Великий шёлковый путь

Великий шёлковый путь

ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ — система караванных сухопутных и морских торговых путей, связывавших основные центры производства и потребления на Дальнем Востоке, Центральной и Южной Азии, Ближнем Востоке и Средиземноморье. Термин Великий шёлковый путь (Seidenstraßе) введен в 1877 году немецким географом, президентом Берлинского географического общества (с 1873 года), Ф. П. В фон Рихтгофеном (von Richthofen; 1833—1905).

Начало истории Великого шёлкового пути датируется II веком до н. э. и связывается с прибытием посольств Ханьской державы (см. Китай) в Среднюю Азию в поисках поддержки в борьбе против кочевников сюнну. В товарообмене, зародившемся с Согдианой, ближе других областей расположенной к ареалу обитания этих центральноазиатских кочевников, основным эталоном стоимости выступал шелк. Шелком оплачивались как услуги, оказывавшиеся Китаю, так и среднеазиатские товары. Пусть через Согдиану дополнил торговые маршруты в Индию через Бактрию, а после захвата Бактрии племенами юэ-чжи стал основной торговой артерией Центральной Азии. После падения власти Кушан в Индии, согдийцы в IV—VI веках н. э. подчинили себе путь через Гиндукуш и Памир, соединив его с центральноазиатской ветвью Великого шёлкового пути. При этом сложение империи гуннов-эфталитов в Средней Азии в VI веке н. э. лишь усилило положение согдийцев как монополистов в торговле с Китаем и привело к сложению смешанной согдийско-тюркской торгово-культурной среды. Во всех основных оазисах на протяжении более 1500 км существовали согдийские торговые колонии с высокоразвитой инфраструктурой. Основными конкурентами согдийцев в торговле с Китаем выступили персы, наладившие сообщение по морской ветви Великого шёлкового пути через Индийский океан и Красное море. О деятельности китайских торговцев на Великом шёлковом пути практически ничего неизвестно. Арамейские торговцы соединяли центральноазиатские рынки с ближневосточными.

700—1000 годы — время упадка Великого шёлкового пути, связанного с арабским завоеванием Средней Азии. Попытки согдийцев сохранить культурную идентичность, стремление арабов приспособить маршруты Великого шёлкового пути к своим нуждам, грабежи торговых общин вызвали неуклонное угасание Великого шёлкового пути. Перенос столицы Согдианы из Самарканда в Бухару привел на смену предметам роскоши предметы массового потребления. Место согдийцев заняли китайцы, а место шелка в качестве средства платежа — монета.

Великий шёлковый путь начинался в столице ханьского Китая Чаньяне (современный Сиань), далее разделялся на три маршрута — два из них шли вдоль северной и южной границы пустыни Такла-Макан, а третий — к северу от Тань-Шаня в направлении современной Алматы. К западу от Кашгара путь разделяется на маршруты к Термезу и Балху, с другой стороны — к Коканду, Фергане и далее к Мерву, соединяясь с южной трассой. Из Средней Азии основная трасса к югу от Аральского и Каспийского морей на рынки Ирана и далее — в Пальмиру, Дамаск и Петру, откуда товары попадали на рынки Средиземноморья, Северной Африки и Аравии.

М. Д. Бухарин.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Литература:

Бухарин М. Д. Великий шелковый путь в новейшей интерпретации // Вестник древней истории. 2004. № 2. С. 224—228;

De la Vaissière E. Histoire des marchands sogdiens. Paris, 2002 (Bibliothèque de l’Institut des Hautes ètudes chinoises. XXXII).

Рубрика