разговорном языке.

Характерно, что введению онмуна противились конфуцианские советники короля, указывавшие на то, что развитие «простонародного письма» помешает распространению «подлинной» образованности, мыслимой этими советниками только в виде сочинений на китайском языке, написанных иероглифическим письмом. Вследствие этого китайский язык остался языком государственных документов и всей политической, экономической и философской литературы.

Примечания

* Кёль — мера площади, урожай риса с которой составлял в среднем 100 пудов.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 539-541.

Рубрика