Египет в составе империй - Римской, Византии, Халифата

Египет в составе империй - Римской, Византии, Халифата

Период складывания и господства феодальных отношений (4 - середина 19 века). Зарождение феодальных отношений в Египте происходило в 3-4 веках, когда эта страна входила в состав Римской империи. С 395 года, после распада Римской империи, Египет стал провинцией Византии. Преобладающее значение в экономике Египта принадлежало крупному землевладению (земельные владения византийского императора, местной землевладельческой знати, а также христианских коптских монастырей). Основными производителями являлись преимущественно колоны (см. Колонат). Экономическое значение земледельческих общин свободных производителей уменьшилось в результате захватов их земель крупными землевладельцами, а также вследствие того, что многие независимые земледельцы, стремясь избавиться от насилий и произвола государственных, административных и фискальных органов, отдавали себя под защиту крупных землевладельцев, становясь их колонами-арендаторами. Колоны-арендаторы платили землевладельцам арендную плату натурой и деньгами, а также бесплатно работали несколько дней в году в их хозяйствах; они были лишены права перехода в другие владения.

К началу 7 века почти все население Египта приняло христианство монофизитского толка (см. Монофизиты), враждебного официальной византийской православной церкви; говорило на коптском языке. В начале 7 века в Египет вторглись Сасаниды, а в 639-642 годы Египет был завоеван арабами. Коренное коптское население Египта, страдавшее от эксплуатации крупных землевладельцев, произвола византийской администрации и фиска и подвергавшееся преследованиям со стороны византийских властей и православного духовенства, не оказывало сопротивления арабам и нередко переходило на их сторону.

Завоевав Египет, арабы не изменили существовавших в нем раннефеодальных отношений. Завоеватели не посягали на права местных землевладельцев, но обязали их своевременно вносить подати в казну наместника; императорские земельные владения были объявлены достоянием мусульманской общины, т. е. государственными землями, а обрабатывавшие их крестьяне стали платить поземельный налог харадж. Податное ведомство осталось в руках прежних служащих из коптского населения.

Уже в 7 веке значительная часть коренного населения Египта перешла в ислам, стремясь таким образом освободиться от уплаты подушной подати (джизья); процесс исламизации населения продолжался в течение нескольких столетий. К концу 17 века арабский язык стал языком всего населения Египта; коптский язык сохранился только в богослужении египетских христиан.

Наместники халифов в Египте, опираясь на вооруженную силу размещенных в нем арабских племен, взимали с трудящегося населения ренту-налог и другие поборы; на строительстве оросительных сооружений использовался принудительный труд феллахов. В 8-9 веках происходили многочисленные (725, 739, 750, 828/29, 831-832 годы) крестьянские восстания коптов, в некоторых из них участвовали арабские племена. При начавшемся в конце 8 - 9 веках распадении Багдадского халифата (см. Аббасидов халифат) египетский наместник Ибн Тулун стал фактически независимым и основал династию Тулунидов (868-905). После кратковременного (905-935) восстановления власти Багдадского халифа в Египте его наместник Мухаммед Ихшид основал здесь династию Ихшидидов (935-969). Экономическое и политическое значение Египта в восточное Средиземноморье сильно возросло, при первой независимой египетской династии Фатимидов (см. Фатимидов халифат). Во 2-й половине 10 и в 11 веках происходило значительное развитие орошаемого земледелия, скотоводства, ремесла. Строительство плотин и каналов дало возможность повысить урожайность; выросло значение технических культур, служивших сырьем для ремесленного, в частности прядильно-ткацкого производства. Значительная часть изделий ремесла вывозилась в Переднюю Азию, что давало большие доходы египетской казне. Зерно и мука шли в Хиджаз, куда ежегодно прибывали десятки тысяч мусульманских паломников.

В 10-11 веках в Египте наблюдался подъем культуры. В 970-972 годы в Каире (с 973 года - столица Фатимидского халифата) была построена мечеть аль-Азхар, в которой с 80-х годов началось преподавание мусульманских схоластических наук, привлекавшее все большее число учеников из Египта, а позднее и из других мусульманских стран. При халифе Абу Мансуре Низаре (975-996) в халифском дворце была основана библиотека, в которой в начале 11 века хранилось около 200 тысяч рукописей (библиотека погибла во 2-й половине 11 века). При халифе Хакиме Абу Али Мансуре (996-1021) под Каиром, на холме аль-Мукаттам, была построена обсерватория. Это дало возможность вести научные наблюдения и исследования по астрономии Али ибн Юнусу ас-Садафи - составителю астрономических таблиц и Абу Али ибн аль-Хайсаму - крупному физику и оптику, пытавшемуся определить закономерность ежегодных разливов Нила. К 10-11 векам относятся замечательные памятники художественной резьбы по дереву, красочная монументальная настенная живопись; сохранились изделия из витого стекла и горного хрусталя.

Со 2-й половины 11 века происходило ослабление Фатимидского халифата. Наемные войска с конца 11 века стали определять политику правительства. В 1171 году Фатимидский халифат был ликвидирован Салах-ад-дином. При Айюбидах (1171-1250) большая часть государственных земель была превращена в икту, рента с которой поступала мелким и средним феодалам в виде вознаграждения за военную службу. Айюбидские султаны окружили себя гвардией, сформированной из мамлюков. В 1250 году командная верхушка мамлюков захватила верховную власть в Египте. Мамлюкские беи завладели лучшими землями, государственными ремесленными предприятиями и доходами с таможен. Государственное управление было укреплено и военизировано, создан разветвленный бюрократический аппарат. Во 2-й половине 13 - начале 14 веков мамлюкское государство переживало экономический подъем; поддерживало оживленные торговые связи с Европой и странами Индийского океана. В 14 веке мамлюкские феодалы приобрели неограниченную власть в своих имениях, взимали ренту по своему произволу, приобрели право административно-судебного иммунитета. Расширение власти мамлюкских беев сопровождалось ростом хищнической эксплуатации крестьянства. Во 2-й половине 14 века и в 15 веке происходили массовые голодовки и эпидемии, население страны сократилось. Обострялись социальные противоречия; усилилось антифеодальное движение. Против мамлюков неоднократно восставало коренное население: восстания бедуинов в Верхнем Египте в 1253 году (см. Бедуинов восстание 1253 года), 1302, 1313-1314 годы, крестьянское восстание 1352 года в Верхнем Египте, 1381 и 1401 годов в провинции Бухайра, восстания феллахов в 1462, 1467, 1498 годы в различных районах страны (Бухайра, Шаркия, Гарбия и др.).

Е. А. Беляев, Москва

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Рубрика