Франция: Пятая республика (СИЭ, 1974)

Франция: Пятая республика (СИЭ, 1974)

Пятая республика (с 1958 года). Принятая в 1958 году новая конституция сузила полномочия парламента и значительно расширила права президента. Глава государства практически получил возможность единолично определять внутреннюю и внешнюю политику страны. Он назначает премьер-министров и министров без утверждения их парламентом, имеет право распустить Национальное собрание, может принимать, согласно статье 16-й конституции, любые чрезвычайные меры, «которые диктуются обстоятельствами».

Парламентские выборы 23 и 30 ноября 1958 года, проведенные по мажоритарной системе, отвергающей принцип пропорционального представительства, принесли успех правым силам. Наибольшее число мест в Национальном собрании получили созданная деголлевцами в октябре 1958 года партия Союз в защиту новой республики (ЮНР) и правая партия «независимых». 21 декабря 1958 года генерал де Голль был избран президентом Французской республики. Политика правительства Пятой республики в социально-экономической области отвечала интересам крупных монополий. Меры по сокращению бюджетного дефицита осуществлялись путем введения новых налогов и урезывания системы социального обеспечения. В законодательном порядке были установлены минимальные размеры земельных владений, защищаемых государством от исчезновения и раздела; мелкие и средние крестьяне лишились государственной поддержки. Процесс их разорения ускорился (в 1954 году в сельском хозяйстве было занято 27% населения, в 1968 году - 15%). Права органов местного самоуправления были урезаны. Полномочия государственных чиновников были расширены.

Внутренняя политика правящих кругов Франции привела к новому подъему стачечного движения в феврале 1959 года. Экономические требования трудящихся сочетались с политическими требованиями решительной борьбы с фашистскими заговорами и прекращения колониальной войны в Алжире. Появились новые формы рабочего движения - общенациональные предупредительные краткосрочные забастовки, национальные дни требований.

В обстановке подъема народного движения произошли серьезные изменения в политике некоторых партий. С января 1959 года СФИО перешла в оппозицию. В апреле 1960 года возникла Объединенная социалистическая партия (ОСП). В ее состав вошли представители левого крыла СФИО, а также группа П. Мендес-Франса, порвавшая с радикальной партией. В лагере организаторов майского путча 1958 года обострились противоречия между сторонниками политического урегулирования положения в Алжире и крайне правыми элементами – «ультра», выступавшими за войну до победного конца. «Ультра» начали открытую борьбу против правительства. Французский народ выступил с решительным протестом против нового мятежа в Алжире, начавшегося 24 января 1960 года. 1 февраля 1960 года состоялась всеобщая забастовка (около 12 млн. участников) под лозунгами борьбы против фашизма, защиты республики и демократических свобод. Официальным властям, проявлявшим нерешительность и колебания, пришлось принять меры против мятежников, мятеж был подавлен.

Французские правящие круги были вынуждены считаться с огромными политическими изменениями, происходившими в колониальных владениях Франции, с усилившимся распадом Французской колониальной империи. В 1960 году Франции пришлось признать независимость бывших французских колоний в Африке: Судана и Сенегала, о. Мадагаскар, Дагомеи, Нигера, Верхней Вольты, Берега Слоновой Кости, Чада, Центральноафриканской Республики (до 1958 года - Убанги-Шари), Конго, Габона, Мавритании, а также бывших французских подопечных территорий - Того и Камеруна.

Реакционные силы, стремившиеся удержать Алжир под французским господством, решили прибегнуть к крайним средствам. В феврале 1961 года была создана террористич. «Секретная вооруженная организация» (ОАС). Она пыталась террором, убийствами запугать население, парализовать деятельность властей и в таких условиях установить в Алжире и во всей Франции военную диктатуру. 22 апреля 1961 года начался новый мятеж в Алжире. По призыву ЦК ФКП, профсоюзов и других демократических организаций 24 апреля 12 млн. трудящихся участвовали в национальном дне прекращения работы. Под давлением прогрессивных сил правящие круги осуществили энергичные меры против путчистов. Мятеж был ликвидирован. Борьба алжирского народа при поддержке демократических сил Франции привела к подписанию Эвианских соглашений 1962 года, положивших конец войне в Алжире. Алжирский народ добился независимости.

Важным этапом на пути к единству левых сил во Франции явились президентские выборы в декабре 1965 года (впервые во Франции президент, в соответствии с конституционными изменением 1962 года, избирался всеобщим голосованием). Кандидатуру лидера партии Демократический и социалистический союз сопротивления (ЮДСР) - Ф. Миттерана, выдвинувшего демократическую программу, поддержали ФКП, СФИО, ОСП, ВКТ и другие левые организации. Миттеран возглавил Федерацию демократических и социалистических левых сил (1965-1968). Он собрал во 2-м туре 45,5% голосов. Президентом был избран генерал де Голль, получивший 54,49% голосов.

С начале 1968 года Франция вступила в период острого социально-политического кризиса. В стране развернулось студенческое движение, требовавшее демократизации системы высшего образования, глубоких перемен в государственном и общественном строе страны. Хотя это движение в значительной части попало под влияние левацких групп, толкавших студентов на путь авантюристических действий, в целом оно носило прогрессивный характер. Рабочий класс Франции поддержал демократические требования студентов и выдвинул ряд экономических и социальных требований. Во всеобщей забастовке в мае - июне 1968 года участвовало около 10 млн. трудящихся, примерно 2/3 всех рабочих и служащих Франции. Правительство и предприниматели были вынуждены пойти на серьезные уступки (повсеместное повышение зарплаты, в том числе ее гарантированного минимума, постепенное сокращение продолжительности рабочей недели, расширение профсоюзных свобод на предприятиях и т. д.). Социально-политический кризис 1968 года свидетельствовал о натиске «...трудящихся во главе с рабочим классом не только на отдельные группы капиталистов, но и на всю систему государственно-монополистического господства» (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 17). Во время майско-июньского кризиса 1968 года президент республики досрочно распустил Национальное собрание. Внеочередные выборы состоялись 23 и 30 июня 1968 года. Правящие круги Франции объединили вокруг себя все правые партии и группировки, запугали значительные слои населения угрозой «коммунистической революции» и гражданской войны. В итоге деголлевцы получили в парламенте 299 мест из 487. ФКП и другие левые партии потеряли часть прежних депутатских мандатов. В 1969 году после отклонения правительственных законопроектов об административно-территориальной реформе и реорганизации Сената референдумом, отразившим недовольство части населения политикой правительства, де Голль ушел с поста президента. Президентом был избран Ж. Помпиду. Нарастание социально-политических противоречий усиливало стремление к единству левых сил, что отразилось на позиции реорганизованной в 1971 году Социалистической партии. Осенью 1971 года ФКП приняла «Программу демократического правительства народного единства». В 1972 году в итоге переговоров между ФКП и социалистических партией было подписано соглашение о совместной правительственной программе, к которой затем присоединились и левые радикалы. Впервые за послевоенные годы левые силы пришли к договоренности по широкому кругу экономических, социальных, внутриполитических и международных проблем. XX съезд ФКП (декабрь 1972 года) призвал всех демократов и патриотов сплотиться вокруг программы левых сил. На парламентских выборах в марте 1973 года левые силы, выступившие с единой программой, добились внушительног успеха (см. табл. Парламентские выборы во Франции в 1946-1973 годов, стр. 342). Дальнейшим расширением и укреплением позиций демократических сил были отмечены президентские выборы 5 и 19 мая 1974 года, состоявшиеся вследствие кончины президента Помпиду. Общий кандидат левых сил Ф. Миттеран получил во 2-м туре 49,3% голосов. Президентом был избран лидер независимых республиканцев В. Жискар д'Эстэн (50,7% голосов).

Внешняя политика Пятой республики имеет ряд существенных особенностей. Франция постепенно ликвидировала свою экономическую и финансовую зависимость от США, укрепила свои позиции в сфере мировой торговли, развила современные отрасли индустрии. Эти объективные материальные факторы явились основой независимого внешнеполитического курса Франции в период Пятой республики, отличающегося реалистическим подходом к ряду важных международных проблем. В 1966 году Франция вышла из военной организации Североатлантического союза (НАТО). В 1966-1967 годы она вывела все свои вооруженные силы из подчинения НАТО, ликвидировала военные базы и другие службы НАТО во Франции. Французская дипломатия неоднократно выступала за прекращение путем переговоров войны, которую вел американский империализм во Вьетнаме, и содействовала организации прямых переговоров между США и ДРВ, приведших к подписанию соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме (1973). Франция осудила развязывание в 1967 году Израилем военных действий против арабских государств и захват части их территорий. Внешнеполитический курс Пятой республики вызвал противодействие определенных кругов французской буржуазии, отстаивающих принципы атлантизма. Со 2-й половины 60-х годов Франция взяла курс на активизацию сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами.

Во время визита в СССР президента Ш. де Голля (1966) были намечены основные направления развития советско-французских отношений. Дальнейшему углублению советско-французского сотрудничества содействовали встречи руководителей двух стран: обмен официальными визитами президента Ж. Помпиду и Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в 1970-1971 годы, их рабочие встречи в январе и июне 1973 года и в марте 1974 года. Советско-французский протокол 1970 года, а также Принципы сотрудничества между СССР и Франции, подписанные 30 октября 1971 года, отразили стремление превратить это сотрудничество в постоянный фактор международной жизни. Расширилась торговля между двумя странами, упрочились контакты в области науки, техники, культуры. Основные направления углубления сотрудничества в области экономики и промышленности, техники и науки определены подписанными в июле 1973 года долгосрочными программами. В 60-70-х годах были также заключены экономические, научно-технические, торговые и культурные соглашения между Францией и Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Югославией, Чехословакией.

Ю. В. Борисов, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.