Азильская культура (БСЭ, 1926)

Азильская культура (БСЭ, 1926)

Плоский гарпун из рога благородного оленя из азильского слоя левой пещеры Мас д'Азиль.

АЗИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, переходная культура после ледниковой эпохи, отчасти заполняющая пробел между палеолитом и неолитом. Свое название получила от Мас д'Азиль (Mas d'Azil) в северных предгорьях Пиренеев, во французском департаменте Арьеж почти в 64 км к Юго-Западу от Тулузы. Горная река Ариза пробила здесь в известковом гребне сквозной туннель до 400 метров длины. В этом мрачном подземном коридоре в 80 годах 19 века и произвел свои знаменитые раскопки археолог Эдуард Пьетт. Эти раскопки раскрыли последовательность 9 культурных слоев, из которых самым замечательным является 6 слой (0,15—0,5 м), красноватый, в котором найдены кучки окиси железа, камни, упавшие с потолка пещеры, пепел, уголь, кости обыкновенного оленя, лошади, тура, обыкновенного медведя, кабана, дикой кошки, бобра, разных птиц, форели, щуки, лягушек; костей северного оленя совершенно нет. Среди костяных орудий преобладают просверленные плоские гарпуны (см. рис.) из рога обыкновенного оленя (их откопано до тысячи). В этом слое найдены и два погребения: предварительно трупы были очищены от мяса кремневыми ножами и окрашены в красный цвет окисью железа (охрой). Не найдено ни резьбы, ни произведений скульптуры на кости или камне, но зато открыто более 200 раскрашенных галек (см. рис.) — плоских камешков серого или беловатого цвета, круглой или продолговатой формы, испещренных неуклюжими красными узорами. Красящим веществом послужила охра. Пьетт назвал этот слой азильским. Значение этого слоя для археолога очень велико. Вместо полного жизни изобразительного искусства мадленской эпохи, мы находим грубые красные узоры на гальках.

Слева: Австралийская каменная чуринга.
Справа: Раскрашенная галька из азильского слоя левой пещеры Мас д'Азиль.

Эти узоры крайне загадочны и иногда очень походят на слоги и буквы финикийского, эгейского и греко-латинского алфавитов. Обермайер, сравнивая рисунки на некоторых испанских скалах с узорами азильских галек, показывает, что часть последних представляла схематические изображения человеческих фигур. Плодотворно сравнение азильских галек с австралийскими чудодейственными священными камешками и деревяшками, называемыми «чуринги» (см. Австралийцы). Так как у австралийцев узоры на их чурингах являются не бессмысленными символами, а сокращенными схематическими изображениями предметов, то схематической, вероятно, была и живопись азильских галек. Земледелия и разведения домашних животных не было. Попадаются редкие «наточенные», но не отполированные топоры; черепки глиняной посуды отсутствуют. Пьетт правильно увидел в 6 слое остаток особой азильской культуры. Она еще не была неолитической. «Руководящими формами» ее признаны раскрашенные гальки и плоские гарпуны из рога обыкновенного оленя. Возраст азильской культуры определяется лишь в плоскости относительной хронологии. Судя по животному миру, она относится к современному геологическому периоду, но не к современной, а к послеледниковой его эпохе.

В. Никольский.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том первый. А – Аколла. – М., АО Советская энциклопедия. – 1926. Колонки 668-670.

Литература:

Городцов, В. А., Археология, т. I, Каменный период, ГИЗ, 1923—25;

Никольский, В. К., Очерк первобытной культуры (4 изд.); Обермайер, Доисторический человек; Sol las, Ancient Hunters, 1924;

Воule, M., Les hommes fossiies, 1923.