Основание Теночтитлана

Основание Теночтитлана

В «2 Дом» 1325 года (или 1345) ацтеки-мешика закладывают фундамент того, что станет отныне их столицей Мехико-Теночтитланом. На протяжении 25 лет их возглавляет Теноч.

Двойное название города в честь имени их старого вождя не случайно, а в высшей степени символично, исходя из ацтекской концепции понимания Мира, существ и вещей.

Название «Теночтитлан» происходит от тетя — «камень», ночтли — «опунция», тлан — местный суффикс, и означает «около опунции». Герб города гораздо богаче символами: орел символизирует Солнце (Уицилопочтли), в то время как плоды нопаля означают человеческие сердца, предлагаемые в пищу их божеству-покровителю. «Мехико», со своей стороны, состоит из слов местли — «луна» и шиктли — «пуп или центр» и означает, следовательно, «[город] в центре Луны (лагуны?)». Теноч был последним военным вождем, избранным Советом старейшин и управлявшим с их помощью. Археологические раскопки свидетельствуют, что место, где был заложен Теночтитлан, было заселено людьми задолго до мешика, что противоречит сведениям из старинных источников, «исправленных» Ицкоатлем.

Место, указанное богом-покровителем Уицилопочтли, на первый взгляд не представляло особого интереса в плане развития сельского хозяйства и с точки зрения материалов для строительства; зато оно было богато птицей, рыбой, земноводными и другими водоплавающими, что изображено на рисунках «Кодекса Аскатитлан». Были и неудобства: угроза периодического затопления и нехватка пресной воды, которые ацтеки пытались преодолеть. С другой стороны, местоположение Теночтитлана облегчало сообщение благодаря каналам и лодкам, позволявшим доставлять тяжелые и объемные грузы.

Перейдя на оседлый образ жизни, мешиканское общество трансформировалось и быстро расслоилось, утратив свой племенной характер.

Чтобы получить более высокий статус и стабильность, подтвержденную крепкой властью, мешика попросили правителя Кулуакана дать им своего сына Акамапичтли в качестве тлатоани. Родство мешика и кулуа способствовало связям с правящими фамилиями аколуа Коатлинчан-Тескоко. Согласно Чимальпаину, Акамапичтли вступил на престол в «5 Тростник» 1637 года или, по другим источникам, это произошло около «1 Кремень» 1376 года. Умер он приблизительно в 1395 году. На протяжении 50 лет Акамапичтли и его наследники Уицилиуитль и Чимальпопока, соответственно его сын и внук, укрепляли позиции мешика в долине Мехико. Находясь на стыке трех мощных государств (Кулуакан, Коатличан, Аскапоцалько), они соглашаются платить дань тем, что добывают в озере, и участвовать в военных кампаниях правителя Тесосомока в условиях возрастающей мощи Аскапоцалько.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 39-42.

Tags