Абхазия: население (на 1969 год)

Абхазия: население (на 1969 год)

Население. Абхазию населяет более 10 народов. Среди них, по переписи 1959 года, абхазы составляли 61,2 тысяч человек, грузины 158,2 тысяч человек, русские 86,7 тысяч человек, армяне 64,4 тысяч человек; живут также украинцы, греки, евреи, белорусы, эстонцы и другие. Средняя плотность 56 человек на 1 км2 (1969). Численность населения Абхазии с 1926 по 1969 годы увеличилась на 269 тысяч человек. Наиболее плотно заселены приморская равнина и предгорья, где расположены все города и проживает большая часть сельского населения (150-200 человек на 1 км2); здесь сосредоточено 93% всего населения. Значительная часть горных районов (выше 1000 метров) не имеет постоянного населения, отдельные насел, пункты расположены в горных котловинах и по долинам рек. В 1969 году гор население составляло 42% (15% в 1926 году). Города (1969 год, тысяч жителей): Сухуми (92), Ткварчели (30), Гагра (22), Очамчира (18), Гудаута (15), Гали (11).

Исторический очерк. Первые следы человека на территории современной Абхазии относятся к эпохе раннего палеолита. Археологические памятники 2-й половины 3-го-2-го тысячелетий до н. э. свидетельствуют о наличии здесь земледелия, скотоводства и ремесла, обработки меди и бронзы, а затем и железа. В начале 1-го тысячелетия в районе современного Сухуми возникло поселение городского типа. Первые сведения о предках абхазского народа относятся к эпохе поздней бронзы. В 7-6 веках до н. э. в Абхазии начинается процесс разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества. В середине 1-го тысячелетия до н. э. Абхазия являлась частью Колхидского царства. На побережье Абхазии возникли греческие колонии - Диоскурия, Питиунт и другие. В конце 2 века до н. э. Абхазия находилась в подчинении у понтийского царя Митридата VI Евпатора, а с 65 года н. э. - у римлян, которые создали на месте Диоскурии крепость Себастополис. К концу 1 века н. э. на территории Абхазии сложились племенные образования раннефеодального типа (княжества апсилов, абазгов и санигов); на протяжении 4-6 веков Византия постепенно подчинила всю Абхазию. В 1-й половине 6 века в Абхазии было введено христианство в качестве официальной религии. В 6 веке сложились феодальные отношения. К 8 веку в основном консолидировалась абхазская народность. В 80-х годах 8 века правитель Абхазии Леон II добивается освобождения страны от власти Византии и объединяет всю Западную Грузию под названием Абхазского царства со столицей первоначально в Анакопии, а затем в Кутаиси. Оно достигает наивысшего развития в 9-10 веках и принимает активное участие в борьбе за объединение всей Грузии. Во 2-й половине 10 века Абхазия вошла в состав объединённой феодальной Грузии. В приморской части Абхазии население занималось главным образом земледелием. Росла торговля с заморскими странами. Вдоль Черноморского побережья проходил древний торг, путь из Закавказья в Киевскую Русь. В горной части преобладало скотоводство. В высокогорных районах сохранялись ещё первобытнообщинные отношения. Значительного расцвета в 11-13 веках достигла феодальная культура. Византийское культурное влияние постепенно сменяется грузинским. В обстановке политического распада феодальной Грузии Абхазия на рубеже 16-17 веков выделяется в самостоятельное княжество. Однако ещё со 2-й половины 16 века Абхазия, как и вся Западная Грузия, оказалась в зависимости от Турции, которая стремилась уничтожить материальную и духовную культуру абхазского народа, насильственно насадить среди населения религию ислама. Стойкое сопротивление населения Абхазии этой политике нередко принимало форму открытых вооруженных восстаний (в 1725, 1728, 1733, 1771, 1806 годы, и др.). Возможность избавления от турецкого ига Абхазия видела в сближении с Россией, что и было оформлено в 1810 году актом официального присоединения к Российской империи. Номинальным правителем Абхазии остался феодальный владетель - ах.

Развитие экономики тормозилось колонизаторской политикой царизма, тем не менее присоединение Абхазии к России, избавившее её от владычества крайне отсталой Турции, и вовлечение в систему всероссийского рынка способствовало переходу Абхазии к более высоким формам хозяйственной и общественной жизни и создавало возможности для проникновения в Абхазию передовой русской культуры, приобщения народа Абхазии к российскому освободительному движению.

В 1864 году в Абхазии введено русское управление, и Абхазия превращена в Сухумский военный отдел. Чиновники царского военно-административного аппарата опирались на местную феодальную знать. Орудием царского колониализма в Абхазии была православная церковь, проводившая политику восстановления христианства. В Абхазии росла борьба народных масс против феодального и колониального гнёта *. Наиболее крупным было Абхазское восстание 1866 года. В 1870 году в Абхазии было отменено крепостное право, но крестьяне почти до Великой Октябрьской социалистической революции ** оставались временнообязанными. Тяжёлым последствием русско-турецкой войны 1877-1878 годов стало насильственное выселение турками значительной части абхазского народа в Турцию (махаджирство). В 1877 году в Абхазии насчитывалось свыше 78 тысяч жителей; к концу того же года осталось около 46 тысяч.

В пореформенный период Абхазия постепенно втягивалась в русло капиталистических отношений. В 90-х годах построено первое шоссе Новороссийск - Сухуми - Батуми. Росли обороты внешних и внутренних рынков. Ведущей отраслью сельского хозяйства стало табаководство. В начале 20 века крупные землевладельцы Абхазии имели более 135 тысяч десятин земли, крестьяне же - только 72 тысяч десятин. В это время в Абхазии насчитывалось около 400 мелких, главным образом кустарных промышленных предприятий, на которых работало всего 1030 человек.

Конец 19 - начало 20 веков отмечены деятельностью видных абхазских педагогов и просветителей - Ф. X. Эшба, Д. И. Гулиа, А. М. Чочуа и др. В 1902-1903 годы в Абхазии возникают первые социал-демократические организации. В 1903 году по инициативе А. Г. Цулукидзе оформилась сухумская социал-демократическая группа Батумского комитета РСДРП. Революционным движением 1905- 1907 годов в Абхазии руководил Кавказский союзный комитет РСДРП. В 1905 году стали создаваться вооруженные отряды революционных крестьян красные сотни (в Гудауте, Гагре и Гальском районе); в Сухуми в ноябре 1905 года организована народная милиция. Вооруженное восстание в ноябре - декабре 1905 года подготавливалось большевиками во главе с Г. К. Орджоникидзе. В Сухуми, Гудауте и Гагре в декабре 1905 года власть фактически находилась в руках трудящихся, но революционные выступления были подавлены царскими войсками.

С 1916 года в Сухуми действовала военная группа большевиков, которая после Февральской революции 1917 года имела большое влияние на солдат. В мае 1917 года создан Окружной комитет РСДРП(б) во главе с Е. А. Эшба. С самого начала руководство Сухумским советом захватили меньшевики. Но в некоторых районах Абхазии Советы были большевистскими. С ноября 1917 года в Абхазии была установлена власть местных органов контрреволюционного меньшевистского Закавказского комиссариата. В марте 1918 года под руководством большевиков трудящиеся Абхазии поднялись на вооруженное восстание, 8 апреля был занят Сухуми и провозглашена Советская власть. Но 17 мая 1918 года, после упорных боёв, в Сухуми вошли вооруженные силы контрреволюционного Закавказского сейма. В феврале - марте 1921 года трудящиеся Абхазии совместно с трудящимися всей Грузии подняли вооруженное восстание, поддержанное Красной Армией. В Абхазии был создан ревком (Е. А. Эшба, Н. А. Лакоба, Н. Н. Акиртава). 4 марта 1921 года Сухуми стал советским, в тот же день в Абхазии была провозглашена Советская власть. 4 и 10 марта руководители ревкома Абхазии телеграфировали В. И. Ленину о победе социалистической революции в Абхазии. 28 марта в Батуми на совещании представителей Кавбюро ЦК РКП(б), представителей Грузии и Абхазии принято решение о признании Абхазии независимой социалистической советской республикой. 31 марта ревком Абхазии радиограммой известил об этом событии В. И. Ленина, И. В. Сталина и Г. В. Чичерина. В мае 1921 года ревком Грузии издал декларацию о независимости Социалистической Советской Республики Абхазии и 16 декабря 1921 года на основе Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии Абхазия вошла в состав Грузинской ССР; затем 13 декабря 1922 года - в ЗСФСР как часть Грузинской ССР. 30 декабря 1922 года Абхазия в составе ЗСФСР вошла в Союз ССР. 1 апреля 1925 года принята первая Конституция Абхазии. В феврале 1931 года Абхазия вошла в Грузинскую ССР на правах автономной республики.

В апреле 1921 года ревком Грузии издал Декрет о земле. На его основе были проведены национализация земли и распределение бывших помещичьих и частновладельческих земель (всего свыше 44 тысяч десятин). Была проведена национализация промышленности и осуществлены другие революционно-экономические преобразования.

За годы предвоенных пятилеток в Абхазии создана развитая промышленность: в 1940 году государственная и кооперативная промышленность дала продукции на 91,5 миллионов рублей в ценах 1926-1927 годов (в 1914 году выпущено продукции на 185,5 тысяч рублей; в 1924-1925 годы на 805 тысяч рублей). Возникло многоотраслевое колхозно-совхозное сельское хозяйство - к 1940 году коллективизировано 93,8% крестьянских хозяйств. Произошла культурная революция: ликвидирована неграмотность; в основном исчезли бытовавшие здесь ранее родовые и феодальные пережитки; выросли национальные кадры рабочего класса и интеллигенции; созданы отсутствовавшие прежде высшие учебные заведения, научные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, клубы и др. Значительного развития достигли абхазская литература и искусство. 15 марта 1935 года Абхазия награждена орденом Ленина за успехи в области сельского хозяйства и промышленности. 2 августа 1937 года на 8-м Всеабхазском съезде Советов Абхазии утверждена новая Конституция Абхазской АССР, отразившая победу социализма в республике. Абхазский народ консолидировался в социалистическую нацию.

Во время Великой Отечественной войны в августе - сентябре 1942 года немецко-фашистские войска пытались с Севера через перевалы Главного хребта Большого Кавказа прорваться в Абхазию, заняли высокогорное абхазское село Псху, но были остановлены, а затем отброшены Советской Армией. Трудящиеся А. проявили мужество и героизм на фронте и в тылу. 20 сынов А. удостоены звания Героя Сов. Союза. Медалью За оборону Кавказа в А. было награждено 8776 чел. и медалью За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 - 32 102 чел.

В послевоенный период экономика и культура А. продолжают развиваться. В 1968 объём валовой продукции промышленности республики увеличился по сравнению с 1940 в 5,2 раза. Значительно возрос материальный и культурный уровень жизни народа. В А. 264 Героя Социалистич. Труда (1969).

Г. А. Дзидзария.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Примечания «ИГ»

* - «Орудием царского колониализма в Абхазии была православная церковь, проводившая политику восстановления христианства. В Абхазии росла борьба народных масс против феодального и колониального гнёта…» - хотим обратить внимание читателя «ИГ» на ритуальный характер марксистко-ленинских «заклинаний», вычурно обличающих религиозную веру и выпячивающих так называемую классовую борьбу. Подобные «заклинания» употребляются практически в одних и тех же формулировках в применении не только к Абхазии, но к любым регионам, независимо от наличия в их истории хоть каких-то оснований для подобных утверждений.

** - «…до Великой Октябрьской социалистической революции…» - Хотим обратить внимание читателя на часто встречающуюся формулировку октября событий 1917 года. Важно, что ни руководитель тех событий В.И. Ленин, ни многочисленные их участники подобный оборот речи ни разу не применяли. Достаточно взглянуть на изданные к 40-летию событий воспоминания непосредственных участников. «Октябрьские дни», «октябрьская буря», «Октябрь, «Великий переворот», «дни восстания», «октябрьская революция», - такие наименования дали тем событиям сами их участники. Однако в цитируемом выше тексте (опубликован в 1969 году) его автор предпочитает говорить тарабрским языком, используя синтетические понятия.