Ломоносов: дворцы и парки

Ломоносов: дворцы и парки

Парки города Ломоносова состоят из так называемых Нижнего и Верхнего, существующих свыше 200 лет и занимающих площадь 168 гектар. Они являются ценными образцами садово-паркового искусства XVIII—XIX веков.

От ворот дорога постепенно поднимается по территории Верхнего парка и идет вдоль высокой каменной ограды с металлическими решетками, за которой расположен Нижний парк.

Ансамбль Большого дворца создан в 1710 -1725 годы по проектам архитекторов Д. Фонтана и Г. Шеделя. Расположенный плавно изогнутой дугой на прибрежной возвышенности, дворец состоит из двухэтажного центрального корпуса, увенчанного княжеской короной, и одноэтажных флигелей, симметрично завершающихся высокими павильонами. В одном из них помещалась церковь, в другом — «Японский зал». С юга к павильонам примыкают длинные одноэтажные галереи, образующие парадный двор. Главный фасад здания обращен к заливу. Дворец создавался в едином ансамбле с парком, получившим впоследствии название Нижнего. Террасы, отделанные камнем, и лестница со сложной системой ступеней и площадок, широкими маршами спускающаяся в партер, связывают дворец с парком и придают всей постройке монументальный вид.

Нижний парк в прошлом представлял собой образец регулярного сада. Планировка его ориентировалась по оси дворца с каналом, соединяющим весь ансамбль с морем, при этом соблюдалась строгая симметрия в планировке партера, разделенного на три части в соответствии с архитектурным членением дворца, в геометрически правильно расположенных цветниках, фонтанах, деревьях и двух домах — «Картинного» и «Померанцевой оранжереи».

В последующие годы парк меняет свой облик, постепенно превращаясь в пейзажный. Неизменной сохраняется лишь его строго линейная планировка. В прежнем облике дошел до нас «Картинный дом», размещенный в западной части Нижнего парка. Его северный фасад выходит на шоссе, а южный — прямо в парк. В настоящее время в «Картинном доме» помещается средняя школа.

Сейчас Нижний парк — это парк культуры и отдыха. В нем выстроены летний театр и спортивная площадка.

Из Нижнего парка по дороге мимо каскада следует свернуть направо на извилистую дорожку, проложенную вдоль восточного берега Нижнего пруда, называвшегося в XVIII веке «Малым увеселительным морем». Этот водоем сооружен путем устройства запруд на мелководной реки Карость. Так же образован и Красный пруд, называвшийся ранее Верхним прудом (находится в восточной части парка). Эти гидротехнические работы, выполненные в первой четверти XVIII века, поражают своим размахом. В XIX веке деревянные каскады и мосты были перестроены в каменные и в таком виде сохранились до наших дней. На северном берегу Нижнего пруда выстроена лодочная станция.

Живописная дорога вдоль пруда ведет к въездным воротам на территорию дворца Петра III. За истекшие 200 лет этот участок сильно изменился. Теперь уже трудно представить себе, что здесь когда-то была крепость с арсеналом, гауптвахтой, деревянными домиками. Дворец находился на плацу, замощенном булыжным камнем, и являлся частью крепостных построек, окруженных со всех сторон глубоким рвом, заполненным водой.

Дворец Петра III и въездные ворота — вот всё, что сохранилось от прежней крепости. Посадка здесь в 1850—1870-х годы кленов, лип, берез, кустов сирени и спиреи, а также произведенная в 1953 году перепланировка участка у дворца Петра III превратили эту местность в прекрасный зеленый уголок. На газонах с северной стороны дворца поставлены мраморные статуи «Амур и Психея» (копии XVIII века с античного оригинала) и «Амур» (работа скульптора Э. М. Фальконе).

Небольшой каменный дворец Петра III—первая постройка архитектора А. Ринальди в Ораниенбауме (1757—1762 годы). Один из углов здания срезан полуовалом, а его вогнутая стена образует главный фасад. Над входной дверью сооружен балкон с ажурной чеканной решеткой, а по сторонам его находятся ниши, в которых помещены мраморные бюсты. Большие застекленные окна-двери на втором этаже заделаны по низу чеканной декоративной решеткой, высокая крыша окаймлена балюстрадой.

В создании дворца участвовало большое количество квалифицированных мастеров. Путиловские и тосненские каменщики, охтинские плотники и столяры строили дворец под наблюдением инженер-поручика Романа Качалова и «архитекторского помощника» Савелия Соколова. Работы по декоративному убранству помещений дворца начались в 1759 году и выполнялись также высококвалифицированными мастерами.

В нижнем этаже дворца Петра III находятся четыре комнаты. В XVIII веке они предназначались для слуг и не имели художественного оформления. В верхнем этаже имеется шесть небольших помещений с декоративной отделкой: лепными потолками, дверями, панелями и дверными откосами, расписанными живописными лаками русским художником Федором Власовым в характере китайского искусства.

Капитальная реставрация фасадов и интерьеров дворца Петра III проводилась в конце 1952 и начале 1953 годов. После реставрации во дворце открылась постоянная выставка декоративного искусства Китая. Организация ее была вызвана большим интересом, который проявляют советские люди к культуре великого китайского народа. Материалы выставки расположены в обоих этажах дворца. В первом этаже находится раздел современного прикладного искусства. Он создан в основном из подарков, полученных от китайских делегаций, приезжавших в Советский Союз, а также присланных из Китая через Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. Представленные на выставке современные художественные произведения прикладного искусства свидетельствуют об исключительной творческой фантазии, трудолюбии и выдающемся мастерстве народных умельцев. На втором этаже экспонируются уникальные художественные произведения китайского прикладного искусства XVII—XIX веков — фарфор, лаки, шелка, художественная резьба по дереву, камню, слоновой кости, образцы расписных и резных лаков и эмалей.

Путеводитель по Ленинграду. Л., 1957, с. 636-640.

Tags