Астурия, Леон и Кастилия в IX—XI веках

Астурия, Леон и Кастилия в IX—XI веках

Из государств северо-западной части Пиренейского полуострова раньше всего возникло королевство Астурия (в начале VIII века), которое в IX веке объединилось с Галисией, а в Х веке расширило свои границы и дало начало новому королевству — Леон. Последнее в то время включало в себя также и часть будущей Кастилии (графство Кастильское), однако вскоре Кастилия выделилась из Леона, а позднее (в начале XI века) она стала независимым королевством. Впоследствии из совокупности этих государств (главным образом Леона и Кастилии) выросло Кастильское королевство, но до конца XI века они занимали лишь северо-западную часть Пиренейского полуострова до реки Дуэро, на юг от которой простирались арабо-мусульманские владения. Общественный строй этих государств до реконкисты развивался на основе, заложенной ещё в вестготский период.

Тяжёлые формы эксплуатации крестьянства в северо-западной части Испании объясняются происхождением значительной части крепостных крестьян из посаженных на землю рабов ещё во времена господства там вестготов Крепостные крестьяне не только несли там тяжёлую барщину, но и уплачивали многочисленные оброки. Ответом на феодальную эксплуатацию являлись крестьянские восстания, которые охватывали в VIII—Х веках иногда целые области.

Классовая борьба крестьянства против феодалов в обстановке начавшейся с IX веке реконкисты внесла серьёзные изменения в положение части крестьян Леона и Кастилии. Многие сеньоры были вынуждены в течение Х века предоставить своим крестьянам некоторые льготы и вольности, превратив их из барщинников в оброчных держателей, часть которых могла иметь некоторые права распоряжения землёй, а иногда даже и право перехода из одной сеньории в другую (правда, ценой потери движимого имущества). Положение этого разряда крестьян оформлялось в Леоне в виде особых хартий вольностей, так называемых фуэрос Леона (т. е. «обычаев Леона»).

Поселение крестьян-колонистов в отвоёванных областях содействовало возрождению крестьянской общины на новой основе. В ходе реконкисты в Кастилии и Леоне стали возникать вольные крестьянские общины, так называемые бегетрии *, члены которых находились в гораздо меньшей зависимости от своих сеньоров, чем остальные крестьяне. Одни бегетрии (они составляли, по-видимому, меньшинство) пользовались ничем не ограниченным правом отыскивать себе сеньора в любом месте и на любой срок в пределах всего королевства. В хрониках отмечено: «... и говорят, что все эти бегетрии могут брать и менять сеньора семь раз в день или, иными словами, столько раз, сколько им пожелается, и делается так в тех случаях, когда решила бегетрия, что сеньор, ею владеющий, их притесняет». Другие бегетрии имели право избирать сеньора только из определённого рода или в пределах того округа, в который входила данная община. Это были так называемые бегетрии «из рода в род».

Члены бегетрии были лично свободны и пользовались правом перехода, в то же время они были обязаны уплачивать сеньору ряд натуральных и денежных взносов (иногда хлебом и вином). Отработочных повинностей члены бегетрии не несли, за исключением помощи сеньору во время срочных полевых работ. Половина взносов, получаемых с бегетрии, шла в пользу короля.

Бегетрии возникали, как правило, на пограничных территориях в результате колонизации. Реконкиста оказала несомненное влияние на расширение «вольностей»

этих общин. Она привела к тому, что крестьяне получили в руки оружие, а участие бегетрий в войнах с арабами помогло им бороться и против эксплуатации со стороны феодалов. Однако наличие бегетрий также и в северных районах Кастилии и Леона указывает на то, что их общинный строй восходил к временам, предшествовавшим реконкисте.

Число бегетрий было весьма значительно (в середине XIV века они составляли около 1/3 всех крестьянских поселений Кастилии). Уже в Х — начале XI века многие крестьяне (особенно из числа поселённых на завоёванных землях) добились смягчения феодальной эксплуатации (сокращения барщины до одного дня в неделю, а затем и до 2—3 дней в году). Сервы, или низший слой крепостных, происшедшие из посаженных на землю рабов, в свою очередь попадая в состав бегетрий, освобождались от целого ряда повинностей. Но та часть крестьянства, которая оставалась в крепостной зависимости в вотчинах и поместьях кастильского дворянства, продолжала подвергаться самой тяжёлой эксплуатации.

Личному освобождению части кастильского крестьянства содействовало на первых порах и возникновение городских общин (вилья) на вновь отвоёванных и пограничных землях, которые считались коронными, т. е. непосредственно подчинёнными королю.

Кастильские города возникали в качестве укреплённых пунктов в результате потребности в обороне отвоёванной территории. Само слово «Кастилия» (от испанского слова «castella») означало «страна замков».

Королевская власть вербовала поселенцев и защитников этих укреплённых пунктов из разных слоев населения, в том числе и из крепостных крестьян, предоставляя вновь возникавшим общинам известную самостоятельность. Это способствовало развитию ремесла и торговли, расцвету которых вначале препятствовали постоянные войны. Таким образом, зарождение городов в Леоне и Кастилии было связано с их значением в качестве опорных пунктов в борьбе против арабов.

Города получали право избирать членов городского совета (консехо), должностных лиц и судей. Избирать могли все жители города. Городские вольности фиксировались в Х—XI вв. в королевских хартиях (грамотах) вольностей (фуэрос). Каждая городская община имела по отношению к своей сельской округе некоторые права господства, напоминающие власть сеньора над крестьянами, так как от главного поселения зависела деревни и хутора.

Господствующий класс Леона и Кастилии в Х—XI веках был представлен церковными и светскими землевладельцами — феодалами. Епископы и аббаты имели огромное количество земель, обладали большой политической силой и были обязаны участвовать в военных походах.

Светские феодалы делились на три основные группы: высшую знать (рикос-омбрес), представители которой могли вести войны независимо от короля и захватывать таким способом много земель; инфансонов — менее крупных феодалов, являвшихся, как и представители высшей знати, непосредственными вассалами короля, и мелких феодалов — рыцарей (кавальеро), которые выступали в качестве конных воинов и получали за свою службу некоторые привилегии.

Высшая знать освобождалась от уплаты податей и пользовалась иммунитетом, запрещавшим доступ королевских должностных лиц в её земельные владения. Магнаты, принадлежавшие к высшей знати, имели даже право отказывать королю в повиновении и объявлять ему войну, а также самовольно покидать пределы королевства.

Могущество высшей знати покоилось на том, что её представители обладали большими земельными владениями. Однако в рассматриваемый период кастильское дворянство ещё не сложилось как сословие. Несмотря на раздачи королевской властью и крупными сеньорами земель в бенефиции и феоды, ленная система и вассальная иерархия были ещё далеки от своего завершения.

Примечания

* Происхождение слова «бегетрия» спорно. Некоторые исследователи производят его от баскского слова, означавшего независимую свободную общину. Это толкование позволяет искать истоки бегетрии в общественном строе басков.

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 209-210.