Речь Посполитая: распад государства

Речь Посполитая: распад государства

Разложение феодально-крепостнических отношений и зарождение капиталистических отношений. Падение Речи Посполитой (2-я половина 18 века). Во 2-й половине 18 века в Польше наметился процесс зарождения капиталистического уклада. Все большую роль приобретали купеческие мануфактуры, основанные на применении наемного труда, так называемые рассеянные мануфактуры; усиливались экономические связи между городом и деревней, отдельными районами, что вело к формированию в Польше общенационального рынка. Часть магнатов и шляхты путем внедрения усовершенствованных методов обработки земли, приобретения сельскохозяйственного инвентаря, применения наемного труда пыталась рационализировать и приспособить свои хозяйства к развивавшимся капиталистическим отношениям. На фоне экономического оживления, выводившего страну из хозяйственной разрухи, предпринимались попытки передовых кругов господствующего класса реформировать архаический государственный строй и предотвратить возникшую во 2-й половине 18 века угрозу расчленения Польши. Им противостояли реакционные слои магнатства и шляхты, поддерживаемые извне абсолютистскими режимами России, Пруссии и Австрии. По мере нарастания угрозы ликвидации Польского государства в борьбу втягивались молодая буржуазия, городской плебс и крепостное крестьянство. Борьба за укрепление национальной независимости все более становилась борьбой и против феодального строя. Эта черта общественно-политической жизни Польши наложила отпечаток на процесс развития польской нации в переходный период от феодализма к капитализму.

Укрепляя свое политическое влияние в Польше, царская дипломатия добилась избрания в 1764 году королем Станислава Августа Понятовского, фаворита Екатерины II. Попытки нового короля и его родственников Чарторыских укрепить центральную власть путем ограниченных реформ (ограничение либерум вето и т. п.) вызвали уже в 1765 году недовольство Пруссии и царской России и противодействие со стороны реакционных кругов как магнатства, так и шляхты. Предлогом для вмешательства во внутренние дела Польши послужил диссидентский вопрос в Польше. Заключенный между Россией и Польшей Варшавский договор 1768 года расширял политические права диссидентов и делал Россию гарантом «кардинальных прав», т. е. архаического государственного строя Польши. В ответ на установление над Польшей фактического протектората царской России образовалась Барская конфедерация (1768-1772), в которой наряду с реакционным католическим клиром, недовольным уступками диссидентам, приняли участие патриотические слои шляхты. Первоначально царизм, стремясь сохранить целостность Польши и закрепить ее под своим нераздельным влиянием, отвергал выдвигаемые Пруссией планы раздела Польши. Но затяжной характер русско-турецкой войны 1768-1774 годов и сближение Пруссии и Австрии побудили Екатерину II пойти на соглашение с ними за счет Польши. В 1772 году три державы заключили в Петербурге конвенцию о разделе Польши (см. Петербургские конвенции 1770-1790-х годов) и заняли аннексируемые территории, а в 1773 году принудили польский сейм признать произведенный раздел. Царизм вновь навязал Польше гарантию «кардинальных прав» и не протестовал, когда в 1775 году сейм урезал права диссидентов. Поддерживая перманентный конфликт между королем и магнатами, контролируя Постоянный совет (создан в 1775 году) - первое в истории Польши коллегиальное правительство, царский посол О. М. Штакельберг самовластно распоряжался в Польше. Феодально-крепостнические отношения оставались в Польше непоколебленными. Лишь в 1768 году феодал лишился права применять к своим крестьянам смертную казнь. Нормы феодальной эксплуатации не уменьшались, но наряду с отработочной рентой широкое развитие получил чинш.

Начался подъем города и городского производства. В 60-80-х годах 18 века возникает ряд мануфактур: королевских, купеческих, магнатских. Интенсивно развиваются текстильные мануфактуры, производство стекла, фаянса, предметов роскоши, появляются банки и кредит. Значительный подъем происходил в области культуры. В 1773 году школы, находившиеся под управлением распущенного ордена иезуитов, перешли в ведение Эдукационной комиссии - первого в Европе министерства просвещения, которая провела в 1773-1775 годы реформу образования, придав ему светский характер и утвердив преподавание на польском языке. В этом направлении пошла и реформа Краковского университета, осуществленная Г. Коллонтаем. В общественной мысли, литературе, изобразительном искусстве утверждается идеология Просвещения. Восприятие идей зарубежного, прежде всего французского, просветительства сочетается с анализом проблем польской действительности. Идеологи польского Просвещения С. Сташиц, Г. Коллонтай и другие выдвигали программу политических и социальных реформ, которые призваны были укрепить Польское государство, приспособить феодальный строй к нуждам капиталистического развития. Эта программа определила деятельность «патриотической партии», сложившейся на Четырехлетнем сейме 1788-1792 годов. Воспользовавшись тем, что Россия была занята войной с Турцией (1787-1791) и Швецией (1788-1790), «патриоты» приступили к проведению реформ, которые подытожил так называемый «основной закон» (см. Третьего мая 1791 года конституция). Против конституции выступили реакционные магнаты, образовавшие в 1792 году Тарговицкую конфедерацию, по призыву которой войска России и Пруссии оккупировали страну.

Реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а собранный в Гродно в 1793 году сейм был принужден утвердить новый акт раздела Польши между Россией и Пруссией (см. Петербургские конвенции 1770-1790-х годов). На угрозу ликвидация национальной независимости польский народ ответил Польским восстанием 1794 года под руководством Т. Костюшки, которое, однако, через 8 месяцев было подавлено. В 1795 году последовал третий, окончательный раздел Польши. В результате разделов Польши этнические польские земли оказались поделенными между Пруссией, и Австрией; с Россией воссоединились белорусские и украинские земли, под ее власть перешли также литовские и латышские земли. Царизм наравне с Пруссией и Австрией несет полную историческую ответственность за ликвидацию польской государственности и установление жестокого ига над польским народом. Нациоанльно-освободительная борьба польского народа надолго стала осью политической жизни Польши.

Разделам Польши посвящена обширная историческая литература. Представители краковской исторической школы основную причину падения Польского государства усматривали в отсутствии сильной монархической власти. Варшавская историческая школа (В. Смоленьский, Т. Корзон и др.), отрицая неизбежность разделов Польши, отмечала культурный подъем и экономический прогресс Польши конце 18 века. С марксистских позиций оценку разделов Польши дали польские и советские историки (Ю. Мархлевский, Б. Лесьнодорский, Ц. Бобиньская, В. Куля, В. И. Пичета и др.).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.