Олимп Вифинский

Олимп Вифинский

ОЛИМП ВИФИНСКИЙ — горный массив (современный Кешиш-даг) и прилегающие к нему земли в Западной Вифинии поблизости от г. Пруса (Бруса), недалеко от южного побережья Мраморного моря; в византийскую эпоху являлся духовным центром региона благодаря сосредоточению множества монастырей. Несмотря на то что первое упоминание о монастырях на Олимпе относится к V в., их активное строительство началось только в VIII в., что связано прежде всего с началом эпохи иконоборчества. Как такового централизованного объединения монастырей, подобного афонскому, на Олимпе никогда не было, хотя попытки создания монастырской конфедерации предпринимались неоднократно. Старейшими из известных монастырей были Хинолакка, Агаврский и Символы. Хинолаккская обитель была основана святым Стефаном, который по прибытии из Палестины получил от константинопольского патриарха Германа I (715- 730) земельный участок на Олимпе под строительство монастыря. В этой обители начинал свою церковную карьеру будущий константинопольский патриарх Мефодий. Агаврский монастырь был основан ранее 787 г. неким знатным евнухом, от чьего имени данная обитель и получила свое название; из всех олимпийских монастырей этот был единственным, который имел несколько метох за пределами горы Олимп. В Агаврской обители около 796 г. начал свою иноческую жизнь св. Иоанникий Великий. Обитель в Символах была создана в середине VIII в. монахом Феоктистом и получила известность с 770 г., когда ее игуменом был назначен св. Платон Исповедник. Спустя 12 лет Платон оставил Символы и стал настоятелем нового монастыря в Саккудионе. С этого времени именно монастырь в Саккудионе стал наиболее авторитетным среди всех олимпийских обителей, поскольку его настоятели традиционно активно и последовательно боролись с иконоборческой ересью в Византийской империи. В 794 г. вследствие болезни Платона руководство Саккудионом перешло к его племяннику Феодору. В 795 г. у монахов произошел серьезный конфликт со светскими властями, вызванный нежеланием насельников монастыря признать законность брака императора Константина VI с придворной дамой Феодотой. Император применил карательные меры против непокорных монашествующих: Платон был заточен в тюрьму, а Феодор сослан в Фессалоники. После смерти Константина VI в 797 г. Платон был осво-божден, а Феодор вернулся в Саккудион из ссылки. Однако уже в 798 г. Феодор оставил монастырь на Олимпе и перебрался со своими учениками в Студийскую обитель в Константинополе. Со смертью Феодора Студита Саккудион перестал существовать как самостоятельная обитель и был объединен со Студийским монастырем. Из других олимпийских обителей достоин упоминания и Мидикийский монастырь, созданный в начале IX в. св. Никифором Исповедником и прославившийся как своим основателем, так и следующим игуменом — св. Никитой Мидикийским, которые оба были защитниками иконопочитания. Кроме того, в разное время насельниками олимпийских монастырей были знаменитые святые братья Кирилл и Мефодий, а также историк и царедворец Михаил Пселл. Приблизительно с середины XI в. монашеская жизнь на Олимпе Вифинском стала постепенно угасать, что в основном было обусловлено отсутствием у харистикариев интереса к непроизводственным монастырям и усилившейся экспансией турок-сельджуков. С XII в. упоминания об олимпийских монастырях практически исчезают из византийских письменных источников.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.143-145.