Филиппины в древности

Филиппины в древности

Период первобытнообщинного строя и зарождения феодальных отношений на Филиппинах (до конца 16 века). В археологическом отношении Филиппины изучены весьма слабо, поэтому пока еще нет возможности дать вполне достоверную картину заселения и доисторического развития Филиппин. Материальная культура каменного века представлена на Филиппинах редкими находками орудий раннего, среднего и позднего палеолита, мезолитическими раковинными кучами и сравнительно многочисленными неолитическими памятниками (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, изделия из нефрита и др.). Последние связываются (Г. О. Байер) с проникновением на Филиппины с азиатского материка южномонголоидов, оттеснивших и частично ассимилировавших во 2-м тысячелетии до н. э. древнейших негро-австралоидных аборигенов (племена аэта, проживающие в настоящее время на Филиппинах, рассматриваются как потомки этих аборигенов). Основное занятие населения Филиппин в этот период - преимущественно мотыжное земледелие (возделывалось таро). Последующие волны миграций в 1-м тысячелетии до н. э. шли сначала из Индокитая, позже - из Индонезии, что сопровождалось появлением на Филиппинах орудий из металла: немногочисленных изделий из бронзы и главным образом из железа. Изделия из железа, по данным В. Солхейма, появились на Филиппинах впервые в 3-2-м веках до н. э. С этого времени на Филиппинах зафиксировано комплексное земледельческо-животноводческое хозяйство, культура риса с применением искусственного орошения (террасы), ткачество, гончарное дело. Некоторые погребения свидетельствуют о возникновении на Филиппинах в начале н. э. имущественного неравенства. С 10 века н. э. прослеживаются торговые связи Филиппин с Китаем и странами Юго-Восточной Азии, особенно с Индонезией.

Обилие привозных фарфоровых изделий в захоронениях того времени побудило Г. О. Байера и ряд его последователей выделить период с 11 до 16 века в истории Филиппин, как «фарфоровый век». Такая периодизация, однако, является односторонней, так как за основу берется несущественный культурный признак *.

К 15-16 векам первобытнообщинный строй оставался господствующим на большей части Филиппин. Но в некоторых прибрежных районах начинает складываться классовое общество раннефеодального типа. Возникновение на Филиппинах начал государственности филиппинские историки Э. Алип, Г. Сайде и Т. Агонсильо связывают с воздействием яванской империи Маджапахит и с переселением (согласно легенде) в 13 веке десяти князей из Брунея (Калимантан) на остров Панай. Американские ученые Р. Фокс, Дж. Фелан придают решающее значение в формировании государственности на Филиппинах привнесению на Филиппины ислама из Индонезии в 14-15 веках. В действительности в этот период внешние влияния играли незначительную роль в развитии общественных отношений на Филиппинах. Разложение первобытнообщинного строя началось в тех районах, где сложились особо благоприятные условия для роста производительных сил - в юго-западной части Лусона, на острове Себу, на архипелаге Сулу. Здесь к 16 веку община (барангай) перерастала из большесемейной в соседскую, зарождалась частная собственность на землю, развивались ремесло и торговля; общинные вожди (дато) стали наследственными, вместе с дружинниками они образовали сословие знати; сложились разные категории зависимых крестьян, имелось домашнее рабство патриархального типа.

Характеристика филиппинского общества того времени как рабовладельческого, восходящая к взглядам первых испанских миссионеров, сохраняется в работах некоторых историков, но опровергается источниками.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Примечания «ИГ»

* – «за основу берется несущественный культурный признак». – Автор приведенной статьи хотел бы выделять периоды в истории в строгом соответствии с марксистко-ленинскими догмами – первобытный строй, рабовладений, феодализм – но не имеет к этому в приложении к Филиппинам никаких фактических («существенных») оснований. Посему, как видим, на деле автор принимает предложенную Г. О. Байером периодизацию (доводя древний период истории страны до начала 16 века), но при этом на словах демонстрирует своё «методологическое несогласие».

Рубрика