Япония в III—VII веках: разложение первобытнообщинного строя

Япония в III—VII веках: разложение первобытнообщинного строя

В III—VII веках на Японских островах происходило разложение первобытнообщинного строя и совершался переход к классовому обществу. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, произведенные на территории Японии, а также первые японские письменные историко-мифологические памятники (начало VIII века), этногеографические описания некоторых провинций (составленные в первой половине VIII века), китайские династийные истории (III—XI века), а также корейские хроники VI—XIII веков, содержащие, как и современные им китайские летописи, ценные сведения о ранних этапах развития японского общества.

Собственно японская родовая община Ямато, по-видимому, образовалась в I—III веках н. э., после переселения на Японские острова через Рюкю, Тайвань и Филиппины многочисленными миграционными потоками из различных районов Юго-Восточной Азии и островов южной части Тихого океана айнов (эбису), южномонголоидных и малайско-полинезийских (аустронезийских) племен, в частности кумасо (хаято), и последующей их ассимиляции.

Историческая наука до сих пор не установила точного места обитания древних японцев. По всей вероятности, центрами их сосредоточения были юго-восток о-ва Хонсю (современная префектура Нара) и северо-запад о-ва Кюсю (южная часть современной префектуры Фукуока). В последующем единым центром родовой общины Ямато стали плодородные районы Кинаи.

Первобытнообщинный строй характеризовался незрелыми производительными силами и примитивностью техники, слабой вооруженностью людей в борьбе с окружающей природой, их большой зависимостью от стихии. Японцы в то время занимались собиранием плодов и морских продуктов, охотой при помощи лука и стрел с каменными наконечниками, а также рыболовством, о чем свидетельствуют кости рыб в кухонных отбросах и рыболовный инвентарь, в частности крючки и костяные гарпуны. Вскоре, однако, ведущим занятием стало примитивное земледелие, а главной культурой — рис, ввезенный в Японию из южной части Кореи. С его распространением связано развитие системы орошения, требовавшей коллективного труда всех членов общины. Применение ирригации подтверждается существованием в то время «поливных (или мокрых) полей», которые обрабатывались наряду с «сухими полями».

Уже в III—IV веках на основе роста производительных сил с развитием орудий и производительности труда, что способствовало про-

[19]

грессу земледелия, началось разложение родового строя. Развиваются имущественное неравенство и социальная дифференциация внутри рода («удзи»), разделяющегося на привилегированных и неполноправных. Выделяется родовая знать, которая стала присваивать продукты труда сородичей и ремесленников. Наряду с этим развивается борьба и между родами. Сначала она приводит к частичному уничтожению, а затем и к покорению отдельных родов, превратившихся в данников рода-победителя. Следствием междуродовой борьбы явилось изменение структуры общественной организации. Отныне помимо старейшины и сородичей род стал включать полусвободных, неполноправных его членов («бэ»), главным образом ремесленников, и рабов («яцуко»). Источниками пополнения этих категорий населения являлись, как правило, корейцы, захваченные в плен во время походов японцев на Корейский полуостров в III—V веках.

Расширение состава родовой общины за счет чужекровных и появление внутри нее рабства свидетельствовали о распаде кровнородственных связей, а возникновение имущественного неравенства создавало условия для начала эксплуатации членов рода старейшинами и родовой знатью, для формирования классов и государства.

Важным этапом эволюции первобытнообщинного строя явилось образование в Японии в IV—V веках союза племен. По сведениям китайских династийных историй, в последней четверти V в. завершилось покорение и объединение 55 «стран» (т. е. родоплеменных групп) на востоке, 66 — на западе и 95— вдоль моря на севере. Во главе этого объединения стал сильнейший род Ямато, поставлявший наследственных вождей союза племен.

Процесс обособления эксплуататорской родовой верхушки в ходе формирования племенного союза отражен в японских летописях начала VIII века, ведущих изложение событий по годам правления «императоров». Под термином «император» до середины VII в. следует понимать главу самого сильного рода, а позднее — вождя того племенного союза, который был связан с культом богини солнца Аматэрасу. Вначале такой «император» обладал патриархальной властью, властью старейшего и мудрейшего. Затем он стал сочетать функции военного вождя, жреца и судьи. В процессе разложения первобытнообщинных отношений «император», старейшины и другие представители родоплеменной знати, присваивая себе прибавочный продукт земледельческого и ремесленного труда, а также рабов, узурпировали власть и превратились в ее наследственных носителей, стоявших над равными прежде сородичами.

Таким образом, главы знатных родов и ранее избравшиеся старейшины присваивали себе привилегию наследственного выполнения важнейших общественных обязанностей и превращались в чиновников государства, формировавшегося на базе племенного союза уже с конца V века.

[20]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 19-20.

Рубрика