Ангола независимая

Ангола независимая

Летом 1975 года в Анголе началась гражданская война, продолжавшаяся с перерывами до 2002 г., в которой против МПЛА объединенным фронтом выступили ФНЛА и УНИТА. На их стороне сражались иностранные наемники, а также войска Заира и подразделения регулярной армии ЮАР. В условиях иностранной интервенции и наступления отрядов политических противников А. Него обратился за помощью к своим союзникам из социалистического лагеря — Кубе и СССР. Именно прибытие в начале ноября 1975 г. в Анголу частей кубинской регулярной армии спасло Луанду от захвата ее отрядами УНИТА и ФНЛА. Несколько позже в Анголу прибыла и первая группа советских военных специалистов. 11 ноября 1975 г. в соответствии с Алворским соглашением была провозглашена независимость Народной Республики Анголы (НРА). Ее первым президентом стал Агостиньо Нето.

Провозглашение независимости совпало с трудным периодом в истории Анголы. Гражданская война привела к тяжелым экономическим последствиям, правительство МПЛА потеряло контроль над значительной частью минеральных богатств страны, оказавшихся на территории, подконтрольной вооруженной оппозиции. Массовый отъезд португальских специалистов из Анголы (к моменту провозглашения независимости в стране насчитывалось около 400 тыс. европейцев) еще больше ухудшил экономическую ситуацию. Замена европейских квалифицированных кадров африканскими привела к резкому снижению эффективности управления, росту взяточничества и коррупции.

В области экономической политики правительство МПЛА, в 1977 г. преобразованное в партию МПЛА — Партия труда (МПЛА—ПТ), — объявило о своей приверженности социалистическому курсу развития. Были приняты законы о национализации ряда промышленных предприятий и частных банков, о конфискации владений крупных землевладельцев и передаче их в собственность кооперативов и государственных ферм, произошло огосударствление системы образования и здравоохранения. К середине 1977 г. более 80 % предприятий были поставлены под государственный контроль. Фактической национализации подвергся, в том числе алмазодобывающий концерн «Диаманг». Однако необходимость ускоренного экономического развития и приобретения современных технологий заставила правительство вскоре пойти на привлечение иностранных инвестиций и приглашение зарубежных специалистов.

В сентябре 1979 г. скончался первый президент НРА А. Нето. Новым президетном Анголы и председателем МПЛА—ПТ стал Жозе Эдуарду душ Сантуш.

В 1980-е гг. Ангола оказалась в крайне тяжелом экономическом положении. Из-за падения мировых цен на нефть страна потеряла только в 1986 г. 700 млн долл. Вследствие беспрерывных нападений боевиков УНИТА на алмазодобывающие районы добыча алмазов к 1986 г. сократилась до 400 тыс. каратов (в 1974 г. в стране было добыто 2,4 млн каратов). Непрекращавшиеся боевые действия привели к упадку и других важнейших экспортных отраслей, падению производства в сельском хозяйстве. Экономическое положение в стране усугублялось высокой инфляцией, что привело к ухудшению положения большей части населения. Вследствие роста военных расходов и падения доходов от внешней торговли резко вырос внешний долг Анголы, который оценивался на конец 1980-х гг. в 2,7 млрд долл.

С 1976 г. главным противником правительства внутри страны являлся УНИТА, который получал военную и финансовую помощь со стороны США и ЮАР. Ж. Савимби контролировал добычу алмазов на подконтрольной ему территории, и нелегальная торговля алмазами являлась одним из важнейших источников финансовых поступлений УНИТА вплоть до начала XXI в. Внутренне- и внешнеполитическое положение Анголы определял также и ее статус «прифронтового» государства в борьбе против режима апартхейда в ЮАР. Не ее территории располагались базы Африканского национального конгресса (АНК) и Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО), которые совершали партизанские рейды на подконтрольные ЮАР территории. В 1980-е гг. южноафриканские вооруженные силы провели на территории Анголы несколько военных операций, крупнейшей из которых стало их совместное наступление с силами УНИТА в южноангольской провин-ции Квандо-Кубанго в 1987-1988 гг. Боевые действия, развернувшиеся в районе населенного пункта Куито-Куанавале, стали поворотным пунктом в борьбе против агрессии ЮАР и за независимость Намибии (Юго-Западной Африки).

Победа под Куито-Куанавале и выход кубинских и ангольских войск к намибийской границе заставили руководство ЮАР согласиться на переговоры. Они завершились подписанием 22 декабря 1988 г. в Нью-Йорке ЮАР, Анголой и Кубой трехстороннего соглашения о принципах установления мира в регионе Юго-Западной Африки. ЮАР признавала право народов Юго-Западной Африки на самоопределение, обязалась вывести к июлю 1991 г. с ее территории свои войска и впредь соблюдать неприкосновенность границ сопредельных государств. Куба должна была отозвать своих военнослужащих из Анголы к маю 1991 г.

В 1991 г. при посредничестве Португалии, СССР и США правительство Анголы и руководство УНИТА подписали соглашение о прекращении огня. Оно предусматривало создание единой армии и проведение первых в истории страны президентских и парламентских выборов на основе многопартийности и под наблюдением ООН. В самой Анголе были произведены важные изменения в политической системе, что стало отражением изменившихся к тому времени мировых реалий. На очередном съезде правящей партии ей было возвращено историческое название МПЛА, а из программы было исключено упоминание о марксизме-ленинизме, как руководящей идеологии партии. В мае 1991 г. Национальная ассамблея приняла закон, который объявил Анголу демократическим государством с многопартийной политической системой.

На президентских выборах в сентябре 1992 г. в первом туре большинство голосов (хотя и меньше необходимых для победы 50%) получил Ж. Э. душ Сантуш. На парламентских выборах МПЛА получила 52% голосов, УНИТА — 33%, ФНЛА — лишь 2,2%. Международные наблюдатели признали выборы «в целом свободными и справедливыми» *, однако Савимби отказался признать их результаты и объявил их сфальсифицированными.

В результате мирный процесс вновь был сорван, а страна вступила в новый этап гражданской войны. Однако с завершением «холодной войны» и проведением первых свободных демократических выборов в ЮАР в 1994 г. Савимби лишился поддержки своих прежних покровителей. Он потерял имидж борца за свободу против коммунистической угрозы и стал рассматриваться мировым сообществом в качестве мятежника против законно избранного президента. США, заинтересованные в поставках ангольской нефти, также стали поддерживать официальные власти. Однако Савимби еще на протяжении десяти лет вел борьбу с цен тральным правительством. Главным источником его средств являлась контрабандная торговля алмазами. Перелом в войне в пользу правительственных войск наступил в конце 1990-х гг., и к началу 2002 г. основные силы УНИТА были разгромлены. 22 февраля 2002 г. в стычке с правительственными войсками погиб и сам Ж. Савимби. Его смерть открыла путь к национальному примирению в Анголе. 2 апреля того же года было подписано историческое соглашение между правительством и УНИТА о прекращении огня. Началось разоружение отрядов УНИТА и превращение его в легальную политическую партию. На первых за шестнадцать лет парламентских выборах, проведенных в 2008 г., МПЛА во главе с президентом Ж. Э. душ Сантушом завоевала 82% голосов избирателей. УНИТА, получив чуть более 10%, признал свое поражение.

В 2010 г. Национальное собрание Анголы приняло новую конституцию, которая значительно расширила полномочия президента. Были отменены всенародные выборы главы государства, которым теперь фактически автоматически становится лидер победившей на парламентских выборах партии.

Выборы 2012 г. принесли МПЛА убедительную победу, и ее представители заняли 175 мест из 220 в Национальном собрании. Но оппозиция обвиняла правящую партию в коррупции и непрозрачности процедуры подсчета голосов. Крупнейшей оппозиционной партией по-прежнему остается УНИТА (32 депутатских мандата, но результатам выборов 2012 г.), но она фактически лишена возможности оказывать влияние на выборы президента и политику правительства.

После завершения гражданской войны перед Анголой остро встала проблема экономического восстановления. Согласно индексу человеческого развития ООН, Ангола занимала в 2000 г. 160-е место в списке из 174 стран. При участии МВФ в Анголе с конца 1990-х гг. проводятся экономические реформы, частью которых является план по приватизации. В результате взвешенной финансовой политики инфляция снизилась с 410% в 2000 г. до 11,8% в 2008 г. Благодаря росту цен на нефть и политической стабильности правительству удалось достичь значительного роста ВВП, который в 2005 г. достиг рекордной цифры в 18%. Однако эти впечатляющие темпы экономического развития были достигнуты в первую очередь благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. С 2006 г. Ангола является членом ОПЕК, что отражает ее возросший статус в качестве одного из крупнейших в мире поставщиков нефти. Минеральные богатства страны привлекают обширные иностранные инвестиции. Например, российская АЛРОСА осуществляет совместные проекты с государственной алмазодобывающей компанией ЭНДИАМА. Большие средства в экономику Анголы, прежде всего, в нефтедобычу, вкладывает Китай, чьи инвестиции с 2002 г. оцениваются в 8-12 млрд долл. Нехватка собственных квалифицированных кадров также заставляет правительство импортировать иностранных специалистов, и значительное их число прибывает также из Китая. Другим важным источником инвестиций и специалистов для растущей экономики Анголы остаются португалоязычные страны, прежде всего, Португалия и Бразилия. Луанда поддерживает активные экономические и политические связи с бывшей метрополией. Кроме того, с углублением экономического кризиса в Европе из Португалии в Анголу в поисках трудоустройства и возможностей для развития бизнеса выехали десятки тысяч человек.

Но, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в последние годы, Ангола остается одной из беднейших стран в мире, где большинство населения живет меньше чем на 2 долл. в день, и более 67% взрослого населения остается неграмотным. Средняя продолжительность жизни, по данным ООН, составляет немногим более сорока лет. Народ Анголы лишь в последнее десятилетие начинает по-настоящему строить свое государство, хотя официально независимость была провозглашена еще в 1975 г.

Примечания

* Токарев А.А. Савибми Жонас Малейру // История Африки в биографиях. М., 2012. С. 329.

Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 239-243.

Рубрика