Китай: разложение государственной надельной системы (Тан)

Китай: разложение государственной надельной системы (Тан)

Значительный прогресс производительных сил, наблюдавшийся в VII—VIII вв., вызвал серьезные перемены аграрных отношении. Сущность этого процесса состояла в развале государственной надельной системы и отмирании соответствующей ей формы крестьянского землепользования, в развитии и укреплении частнофеодальных поместий и арендной формы крестьянского держания земли.

Прогресс орудий производства, связанный с медленным, но последовательным накоплением незначительных технических улучшений, рост производственного опыта, культуры труда крестьян и ремесленников как главных непосредственных производителей материальных благ привели к тому, что надельная система с ее неуклонно уменьшавшимся

[220]

в размере крестьянским землепользованием постепенно становилась тормозом экономического развития.

Государственная власть в Китае для осуществления своих главных политических и экономических функций нуждалась в постоянном наращивании численности гражданских и военных чиновников и вооруженных сил. Это вызывалось условиями интенсивного нарастания антифеодального сопротивления крестьянства и усилиями правящего класса подавить и обуздать его; расширением владений империи в результате активной территориальной экспансии, а также усиливавшимся натиском на ее границы извне; колонизацией окраин, их политическим и хозяйственным освоением.

С ростом чиновничьего аппарата и армии, с увеличением народонаселения фонд свободных земель, которым располагало государство для наделения своих подданных, оскудевал и практика обеспечения тяглого населения земельными держаниями менялась. Крестьянские наделы уменьшались, все больше крестьян вообще лишалось возможности получить от казны надельные участки. Хозяйственная инициатива крестьян падала, они начинали тяготиться надельной системой и охотно переходить на земли феодалов.

Получение господствующим классом продуктов прибавочного труда крестьян в условиях надельного строя осуществлялось, как правило, через государство — верховного собственника земли. Теперь же достаточно окрепший в экономическом и политическом отношении класс феодалов стремился непосредственно эксплуатировать крестьян и присваивать прибавочный продукт.

Многочисленные оговорки и исключения, предусмотренные танскими аграрными установлениями, создавали фактическую возможность торговли землей. Крестьянин, например, имел право продать подушный участок в случае переезда. Родственники умершего держателя надела могли продать пахотное поле, если им недоставало средств на обряд похорон. Разрешалась продажа земли крестьянами, переходившими из густозаселенных и малоземельных мест в еще не обжитые. Закон позволял продавать жалованные наделы, а также некоторые земельные участки высших чиновников.

Государство предоставило тем, кто поднимал новь, право получать возделанную целину в собственность. Феодалы, не желая упустить такую возможность, заставляли крестьян, которые приписывались к ним для обработки должностных, ранговых и жалованных наделов, распахивать новые земли, а затем прибирали эти земли к своим рукам Таким образом, в самом аграрном законодательстве крылись возможности подрыва государственной надельной системы; к середине VIII в. она стала пустым звуком.

Частное землевладение распространилось в рядах не только высшей прослойки господствующего класса, но и некоторых мелких и средних феодалов, ранее имевших землю лишь на бенефициальных началах. Другая часть средних и мелких феодалов, наоборот, экономически ослабла, так как подрыв государственной земельной собственности лишал многих из них доходов и благополучия, строившихся на получении от казны наделов «в кормление». Происходила перегруппировка сил внутри господствующего класса.

Число крестьян, находившихся в зависимости от отдельных феодалов, неуклонно увеличивалось. В Китае росло и укреплялось феодальное поместье.

Уменьшение слоя надельных крестьян вызвало сокращение доходов казны. Чтобы восполнить эти потери, правительство увеличивало на-

[221]

логообложение, приводя в действие механизм круговой поруки в сельских общинах. С середины VIII в. с тяглого населения стали помимо обычных сборов с продукции дополнительно взимать особые подворные и поземельные подати. Одновременно многие поместья фактически не только были освобождены от всякого обложения, но и получили полный . административный и судебный иммунитет.

Этим пользовались феодалы — временами они ограничивались менее тяжелыми поборами с крестьян и те массами бежали с казенных земель под покровительство помещиков, в конечном счете попадая в зависимость к ним. Такими путями при номинальном существовании надельной системы происходило «поглощение» государственных земель вместе с крестьянами; по выражению современника, «зло скопления земель» приняло невиданные прежде масштабы. Танская династия стремилась различными мерами приостановить этот процесс, однако реальных результатов действия государства не давали. Оно уже не было в состоянии сохранить прежние аграрные порядки.

Так в условиях разлагавшегося надельного строя происходило образование и постепенное развитие системы феодальных поместий.

[222]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 220-222.