Астлан (Дюран-Форэ, 2013)

Астлан (Дюран-Форэ, 2013)

Астлан, колыбель племен чичимеков. Все эти племена считались пришедшими из Астлана («место цапель, место белизны, место, окруженное тростником посреди озера»), местоположение и даже существование которого остается весьма спорным. Астлан помещают то в Наярит, то на юго-запад котловины Бахио, то в лагуну озера Юририя, однако никаких неопровержимых археологических данных на этот счет нет. Хотя нет также сомнений относительно северного происхождения чичимеков, по своему языку родственных северным племенам. До Испанского завоевания их родина считалась легендарной страной, а сотворение Альтепетля, органичное для всех народов, населявших Теночтитлан, было записано по приказу Ицкоатля во время переписывания им истории ацтеков, имеющей цель подтвердить исторические права ацтеков на долину Мехико. Тесная связь мистических событий и исторического хода согласуется с мезоамериканским видением «Истории». По описанию Астлан во многом напоминает Теночтитлан. Память об Астлане давала ацтекам-теночка надежду на великое будущее.

В следующий период миграции ацтеки приходят в (Тео) Кулуакан («опрокинутую гору/место предков»), связанный с Астланом так же, как Кулуакан исторический связан с Теночтитланом, затем они направляются в Чикомосток, «место Семи Пещер». Это место также овеяно легендами и сказаниями, полными глубокого символизма. «История толътеков-чичимеков» сообщает нам по поводу религиозного поста тлатоков (правителей), что Чикомосток находится внутри Колуакатепетля, «внутри горы Кулуакан». Эта гора представляет очевидную аналогию с горой Уишачтекатль исторического Кулуакана, где проводились церемонии Нового Огня — церемонии, поддерживающей тесные связи с мезоамериканскими идеями, касающимися рождения нового цикла лет, следовательно, Нового времени. Кроме того и вполне естественно, Чикомоцток отсылает нас к материнскому чреву в магических формулах, собранных в XVII в. Руисом де Аларконом. И именно из матки, как рассказывается на иллюстрации с изображением Чикомостока в «Истории тольтеков-чичимеков», появляется праотец чичимеков, символически помещая в мир семь племен охотников за возделываемыми землями, каждое из которых уложено спиралью в одну из семи долей этой странной матки или готово из нее выйти. Нет точных источников ни по числу, ни по названию племен, но главное заключается в другом, выходящем за границы простой идентификации названий — идентификация более существенная: идентификация языка науатля.

Миграция этих племен на юг растянулась на многие поколения. Ведомые жрецами-теомамаками, они периодически останавливались, чтобы строить временные дома и храмы, выращивать идущие в пищу растения и отправлять ритуалы.

Дюран-Форэ Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 31-33.

Рубрика