Троице-Сергиева лавра (СИЭ, 1971)

Троице-Сергиева лавра (СИЭ, 1971)

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - русский монастырь, основанный церковным и политическим деятелем Сергием Радонежским (в миру Варфоломей) около 1330-1340 годов. Первым игуменом монастыря был Митрофан (совершивший пострижение Сергия). Около 1353-1392 годов игуменом Троице-Сергиевой лавры был Сергий. С 1561 года настоятели монастыря получают сан архимандрита и первое место среди настоятелей русских монастырей. 8 июня 1744 года монастырь по указу Синода стал лаврой. 1 октября 1742 года в Троице-Сергиевой лавре была открыта семинария, а 1 октября 1814 года - духовная академия (находящиеся там и ныне). В 1920 году на территории Троице-Сергиевой лавры был основан Загорский историко-художественный музей-заповедник. С Троице-Сергиевой лаврой связаны многие события русской истории. Сергий Радонежский активно участвовал в междукняжеской борьбе 2-й половины 14 века (на стороне московских князей), в борьбе против татаро-монгольского ига, в культурной жизни страны. Монахи монастыря были участниками феодальной войны в России 2-й четверти 15 - начала 17 веков. Троице-Сергиева лавра с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года сковала значительные силы Лжедмитрия II (см. Троицкая осада). Троице-Сергиева лавра активно поддерживала первое земское ополчение, а затем народное ополчение К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского. С 18 сентября до начала ноября 1682 года здесь укрывалась царевна Софья со своими братьями Петром и Иваном. С 8 августа по 6 октября 1689 года в Троице-Сергиевой лавре находился Петр I (активно готовивший разгром заговора Софьи). По инициативе Троице-Сергиевой лавры уже в 14 веке было основано более 30 монастырей в различных районах Северо-Восточной Руси (в том числе московские Симоновский и Андрониковский, Савво-Сторожевский - под Звенигородом и другие). Троице-Сергиева лавра была крупнейшим землевладельцем. Уже к конце 16 века более чем в 30 уездах страны ей принадлежало свыше 100 сел и более 2500 других поселений с 214 тысячами десятин пахотной земли. В монастыре в 15-17 веках сосредоточивались огромные суммы, получаемые в виде вкладов, дарений, доходов от эксплуатации зависимого крестьянского населения и широкой торговли (хлебом, солью, рыбой, предметами производства монастырских ремесленников и т. п.). В 14-17 веках Троице-Сергиева лавра была одним из культурных центров страны. С Троице-Сергиевой лаврой были связаны крупнейшие русские писатели 14-17 вв. - Епифаний Премудрый (автор ранней редакции Жития Сергия), Пахомий Логофет, в Троице-Сергиевой лавре провел последние годы жизни Максим Грек, известными писателями 1-й трети 17 века были Дионисий Зобниковский, Авраамий Палицын, князь С. И. Шаховской, Симон Азарьин и Иоанн Наседка. В Троице-Сергиевой лавре велась значительная работа по летописанию. Уже при жизни Сергия в Троице-Сергиевой лавре возникла большая для того времени библиотека. С конца 14 до начала 17 веков в Троице-Сергиевой лавре находилась одна из крупнейших в стране «книгописных» мастерских. В 16-17 веках - одна из крупнейших библиотек России, в большей части своей сохранившаяся до нашего времени (находится в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина). В Троице-Сергиевой лавре творил Андрей Рублев (иконостас и роспись стен Троицкого собора), в 15 веке - мастер Амвросий. В 70-80-х годах 17 века для Троице-Сергиевой лавры писали иконы Симон Ушаков, мастера московской и ярославской школ живописи. Огромные средства позволили Троице-Сергиевой лавре вести интенсивное каменное строительство на протяжении 15-18 веков, в результате чего был создан неповторимый архитектурный ансамбль. Первой каменной постройкой в Троице-Сергиевой лавре был Троицкий собор (1422-1423 годы, яркий образец раннемосковской архитектуры); в 1476 году псковскими мастерами была воздвигнута Духовская церковь. В 40-50-х годах 16 века Троице-Сергиева лавра обносится каменными стенами (современный вид приобрели уже в 17 веке в результате достроек, имеют 11 башен 16-19 веков и четверо ворот), в 1547 году были воздвигнуты 2 церкви вне ограды монастыря (Пятницкая и Введения Богородицы). В 1559-1585 годы сооружен монументальный Успенский собор (роспись стен выполнена в 1684 году), великолепный образец соборных храмов московской школы 16 века; в 1635-1637 годы - здание Больничной палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия. В конце 17 века были созданы: Трапезная палата (1686-1692), надвратная церковь Иоанна Предтечи (1692-1699), царский дворец, так называемые Чертоги (конец 17 века с внутренней лепкой середины 18 века братьев Зиминых), надкладезная часовня (конец 17 века). К 18 веку относятся церкви - Михеевская (1734) и Смоленская (1746-1748) и колокольня (1741-1769, И. Шумахер, И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский). В Троице-Сергиевой лавре на протяжении 15-18 веков образовался уникальный по своему значению и содержанию архив, во многом сохранившийся до нашего времени (находится частично в ЦГАДА, большая часть - в рукописном отделе Государственной библиотеки им. В. И. Ленина).

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Литература:

Бурейченко И. И., К истории основания Троице-Сергиева монастыря, в кн.: Сообщения Загорского гос. историко-художественного музея- заповедника, в. 3, Загорск, 1960; Балдин В. И., Троице-Сергиева лавра, М., 1958; Лихачев Д. С, Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого, М.-Л., 1962; Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.