Сан-Лоренсо

Сан-Лоренсо

САН-ЛОРЕНСО — древнейшее из известных городских поселений в Месоамерике. Раскопанный в 1945 году Мэтью Стирлингом, Сан-Лоренсо лежит примерно в 36 милях (60 километров) от побережья залива вдоль реки Коацакоалькос в штате Веракрус; он просуществовал, по мнению учёных, с 1500 до 400 годов до н.э., достигнув своего расцвета между 1150 и 900 годами до нашей эры. Возможно, это был крупнейший центр цивилизации в Месоамерике доклассического периода. Первые три фазы в Сан-Лоренсо, отрезок с 1500 до 1150 годов до н.э., считаются доольмековским периодом. То, что сначала было небольшой земледельческой деревушкой, частью распространённой раннеземледельческой культуры, возникшей под влиянием тихоокеанского побережья, впоследствии превратилось в крупнейшее в Месоамерике поселение своего времени.

Небольшое строительство началось после 1350 года до н.э., но к добыче базальта в горах Тустлы, в 42 милях (70 километр), ольмеки приступили после 1250 года до н.э. Они сплавляли гигантские глыбы базальта к морю и поднимали их по реке Коацакоалькос на плотах. Из этих гигантских глыб вырезали монументальные скульптуры. В самую древнюю фазу здесь также изготовляли керамику. Для керамического комплекса, известного как ольмекский, характерны маленькие цельные и большие полые статуэтки, появившиеся около 1150 года до н.э. Кроме того, ольмеки делали горшки и блюда, декорированные простыми мотивами, встречающимися на более крупных скульптурах.

В средний доклассический период в Сан-Лоренсо развитие монументальной архитектуры приводит к появлению большой земляной платформы, возведённой над плодородными поймами рек на высоту около 150 футов (45 метров). Указанная платформа, расположенная на вершине природного плато над реками и имеющая размеры 1200 метров на 750 метров (3960 футов на 2475 футов), сооружена из земли, доставленной снизу в корзинах. На её вершине насыпано множество холмов, создано множество прямоугольных дворов и возведено множество пирамид. Несмотря на то что при строительстве других памятников использовали привозные базальтовые глыбы, при сооружении данного памятника базальт не применялся. Скорее всего при возведении платформы и отдельных построек использовали местную оса-дочную породу, цветную глину и грунт. Как полагают, данная платформа стала первым в Месоамерике искусственным сооружением, созданным с целью изменения природного ландшафта, и, очевидно, использовалась в гражданских и религиозных целях, а вовсе не для нужд сельского хозяйства. Данный пример общественных работ явился одним из первых зачатков того, что потом развилось в ольмекскую культуру. Количество труда, потребовавшегося на строительство платформы и создание массивных памятников, свидетельствует о расслоении в обществе, о существовании правящего класса, управляющего массой работников, принадлежащих к низшим классам.

Самые известные археологические находки, связанные с ольмеками, — это гигантские головы, вырезанные из привозного базальта. Человеческие головы столь реалистично выполненные, что возникло предположение, будто это портретное изображение ольмекских правителей. Они достигали трёх метров в высоту и весили несколько тонн. Каждую скульптуру увенчивал шлем, похожий на тот, какой носили участники распространённой в Месоамерике игры в мяч, и указывающий, возможно, на происхождение самой игры.

Хотя поставки обсидиана и указывают на существование крупной торговли с дальними районами, развитие в Сан-Лоренсо, как думают, шло за счёт местного элемента, а не внешнего влияния, привнесённого в результате миграции.

В период с 1150 до 900 годов до н.э. произошли изменения в материальной культуре. Выросло количество каменных памятников, и мотивы, встречающиеся на керамике, стали более сложными. Значительно увеличивается количество и разнообразие глиняных статуэток, в том числе и фигурок игроков в мяч.

В одиннадцатом веке до нашей эры многие каменные монументы были намеренно разбиты, сняты с платформ и засыпаны в лощинах. Какая тому была причина — неизвестно, но около 1000 года до н.э. Сан-Лоренсо был покинут. В научной среде обсуждают две теории: во-первых, вторжение чужеземцев и, во-вторых, ритуальное «убийство» памятников для того, чтобы врагам не досталась их сила.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 26-27.

Рубрика