Ярославль (Я.ПА, 1977)

Ярославль (Я.ПА, 1977)

Госитый двор.Архитектор П. Паньков. XIX век.

На высоком крутом берегу Волги, у края безбрежных северных лесов раскинулся Ярославль. Волга - родительница этого старинного русского города, его история и судьба.

На Стрелке, где сливаются воды Волги и Которосли и где когда-то зародился город, сейчас парк, и ветер колышет пламя Вечного огня - огня памяти ратных и трудовых подвигов ярославцев. По преданию, на месте слияния Волги и Которосли находилось древнее селище одного из местных племен. Пользуясь выгодным стратегическим положением своего укрепленного поселения, жители селища нередко нападали на проходящие торговые суда, грабили и сжигали их. В начале XI века Ярослав Мудрый (в то время ростово-суздальский князь), защищая границы своего княжества, пришел с дружиной на усмирение неспокойного племени, покорил его и убил священного медведя, которому поклонялись язычники. Чтобы закрепить победу, князь «повелел град созидати», то есть построить деревянную крепость. Так легенда рассказывает о возникновении города. С тех пор город зовется Ярославлем, а его гербом стал медведь, держащий в лапах секиру. Прошло около двухсот лет. Ярославль разросся за пределы крепости и в начале XIII века стал «стольным градом» самостоятельного удельного княжества. Выгодное географическое положение Ярославля способствовало быстрому развитию города.

Мирная жизнь города была нарушена в XIII веке нашествием полчищ Золотой Орды. Это на долгие годы прервало начавшийся расцвет богатого волжского города.

Первыми против Золотой Орды выступили вольнолюбивые ярославцы. В 1257 году во главе с князем Константином ярославские дружинники вступили в кровопролитный бой с захватчиками и были все убиты. Как памятник этого неравного боя остался в Ярославле, за Которослью угрюмый холм - Тугова гора (туга - тоска, горе). Сюда «долго, долго после того сходились ярославцы на место сражения плакать и тужить по убитым».

Тяжелое татаро-монгольское иго длилось более двухсот лет, в течение которых жители Ярославля продолжали борьбу с Золотой Ордой. В 1380 году на Куликовом поле ярославская дружина стояла на левом фланге войска Дмитрия Донского.

Разоренный и сожженный, как и другие северо-восточные русские города, Ярославль постепенно восстанавливается. В XV веке он присоединяется к Москве, а в XVI веке становится одним из важнейших торговых центров Русского государства. Один из главных торговых путей с Запада, через Белое море, Северную Двину и дальше - на Восток, в Среднюю Азию, вплоть до Индии проходил по Волге. Вся центральная Россия связывалась с этой могучей торговой артерией через Ярославль. Сам Иван Грозный всячески способствовал развитию и укреплению торговых связей Ярославля. Сюда по царскому приказу были переселены многие новгородцы - люди предприимчивые и опытные в торговом деле. В городе появляются иностранные фактории. Ярославское купечество вносит немалый вклад в государственную казну. Тесные связи Ярославля с Москвой оказали влияние и на архитектуру - если мастера не были приглашены из Москвы, то местные брали за образец лучшие достижения московских зодчих. Сохранившийся до наших дней древнейший и крупнейший архитектурный ансамбль Ярославля - Спасо-Преображенский монастырь, центральное место в котором занимает Спасо-Преображенский собор (1506-1516). Восточный фасад собора строг и монолитен, западный - торжественно наряден. Построенная в XVI веке звонница монастыря изменена многими перестройками, и теперь лишь нижний этаж напоминает о том, какой величественной и суровой была она когда-то. Ныне звонница служит прекрасной смотровой площадкой, откуда открывается просторный вид на город, реку Которосль и заречные дали. В каменных стенах Спасо-Преображенского монастыря уцелели и некоторые другие древние постройки. К юго-западу от собора стоит Трапезная палата с примыкающими к ней церковью Рождества и настоятельскими покоями. Трапезная палата, построенная в XVI веке, была самым большим, прекрасно оборудованным залом для приема и угощения гостей. Построенная по образцу Грановитой палаты Московского Кремля, одностолпная Трапезная и внутри была отделана по примеру московской: стены, своды и даже проемы окон были расписаны фресками.

К северу и востоку от собора растянулись келейный и семинарский корпуса. Здесь сейчас находится экспозиция Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Небольшие, мрачноватые, обособленные залы с маленькими оконцам и низкими дверями переносят нас в обстановку давно минувших времен. Ярославский музей - один из старейших в стране. Основанный более ста лет назад, он хранит свыше двухсот тысяч экспонатов прекрасное собрание икон, древние рукописи, миниатюры, книги, археологические и нумизматические коллекции, предметы старинного быта и церковную утварь.

Ярославцы - мастера на все руки. Искусная чеканка по серебру - старинные чаши-потиры, о кладь книг и икон - работа тонкая, затейливая. Ярославские иконы, написанные в разное врем разными мастерами, представляют своеобразную ветвь древнерусской иконописи. Они раскрываю мир мыслей и философских поисков предков. Искусство резьбы по дереву было широко распространено у ярославцев, угличан, ростовцев. В музее находится лишь небольшая часть того, что можно увидеть в городе, в храмах – «на своем месте». Еще не перевезенные в музеи, красуются по всей Ярославской области балясины, полотенца и подзоры - чистое деревянное кружево. Стены и башни Спасо-Преображенского монастыря имели важное оборонительное значение. Измененные перестройками XVII века, они лишь частично сохранили первоначальный вид. Комплекс Святых ворот (1516) также сильно изменен перестройками. Это сложное сооружение являлось парадным въездом в монастырь и главной оборонительной башней: отсюда хорошо просматривалась и простреливалась переправа через Которосль. На специальной площадке было предусмотрен место для огнестрельного орудия, над проездной аркой находилась надвратная церковь. Монастырь был не только одной из крупнейших крепостей Поволжья, но и культурным центром своего времени: здесь в древности открылось одно из первых на Руси духовное училище, здесь хранилось великолепное собрание книг на славянском и греческом языках, береглись и переписывались древние рукописи, среди которых уцелел единственный экземпляр «Слова о полку Игореве», Стены и башни Спасо-Преображенского монастыря представляют интерес как свидетели боевой славы города.

Ярославль. Схема исторического формирования плана и главных магистралей.
I - первый концентр (Рубленный город). II - второй концентр (Земляной город). 
III - третий концентр. IV - четвертый концентр. 
1 - Спасский монастырь; 2- церковь Михаила Архангела; 3 - церковь Спаса на горооду;
4 - церковь Николы Рубленый город; 5 - торговая площадь" 6 - замляная крепость.

В начале XVII века Ярославлю выпала важная историческая миссия. В 1612 году, когда Москва была захвачена польско-литовскими интервентами, Ярославль стал на недолгое время фактической столицей Русского государства. Был создан «Совет всея земли», который решал все государственные дела. В совет вошли выборные посадские люди, что оказало большое влияние на дальнейшую судьбу города. У стен Ярославля собралось великое народное ополчение Минина и Пожарского. Отсюда более двадцати тысяч ратников выступило на освобождение Москвы. В XVII веке Ярославль приобретает все большее значение в жизни Русского государства. По занимаемой площади и количеству жителей Ярославль уступал лишь Москве. Одну шестую часть привилегированного купечества составляли ярославские купцы. В богатом городе активно строятся каменные здания, в основном храмы. Каменных дел мастера, художники, чеканщики, кузнецы, резчики, золотильщики, мастера изразцовых дел совершенствуют свое мастерство, которое в течение XVII века вылилось в прекрасную, самобытную ярославскую ветвь русского народного искусства. К посадским постройкам относятся церкви Николы Надеина (1620-1622) и Рождества Христова (1644). Первую построил богатейший купец Надей Светешников. Николай-чудотворец, которому посвящена эта церковь, считался покровителем торговли и плавающих по водам. В судьбах и превратностях деловых людей того времени заступничеству Николая-чудотворца придавалось большое значение. Отсюда - большое число посвященных ему храмов. Чтобы отличить новый от других, его стали называть Никола Надеин. В строгих формах храма и его деталях еще ярко выражено влияние Москвы, однако зодчие довольно свободно решили объемно-пространственную композицию, взяв за основу традиционный куб, увенчанный пятиглавием. Создатели этой церкви пристроили к ней еще одну маленькую церковку (Благовещенский придел), увенчав ее самостоятельной главкой, и ассиметрично поставили колокольню над северо-западным углом открытой галереи, опоясывающей здание. Свобода и новизна архитектурного решения Николы Надеина пришлись по вкусу горожанам и зодчим.

Церковь Рождества Христова по архитектурным приемам близка к своей предшественнице. Окруженная с трех сторон папертью-галереей со встроенными тремя приделами (один из них –Казанский - украшен уникальным крестом, образцом тончайшего кузнечного мастерства), церковь соединялась прежде арочным переходом с колокольней-церковью. Шатровая колокольня-церковь, изящная и самобытная, вся словно затейливо вырезанная из камня игрушка. Оригинальные угловые башенки с шатрами образуют в общем трехшатровье. Колокольня-церковь представляет собой один из интереснейших памятников ярославского зодчества XVII века. Строили церковь Рождества Христова купцы Гурьевы - богатейшая купеческая семья, чьим именем назван город на Каспии. Это они первыми в Ярославле украсили здание изразцами, которые позднее заняли ведущее место в украшении ярославских храмов.

В центре города, собирая к себе лучи улиц, привольно раскинулась церковь Ильи Пророка (1647— 1650). Обозреваемая со всех сторон, эта церковь является зрительным центром города и гордостью ярославского зодчества. Церковь Ильи Пророка была построена по заказу богатых и влиятельных купцов Скрипиных, с которыми считался даже царь Алексей Михайлович. Мастера, приглашенные Скрипиными, построили прекрасный и непростой храм. Пятиглавый, четырехстолпный, на высоком подклете, он окружен высокой двухъярусной галереей. Высокие нарядные крыльца сбегают к подножию храма. Шатровый стройный придел асимметрично противостоит изящной шатровой колокольне.

В 1658 году Ярославль постигло бедствие: огромной силы пожар уничтожил полторы тысячи домов, двадцать девять церквей, три монастыря, старые крепостные стены и мосты. Возведенные на месте сгоревших построек новые здания определили архитектурный облик всего города. Это были, главным образом, храмы. Они возводились повсеместно как на деньги прихожан, так и на средства богатых купцов. Посады, слободы, купцы соперничали друг с другом - каждый хотел, чтобы его храм был лучше, чем у соседей. Это соперничество рождало новые формы и образы. Учась у москвичей, ярославцы пришли к созданию самостоятельного, блистательного „ярославского" стиля. Вторая половина XVII века стала для Ярославля временем наивысшего расцвета за всю его предреволюционную историю. Кирпичные строения украшались яркими изразцами, декоративными поясами, цветными фризами, карнизами, наличниками.

Не довольствуясь изразцовыми украшениями, ярославские строители щедро применяли еще и фигурный кирпич. В руках мастеров он превращался в податливый материал, из которого „лепились" разнообразные, прихотливые, неожиданные формы.

Сохраняя традиционное пятиглавие в сочетании с шатрами или варьируя композицию из больших и малых куполов, украшая фасады множеством декоративных элементов, ярославцы добились необычайной нарядности и жизнерадостности культовой архитектуры. Все это отвечало вольному духу города, вкусам горожан: торговцев, ремесленников, посадских людей. Прекрасные по линиям, поразительные по колориту, ярославские храмы „сотканы из радости".

 

Одна из очаровательных и скромных церквей - церковь Николы Рубленый город (1695). Построенная на средства судостроителей, она названа так в память о Рубленом городе, находившемся здесь когда-то. Неподалеку расположилась церковь Спаса на Городу (1672). Ее название происходит от «земляного города», то есть земляных укреплений, которыми был обнесен разросшийся город в XVI столетии. Эти церкви-соседи смотрят друг на друга через овраг, но какие они разные! Церковь Спаса на Городу коренаста, приземиста, с мощными тяжелыми главами и кажется чрезвычайно добротной по сравнению с изящной и хрупкой церковью Николы Рубленый город.

Арка крыльца церкви Михаила Архангела.

Церковь Михаила Архангела (1658-1682) продолжает цепь церквей на набережной Которосли. Строившаяся двадцать четыре года, она несколько разнохарактерна в своих частях, но в целом сохраняет традиции ярославского зодчества XVII века. Необычайно живописна церковь Богоявления (1684-1693). Поставленная почти у стен Спасо-Преображенского монастыря, на крутом берегу Волги, она красуется при въезде в старый город как прекрасный сказочный терем. Эта церковь красного кирпича очень цельна в композиционном отношении и обильно украшена изразцами, которые вносят радость цвета в монотонность кирпичной кладки. Главы церкви на высоких барабанах опираются на два яруса пластичных кокошников. Стройная колокольня почти вплотную прижалась к телу церкви.

Выше по течению Которосли стоят две церкви - Николы Мокрого (1665-1672) и Тихвинской богоматери (1686). Церковь Николы Мокрого - типичный посадский храм: пятиглавый куб окружен закрытой галереей, заканчивающейся на востоке двумя шатровыми приделами. Богато декорированный западный притвор появился позже. Маленькая, очень скромная по композиции церковь Тихвинской богоматери своей нарядностью превзошла все другие храмы города и стала истинным сокровищем среди своих сверстниц. Красный кирпич ее сочетается с яркостью изразцов; керамическое убранство церкви пышно и обильно. Особое место среди храмов Ярославля занимает церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687). Здесь, кажется, слились все достоинства и достижения ярославской храмовой эстетики. Привычное пятиглавие превратилось здесь в трижды повторенное - пятнадцать глав несет на своих «плечах» храм-богатырь. Выложенный фигурным кирпичом, украшенный поливными изразцами, храм Иоанна Предтечи - один из самых роскошных и величественных в Ярославле. Построенная позднее 45-метровая многоярусная колокольня контрастирует своей стройностью со сложной композицией храма, подчеркивая его необычность и величие.

На берегу Волги, в слободе Коровники разместился ансамбль церквей Иоанна Златоуста (1649-1654), Владимирской богоматери (1669) и колокольни (1680). Четкий силуэт ансамбля прекрасно виден с Волги, куда обращен его восточный фасад. Стройные линии церквей объединяются острой вертикалью колокольни. За изящество она получила название «Ярославская свеча». Церковь Иоанна Златоуста рассчитана зодчими на ближнее и дальнее восприятие: издали прекрасен ее силуэт, вблизи очаровательны детали. Ее фасады, как бы вылепленные фигурным кирпичом имеют изысканные формы. Гигантское окно, украшающее центральную апсиду храма, окаймлено изразцовым наличником. Соразмерность и живописность делают церковь Иоанна Златоуста одним из шедевров ярославского зодчества. Построенная позднее Владимирская церковь также имеет строгий силуэт, но она играет роль дополнения в ансамбле.

Ярославские храмы знамениты не только архитектурой, но и монументальной живописью - фресками. Многие из них реставрированы, освобождены от позднейших записей и открыты для обозрения; многие еще находятся в стадии реставрации. Гигантские площади стен храмов покрыты многофигурными композициями. Кажется, не осталось ни одного волнующего душу события, на которое не откликнулись бы мастера фресковой живописи. По фрескам можно судить о том, каково было представление у наших предков о добре и зле, о судьбах людей, их нуждах и заботах. Ярославские мастера расписывали не только храмы города и окрестностей, расписывали они и храмы других городов. Лучшие из мастеров становились царскими «жалованными» изографами. Особую известность приобрели имена Севастьяна Дмитриева, Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Федора Федорова, братьев Ананьевых, Карповых, Алексея Соплякова.

В XVIII веке Ярославль, как и другие русские города, получил регулярный план застройки. В процессе реконструкции раскидистый, густозаселенный город приобрел новый, организованный облик. Его центром стала торжественная и просторная Ильинская (ныне Советская) площадь. От нее правильными лучами расходятся улицы, «просеки» которых с разных сторон города делают видимой церковь Ильи Пророка.

В городе возникают прекрасные гражданские здания. В начале XIX века строится Гостиный двор с ротондой и колоннадами. В начале XX века - здание знаменитого Театра имени Ф. Волкова. Набережные Волги и Которосли с поэтическими спусками к воде соединяются на крутом берегу - Стрелке. Изящная чугунная решетка обрамляет берег. Вдали видна легкая беседка-ротонда, нависшая над водой. Набережная Волги в Ярославле - одна из красивейших. Она тянется от Стрелки до ажурного стального моста и дальше, в новую часть города. Отсюда открывается простор воды и далекий левый берег, где различаются корпуса университетского городка.

Гармоничное сочетание современности и старины характерно для Ярославля. Отдавая дань уважения прекрасным образцам русского зодчества, Ярославль сохраняет здания, представляющие историческую или архитектурную ценность. На набережной Волги находится одно из древнейших гражданских сооружений - Митрополичьи палаты (XVII век). Неподалеку, в доме бывшего губернатора, открыт художественный музей. Здесь находятся древнейшие иконы Ярославля, картины К. Брюллова, Н. Рериха, В. и К. Маковских, Н. Крамского, уникальная коллекция картин К. Коровина.

Богата и даровита ярославская земля. Именно в Ярославле возник первый русский театр. Его основатель - выдающийся актер, режиссер и художник Федор Волков. Со сцены театра в 1856 году великий актер М. Щепкин сказал: „Волкову всем мы обязаны! Он, незабвенный наш Федор Григорьевич, здесь, в Ярославле, сто лет тому назад впервые привил к нашей жизни новое искусство ..." Ярославский драматический театр носит имя Федора Волкова, на площади перед театром установлен памятник его основателю. Ярославская земля хранит память об основоположнике русской педагогической науки К. Ушинском, великом русском поэте Н. Некрасове, музей-усадьба которого Карабиха находится под Ярославлем; об известном русском поэте-демократе Л. Трефолеве и о многих других выдающихся личностях.

Есть в ярославской истории особенные страницы - страницы революционных лет и Великой Отечественной войны. Есть в городе дома и улицы, связанные с именами Я. Свердлова и В. Менжинского; улицы, где проходили стачки и демонстрации рабочих ; места, связанные с подпольной деятельностью революционеров. В память о борцах революции, отдавших свою жизнь при подавлении белогвардейского мятежа в 1918 году, сооружен обелиск на сквере у Советской площади. Сотни тысяч сынов и дочерей ярославской земли вместе со всем советским народом принимали участие в борьбе против гитлеровских захватчиков. Среди воинов-ярославцев были замечательные полководцы, талантливые военачальники: маршал Ф. Толбухин, генерал армии П. Батов и многие другие. Более двухсот ярославцев стали Героями Советского Союза. Золотыми буквами в историю города вписано имя Валентины Николаевой-Терешковой - первой женщины-космонавта. Под Ярославлем, на ее родине, открыт Музей космонавтики. Сейчас Ярославль - крупный промышленный и культурный центр. Город с широкими проспектами и многоэтажными зданиями; с заводами-гигантами, выпускающими продукцию, известную всей стране и идущую на экспорт; город красивый, зеленый, чистый.

Сохраняя благодарную память о смелых и талантливых предках, ярославцы уверенно строят свою историю - историю XX века.

Ярославль. Памятники архитектуры. М., 1977, с. 5-9.

Tags
Рубрика