Турция: кризис империи

Турция: кризис империи

В последней трети XIX века наряду с осуществлением открытых захватов обширных районов Азии и Африки капиталистические державы Запада окончательно подчинили себе экономически и политически ряд стран, формально сохранивших государственную самостоятельность. К числу таких зависимых, полуколониальных стран принадлежали Турция, Иран и Афганистан.

Обострение кризиса Османской империи

К началу 70-х годов усилилась зависимость Османской империи от иностранных держав. Иностранные капиталисты широко использовали неэквивалентную торговлю, неравноправные договоры, кабальные займы, режим капитуляций. В их руках находился такой важный рычаг воздействия на экономику и политическую жизнь страны, как Оттоманский имперский банк. Они опирались на турецких феодалов и компрадорскую буржуазию, представленную по преимуществу купцами нетурецких национальностей.

Основная отрасль экономики страны — сельское хозяйство — находилась в упадке. Засевалась лишь небольшая часть пригодной для обработки земли. Урожаи были крайне низкими. У крестьян сложилась горькая поговорка об урожае: «Часть пропадет, часть холодом побьет, часть птицы склюют, а часть, если богу угодно, достанется мне». Львиную долю урожая забирали помещик и сборщик налогов. Правители многих областей Анатолии признавали, что нет ни одного крестьянина, «за которым бы не числилось недоимок, превышающих весь возможный его доход за три года вперед». В 70-х годах в долговых тюрьмах Турции находилось около 40 тысяч человек, главным образом крестьян.

Значительно ухудшилось положение городского населения. Конкуренция иностранных товаров разрушала местное ремесло, а феодальные порядки препятствовали развитию капиталистического производства.

Платежи по кабальным займам, огромные расходы на содержание чиновничьего аппарата и армии, крайняя расточительность султанского двора вконец подорвали финансы Турции. Правительство пыталось найти выход из финансовых затруднений при помощи новых займов у иностранных банкиров. Только за пятилетие — с 1870 по 1874 годы — турецкое правительство заключило кабальные соглашения об иностранных займах на сумму почти в 3 млрд. фр. Общая сумма внешнего долга достигла к этому времени 5,3 млрд. фр.; платежи процентов по займам поглощали большую часть турецкого бюджета.

По всей империи усиливалось и нарастало недовольство народных масс. В правящих кругах и правительстве царили неуверенность и растерянность. Участились смены кабинета; за три года (1871—1873) сменилось около десятка великих везиров. Оживилась деятельность «новых османов». Это политическое течение сложилось еще в 60-х годах на основе зародившегося тогда просветительного движения, в котором участвовали писатель и драматург Намык Кемаль, публицист Ибрахим Шинаси и другие представители молодой турецкой интеллигенции. «Новые османы» стремились превратить Турцию в конституционную монархию. Созданная ими в 1865 г. в Стамбуле тайная политическая организация намеревалась осуществить при поддержке некоторых видных военных и гражданских деятелей государственный переворот, чтобы добиться от султана введения конституции. В 1866 г. организация была раскрыта, часть ее участников попала в тюрьму, другие эмигрировали.

В издававшихся за границей газетах и листовках «новые османы» требовали введения конституции и осуществления реформ. Их идеи находили поддержку у некоторых либерально настроенных чиновников и офицеров. К ним присоединился крупный государственный деятель Мидхат-паша, занимавший до этого посты губернатора в Болгарии и Багдаде.

Мидхат-паша и «новые османы» выражали интересы турецких либеральных помещиков и нарождавшейся буржуазии. Они боролись против султанского абсолютизма прежде всего во имя предотвращения гибели Османской империи. Во внешней политике Мидхат ориентировался на Англию.

Кризис Османской империи углублялся в связи с усилением освободительной борьбы народов Балканского полуострова, находившихся еще под турецким игом. Карательные походы турецких войск против восставшего населения Боснии и Герцеговины в 1875 г. вызвали дополнительные расходы и истощили финансы османского правительства. Оно не смогло внести очередных платежей по займам. Для изыскания средств было проведено изъятие части доходов от вакуфных земель, что вызывало недовольство духовенства. Была сделана попытка сократить государственный аппарат, урезать жалованье чиновникам, офицерам, учителям светских и религиозных школ. Но и эти меры не могли улучшить финансовое положение страны. В октябре 1875 г. Турция официально объявила частичное финансовое банкротство.

Стремясь отвести от себя растущее в стране недовольство, правительство стало провоцировать погромы против христианского населения. Во время столкновений между мусульманами и христианами в Салониках были убиты французский и немецкий консулы.

Герцеговинское восстание и события в Салониках были использованы европейскими державами как повод для вмешательства в дела Османской империи. В январе 1876 г. страны, подписавшие Парижский трактат 1856 г., потребовали от Турции немедленного проведения реформ в Боснии и Герцеговине. Султанское правительство согласилось принять это требование. Однако начавшееся в апреле 1876 г. крупное восстание болгарского народа нанесло новый удар султанскому режиму.

Дворцовый переворот 1876 г. «Конституция Мидхата»

В начале мая 1876 г. «новые османы» опубликовали воззвание, в котором возлагали на султана Абдул-Азиза ответственность за финансовое банкротство страны и за восстания на Балканах. Они призывали создать парламент и заменить Абдул-Азиза другим султаном. Политикой Абдул-Азиза были недовольны и некоторые феодальноклерикальные круги, считавшие его ответственным за захват в пользу казны части вакуфных доходов и за внешнеполитические неудачи.

22 мая 1876 г. в Стамбуле состоялась многолюдная демонстрация. В ней участвовали софты (учащиеся мусульманских религиозных школ), торговцы, ремесленники, городская беднота столицы. Возле дворца султана собралось до 40 тыс. демонстрантов. Султан был вынужден согласиться на смену кабинета; в состав нового правительства был включен Мидхатпаша. Но волнения в столице не прекращались.

Мидхат и «новые османы» были встревожены стихийными народными выступлениями. Стремясь предотвратить революцию, они предпочли тактику дворцового переворота, к осуществлению которого были склонны и некоторые феодальные группировки. В ночь на 30 мая 1876 г. Абдул-Азиз был свергнут с престола. Султаном стал очередной наследник — Мурад V, который, однако, ввиду обнаружившейся у него душевной болезни был через три месяца также низложен. На престол вступил султан Абдул-Хамид II, давший Мидхату письменное обязательство ввести конституцию. В действительности новый султан лишь выжидал подходящего момента для открытого наступления на «новых османов».

Между тем положение Османской империи осложнялось. Восстание в Болгарии удалось подавить, но две славянские страны — Сербия и Черногория начали войну против Турции. Обострялись отношения с Россией, поддерживавшей борьбу славянских народов. В декабре в Стамбуле должна была открыться конференция представителей европейских держав для принятия рекомендаций турецкому правительству относительно реформ на Балканах.

В этой обстановке Абдул-Хамид II согласился утвердить разработанный Мидхатом-пашой проект конституции. Ему приходилось считаться с общим недовольством в стране, с угрозой новых стихийных выступлений народных масс. Вместе с тем он надеялся использовать провозглашение конституции для срыва Константинопольской конференции держав. 23 декабря 1876 г. состоялось торжественное объявление конституции Османской империи.

Конституция 1876 г., известная под названием «конституции Мидхата», провозглашала установление в Турции конституционной монархии. Она предусматривала создание двухпалатного парламента, причем члены сената назначались султаном пожизненно, а палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза. Султан имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.

Все подданные империи объявлялись «османами» и считались равными перед законом. Конституция признавала государственным языком турецкий, а государственной религией ислам.

Несмотря на свой весьма ограниченный характер, конституция 1876 г. была прогрессивным актом. Однако те слои турецкого общества, на которые опирались «новые османы», не были достаточно сильными для того, чтобы обеспечить прогрессивное развитие Турции. Это позволило Абдул-Хамиду II вскоре после обнародования конституции стать на путь ее ликвидации. В начале 1877 г. Мидхат-паша был смещен с поста великого везира, арестован и выслан за границу (в 1883 г. Мидхат-паша был убит по приказу Абдул-Хамида II), а через год, в феврале 1878 г., султан распустил парламент. С этого времени конституция 1876 г. фактически перестала действовать, и на долгие годы в Турции воцарился жестокий самодержавный режим Абдул-Хамида II, вошедший в турецкую историю под названием «зулюм» (гнет, насилие).

Превращение Турции в полуколонию

После Берлинского конгресса значительно ускорился процесс экономического подчинения Османской империи великим державам. Быстрыми темпами завершалось финансовое закабаление, страны. В 1879 г. Турция объявила о своем полном финансовом банкротстве. После

продолжительных переговоров с иностранными кредиторами было достигнуто в декабре 1881 г. соглашение, зафиксированное в так называемом Мухарремском декрете (мухаррем — месяц мусульманского лунного календаря), которым султан санкционировал создание Управления Оттоманского государственного долга, получавшего исключительно широкие права и привилегии. В его ведение переходили важнейшие источники доходов империи: табачная и соляная монополии, гербовый сбор, налоги на рыболовство в Мраморном море и Босфоре, ашар с шелка в Стамбуле, Эдирне и Брусе и другие поступления. Число служащих Управления вскоре достигло 5 тыс. человек. Во главе Управления стоял Совет из представителей держав-кредиторов — Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии. Турецкий правительственный комиссар располагал лишь правом совещательного голоса.

Пользуясь финансовой зависимостью Турции, иностранные державы получали различные выгодные концессии. Французские капиталисты владели железными дорогами в Сирии, англичанам и французам принадлежали железные дороги в районе Измира. Крупную концессию на строительство Багдадской дороги получил немецкий капитал. Железные дороги строились без учета потребностей турецкой национальной экономики, в зависимости от экономических и стратегических интересов колонизаторов. Иностранные фирмы приобрели ряд концессий и на эксплуатацию ископаемых богатств Турции.

В Османской империи были основаны новые иностранные банки: в Стамбуле открылся филиал крупнейшего французского банка «Лионский кредит», в 1888 г. несколько западноевропейских банков совместно основали «Салоникский банк», в 1899 г. был создан «Немецкий Палестинский банк» и т. д. Созданный в конце XIX в. единственный турецкий банк — Сельскохозяйственный — был крайне слаб.

Одновременно капиталистические державы подчиняли себе Турцию и политически. В 1883 г. в Турцию прибыла германская военная миссия; вскоре глава ее, полковник генерального штаба фон дер Гольц, был приглашен на пост военного советника и начальника офицерской школы в Стамбуле. Иностранные советники появились также во флоте, жандармерии и других звеньях государственного аппарата Турции.

Положение Турции как зависимой страны имело свои особенности. Противоречия и борьба между великими державами давали правящим классам Турции известные возможности для лавирования. Кроме того, в отличие от многих других стран Азии Турция располагала сравнительно организованной и боеспособной армией.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VII. М., 1960, с. 193-197.