Крито-микенская культура (СИЭ, 1965)

Крито-микенская культура (СИЭ, 1965)

КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА - условное название культур племен Крита, Эгейского архипелага и материковой Греции 3-2-го тысячелетий до н. э. Названа по наиболее известным находкам на Крите и в Микенах. Главные центры Крито-микенской культуры были обнаружены раскопками Г. Шлимана в Микенах (в 70-е годы 19 века) и А. Эванса в Кноссе (1900-1920). С тех пор раскопано несколько сот мест обитания носителей Крито-микенской культуры (археологические работы интенсивно ведутся и до сих пор). Памятники всего указанного района, а также восточного побережья Малой Азии вплоть до Троады свидетельствуют о единстве Крито-микенской культуры, главным образом с середине 2-го тысячелетия до н. э. Еще в 19 веке была установлена многослойность и, следовательно, длительность заселения Трои, Микен, Филакопи (остров Мелос). В начале 20 века Эванс предложил разделить историю Крита в 3-2-м тысячелетий до н. э. на 3 периода (раннеминойский (РМ) - около 3000 - около 2200, среднеминойский (СМ) - около 2200 - около 1600, позднеминойский (ПМ) - около 1600 - окода 1200), датируя их на основании хорошо изученных критских предметов, найденных в Египте, и египетских - на Крите. Каждый из них был в свою очередь подразделен на I, II и III субпериоды. Периодизация Эванса с небольшими изменениями, касающимися главным образом PM I и II, принята и ныне. На ее основе разработаны параллельные хронологические схемы для элладской (материковой греческой) и кипро-минойской (на Кипре) культур.

Открытие блестящей дворцовой кносской культуры на Крите привело к своеобразному критоцентризму. Эванс считал материковую Грецию лишь провинцией Кносса, а всю ее культуру сводил к заимствованиям с Крита. Между тем преобладающее влияние Крита на материк неоспоримо только для СМ и для ПМ I периодов (т. е. вплоть до 1450 года). Для последующего же времени американский ученый К. В. Блеген и английский А. Дж. Б. Уэйс доказали неоспоримое влияние материковой культуры па Кносс. Расшифровка английским ученым М. Вентрисом в 1952 году линейного письма Б (датируемого ПМ II и III) как греческого нанесла окончательный удар критоцентристской концепции Эванса.

Для РМ культуры характерен переход от энеолита к использованию бронзы (примерно с 2600 года), возникновение поселений городского типа, распространение скотоводства и развитие мореплавания. Это был период относительно быстрого имущественного расслоения и разложения родового строя.

В начале СМ I периода около 2000 года, как полагают некоторые ученые (например, польский археолог-античник К. Маевский) в связи с борьбой против кратковременной оккупации Крита войсками Саргона Ассирийского, возникло критское государство с центром в Кноссе. О его могуществе свидетельствуют размеры кносского дворца, богатство его отделки и монументальность стен. На Крите в этот период была распространена пиктографическая письменность, которая развилась в древнюю систему слогового письма (линейное письмо А).

В 1700-1450 годы кносские владыки укрепили свое влияние в восточном и центральном Крите. В это время Кносс превратился в мощную морскую державу, подчинившую не только Киклады, но, возможно, и часть материковой Эллады. Одновременно активизировались морские связи Крита с Египтом и южным побережьем Малой Азии. Могущество критских царей - миносов (от имени легендарного царя Миноса) отразилось в греческих мифах о Минотавре, а сложный план кносского дворца в понятии Лабиринт. О значительном развитии на Крите городской жизни этого периода свидетельствуют и данные раскопок в Гурнии, Врокастро, Тилис-сосе и др. В отличие от ближневосточных дворцов, дворцы правителей в Кноссе и Гурнии были окружены жилыми кварталами.

Во 2-й половине 15 века до и. э. ахейские племена Пелопоннеса захватили Кносс. Местная письменность - линейное письмо А - была преобразована согласно потребностям завоевателей. Около 1400 года до н. э. крупное землетрясение разрушило кносский дворец, после чего преобладание в Эгенде и во всем Восточном Средиземноморье окончательно перешло к Микенам. В отличие от неукрепленных критских дворцов, находившихся в центре поселений городского типа, для микенской культуры характерны прежде всего царские дворцы (например, в Микенах и Тиринфе), сильно укрепленные стенами так называемой киклопической кладки *. Период расцвета Микен приходится на 16-13 века. О баснословном богатстве местной династии ярко свидетельствуют раскопанные еще Шлиманом шахтовые и несколько более поздние купольные гробницы. Наличие сильной централизованной власти подтверждается также сетью мощеных дорог, связывавших Микены с различными местностями Пелопоннеса и даже Центральной Греции. Микены в эту пору имели активные связи со странами Ближнего Востока. В хеттских архивах сохранились упоминания о сношениях с ахейским царством Ахиява; поселение микенских ремесленников было раскопано и в далекой Рас-Шамре (Сирия). Кроме Микен, важными центрами на Пелопоннесе были Тиринф и Пилос.

В конце 13 века до н. э. начинается быстрый упадок микенской культуры. Прекращается новое строительство (кроме оборонного), ослабевают связи с внешним миром. Возможно, эти явления были связаны с большим напряжением, вызванным Троянской войной. Окончательный удар обществам Крито-микенской культуры нанесли крупные этнические передвижения 12 века до н. э., в частности переселение дорийцев, которые повсеместно разрушили дворцы (центры микенской культуры) и уничтожили раннерабовладельческие крито-микенские государства.

Проблема характера социально-экономических отношений в обществах Крито-микенской культуры явилась предметом специального рассмотрения в советской историографии. В 30-е годы Б. Л. Богаевский определял их как доклассовые, причем он постулировал матриархат на Крите и патриархат в Микенах. Однако широкая дискуссия 1940 года, проведенная Институтом истории АН СССР, подтвердила концепцию В. C. Сергеева, доказавшего классовый раннерабовладельческий характер наиболее развитых районов Крито-микенской культуры. Впоследствии расшифровка надписей линейного письма Б полностью подтвердила этот вывод. В 50-60-е годы активно включились в изучение Крито-микенской культуры А. И. Тюменев, С. Я. Лурье, И. М. Тронский и др. Основной интерес советских исследователей сосредоточен вокруг проблемы рабства и аграрных отношений в микенских обществах.

В обществах Крито-микенской культуры рабовладельческие отношения складывались вокруг городов и царских дворцов. Волыним количеством рабов располагали только дворцовые хозяйства, являвшиеся как бы островками в море поселений с родовым строем. Слабость социальной базы раннерабовладельческих обществ Крито-микенской культуры предопределила их быстрое падение и возврат к родовому строю в начале 1-го тысячелетия до н. э.

Основное значение Крито-микенской культуры состоит в том, что в районе ее распространения впервые на территории Европы возникли классовые общества и государства, зародилась письменность, была создана высокая цивилизация. В обществах Крито-микенской культуры достигли высокого развития архитектура (дворцы, укрепления, шахтовые и купольные гробницы), фресновая живопись, скульптура (каменные рельефы), расписная керамика, мелкая пластика из бронзы, камня, слоновой кости. Многие достижения Крито-микенской культуры, заимствованные и развитые гомеровской и классической Элладой, вошли в сокровищницу мировой культуры.

Я. А. Ленцман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Бузескул В. П., Древнейшая цивилизация в Европе, X., 1919; Захаров А. А., Эгейский мир в свете новейших исследований, П., 1924; Лурье С. Я., Язык и культура микенской Греции, М.-Л., 1957; Ленцман Я. A., Рабство в микенской и гомеровской Греции, М., 1963; Evans A., The Palace of Minos, v. 1-4, L., 1921-35; Ventris M. and Chadwick J., Documents in Mycenaean Greek, Camb., 1956; Palmer L. R., The interpretation of Mycenaean Greek Texts, Oxf., 1963; Majewski K., Kreta. Hellada. Cyklady, Warsz., 1963.

Примечания

* Киклопическими эти кладки и сооружения обычно называли выпускники Ленинградского (Ныне Санкт-Петербургского) университета. Выпускники же Московского государственного университета называют их Циклопическими сооружениями (от слова циклопы – одноглазые великаны, лат. Cyclopidae).