Китай в первобытные времена

Китай в первобытные времена

Первобытнообщинный строй (до 14 века до н. э.). Археологические раскопки привели к находкам на территории Северного Китая остатков ранних первобытных культур, относящихся как к периоду первобытного стада, так и к эпохе родового строя. В 1927-1937 годы в пещерах Чжоукоудяня, близ Пекина, найдены окаменелые останки ископаемого человека, названного синантропом. Обнаружены также палеолитические каменные орудия, изготовленные синантропом, кости животных и слой золы. В 1963-1964 годы костные остатки ископаемого человека, относящегося к тому же виду, что и синантроп, найдены в провинции Шэньси. Наиболее известные в Китае остатки культуры среднего палеолита носят название хэтаоской, или ордоской, по месту нахождения ее в северной излучине реки Хуанхэ, то есть в районе Ордоса (или Хэтао). Стоянка верхнепалеолитического человека и его культуры была обнаружена в 1933-1934 годы в пещере Шаньдиндун, близ Пекина. Для деятельности шаньдиндунского человека, которого ученые считают представителем Homo sapiens на территории Северного Китая, характерно употребление лучше отделанных, чем это было до него, каменных орудий, использование также изделий из кости и рогов. Палеолитические стоянки найдены также в Южном и Юго-Западном Китае. В 1956 году в уезде Лайбинь провинции Гуанси, а также в 1958 году в той же провинции в уезде Люцзян обнаружены окаменелые останки человека и каменные орудия, относящиеся к позднему (верхнему) палеолиту; ископаемый верхнепалеолитический человек обнаружен в 1951 году также в провинции Сычуань.

В период неолита на территории современного Китая существовал ряд различных неолитических культур. В районе зарождения китайской цивилизации, то есть в Северном Китае (провинции Хэнань, Шэньси, Шаньси, Шаньдун), развитый неолит представлен культурами Яншао и Луншань. Эти культуры, несомненно, существовали в период родового строя.

Общие признаки культуры Яншао: окраска в коричневый, красный, иногда в черный и серый цвета гончарных изделий, покрытых разнообразными узорами (отсюда и другое название этой культуры - культура крашеной, или цветной, керамики), наличие шлифованных топоров, ножей, значительных скоплений каменных орудий на стоянках. Стоянки культуры крашеной, или расписной, керамики обнаружены также в провинции Ганьсу, Нинся и Цинхай, а также в других районах. Большинство китайских ученых считает, что эту культуру (см. Мацзяяо) не следует объединять с культурой Яншао. Вопрос о генетических связях и преемственности различных вариантов культуры расписной керамики окончательно не решен.

Основой производства в период культуры Яншао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н. э.) было земледелие и скотоводство, однако свое значение сохраняли охота и рыболовство. Поселения людей яншаоской культуры свидетельствуют об оседлом образе жизни. Сменившая культуру Яншао культура Луншань характеризуется в основном серой керамикой, изготовленной с помощью гончарного круга (для восточного локального варианта культуры Луншань характерны также черные тонкостенные сосуды). В период Луншань наблюдается значительный прогресс в изготовлении каменных полированных орудий труда (в этот период впервые появились каменные серпы, постепенно вытеснившие жатвенные ножи яншаоского типа). В луншаньской культуре встречаются погребения, отличающиеся друг от друга по ценности находящихся в них вещей, а также по размерам могил. Многие ученые указывают на преемственность и тесную связь между культурами Яншао и Луншань, в то же время последняя, непосредственно предшествуя культуре бронзы эпохи Шан-Инь (16-11 вв. до н. э.), имеет с ней много общего. Из преданий, приводимых более поздними китайскими литературными источниками, можно сделать вывод о сохранении в родовом обществе Китая в 3-м тысячелетии до н.э. матриархальных отношений, группового брака. Эти же предания сообщают о существовании совета родовых старейшин, о замене в конце 3 - начале 2-го тысячелетий до н. э. выборной власти наследственной властью вождей племени, о борьбе между отдельными родовыми старшинами за власть и даже о появлении якобы патриархальной династии вождей племени Ся. Это знаменовало собой разложение родового строя, которое началось в неолитический период и закончилось в эпоху бронзы становлением классового общества и созданием государства.

Л. И. Думан, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Рубрика