Боспорское государство (СИЭ, 1962)

Боспорское государство (СИЭ, 1962)

БОСПОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Боспор (Bosporos), - крупнейшее античное рабовладельческое государство в Северном Причерноморье со столицей в городе Пантикапее (современная Керчь). Образовалось в 480 году до н. э. в результате объединения греческих колоний на Керченском и Таманском полуостровах. В 480-438 годы до н. э. Боспорским государством управляла греческая династия Археанактидов, которую сменила династия Спартокидов, правившая свыше 300 лет. В 1-й половине 4 века до н. э. весь восточный Крым, где коренным населением были скифы, вошел в Боспорское государство, захватившее также земли меотских племен на Таманском полуострове, нижней Кубани и в восточном Приазовье. Располагая обширными плодородными землями, Боспорское государство производило и экспортировало много хлеба в города Греции и Малой Азии. Самыми крупными хлеботорговцами были боспорские правители и тесно связанные с ними представители греко-туземной знати. Только в Афины в 4 веке до н. э. Боспор поставлял ежегодно около 1 млн. пудов хлеба, как об этом сообщает Демосфен в речи против Лептина (§ 32). Важными статьями вывоза были также рыба, кожи, отчасти рабы. В города Боспорского государства импортировались из Греции, Малой Азии, с островов Эгейского моря вино, оливковое масло, керамические изделия (вазы и др.), ткани, оружие, украшения, в том числе ювелирные изделия, и т. д. Наиболее крупными городами Боспорского государства были на Керченском полуострове: Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Нимфей, Китей, Киммерик, Феодосия; на Таманском полуострове: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгиппия. В дельте Дона Боспорское государство имело торговые фактории, с 3 века до н. э. там существовал крупный боспорский торговый центр - город Танаис. В городах Боспорского государства, как показали исследования советских археологов, были широко развиты ремесла (в том числе художественные - торевтика, коропластика и пр.), промыслы (рыбный, винодельческий). Импортные товары, а также продукция производства городов Боспора распространялись на внутреннем рынке у скифов, сарматов и других племен в обмен на продукты скотоводческого хозяйства, хлеб и рабов. Экономика Боспорского государства базировалась на эксплуатации рабов и зависимых земледельцев (пелатов), живших в селах.

Для государственного строя Боспора характерно сосредоточение верховной власти в руках единоличных правителей. В 5-4 веках до н. э. правители носили титул архонта греческих городов и царя местных племен, подчиненных Боспорскому государству. Фактически архонт-царь осуществлял всю законодательную и исполнительную власть. С начале 3 века до н. э. правители Боспорского государства стали именоваться царями, государственный строй приобрел вполне выраженный характер наследственной монархии. Крупные города (полисы) возможно имели некоторые органы самоуправления, но с крайне ограниченными правами. Армия в период правления Спартокидов состояла главным образом из наемников. 4-3 веках до н. э. - время экономического и культурного расцвета Боспорского государства. К этому периоду относятся особенно богатые, содержащие много дорогих художественных вещей погребения (в курганах и могилах городских некрополей). В крупных городах возникли монументальные храмы, общественные сооружения. В Пантикапее был театр. В окрестностях больших городов находились благоустроенные усадьбы богатых землевладельцев. О высоком уровне строительного искусства позволяют судить, в частности, величественные оригинальные усыпальницы боспорской знати (гробницы в Царском, Золотом, Мелек-Чесменском курганах и многие другие). Значительный вклад в сокровищницу древнего искусства внесли боспорские торевты. Их замечательные изделия (главным образом из золота и серебра) получили широкое распространение не только на Боспоре, но и на территории Скифии, в Прикубанье.

Для религиозных верований жителей Боспорского государства характерна популярность культа Аполлона, что связано с милетским происхождением основных городов. Большую роль играли также культы женских божеств, олицетворявших производительные силы природы. Уже с 6 века до н. э. существовал земледельческий культ Деметры, с 5 века засвидетельствован культ Кибелы. Очень рано приобрел важное значение культ Афродиты (ее храмы были во всех значительных городах Боспорского государства), позднее он стал главным государственным культом Боспора. Этнически смешанный состав населения Боспорского государства сказался на характере его культуры, которая, будучи в основе своей греческой, отличалась своеобразием, обусловленным взаимодействием культур греческого и местного населения.

Во 2-й половине 2 века до н. э. Боспорское государство пережило острый социально-экономический кризис, усугублявшийся опасностью захвата его скифами, образовавшими в Крыму государство (см. Скифское государство). Не надеясь на свои силы, царь Перисад V передал власть понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Во время переговоров о передаче власти на Боспоре в 107 году вспыхнуло восстание рабов и зависимых производителей во главе с Савмаком. Восставшие убили Перисада, а Савмака провозгласили правителем Боспорского государства. Полководец Митридата VI Диофант жестоко подавил восстание. Боспорское государство стало частью Понтийского царства Митридата VI. Потерпев окончательное поражение в Малой Азии, Митридат VI пытался на Боспоре создать ядро новой армии для наступления на Рим. Тяготы поборов, привлечение в армию рабов, морская блокада римлян вызвали восстания городов Боспора против Митридата VI. В 63 году он покончил с собой в Пантикапее. Царем Боспорского государства римляне назначили его сына Фарнака. С этого времени начинался период политической зависимости Боспорского государства от Рима. Восстановление благоприятных условий для развития внешней и внутренней торговли в Боспорском государстве обеспечило возрождение и быстрый экономический подъем его городов. 1-2 веках н. э. были периодом второго расцвета Боспорского государства. Хлеб и рыбные продукты по-прежнему были главными предметами обширного боспорского экспорта, направлявшегося теперь главным образом в города Малой Азии. В 1-2 веках возникли новые укрепленные поселения (Илурат и др.), перестраивались и расширялись старые города (Горгиппия и др.). Значительный приток сарматского этнического элемента в города явился причиной все более усиливавшейся «сарматизации» культуры Боспорского государства. В мастерских боспорских торевтов и ювелиров в 1-3 веках изготовляли в большом количестве различные изделия полихромного «греко-сарматского» стиля (металлические вещи, инкрустированные цветными камнями).

В первые века н. э. Боспорским государством управляла царская династия Тибериев Юлиев, генеалогически связанная с Митридатом VI. Цари Боспора утверждались римским императорами, рассматривавшими его в качестве союзного государства. Рим выплачивал субсидии на содержание армии, комплектовавшейся в это время из граждан боспорских городов. Вмешательство Рима во внутренние дела Боспорского государства носило, как правило, весьма ограниченный характер. В 1-2 веках н. э. Боспорское государство неоднократно воевало с сарматами в Приазовье и со скифами в Крыму. В конце 2 века н. э. боспорский царь Савромат II нанес решительное поражение скифам и включил их, а также тавров, населявших горный Крым, в состав Боспорского государства. Отныне правители Боспорского государства именовали себя «царями всего Боспора и тавроскифов». Кризис рабовладельческой системы, невыгодность рабского труда проявлялись в этот период в виде отпуска рабов на волю. Наряду с традиционными греческими религиозными культами в первые века н. э. на Боспоре получили большое значение синкретические культы, в которых сочетались элементы греческих, местных и восточных верований. Особенно сильно сказывалось влияние монотеистических идей иудейской религии, популярным стал культ безымянного «бога высочайшего».

В середине 3 века Боспорское государство подверглось разрушительному нашествию варваров, среди которых главной действующей силой были готы и бораны. В 30-х годах 4 века на Боспоре прекратилась чеканка монет. Подтачиваемое изнутри социальными противоречиями Боспорское государство не выдержало нового наступления варваров. В 70-х годах 4 века разрушительное нашествие гуннов привело Боспорское государство к окончательной гибели.

Историко-археологическое изучение Боспорского государства ведется с начала 19 века (П. Дюбрюкс, И. Бларамберг, И. А. Стемпковский). В середине 19 века появились значительные сводки археологических и эпиграфических памятников (А. Б. Ашик, Боспорское царство, ч. 1-3, О., 1848-49; Древности Босфора Киммерийского, т. 1, СПБ, 1854). Большое число курганов и могильников, давших много ценного материала, раскопали в 1-й половины 19 века. А. Б. Ашик, Д. В. Карейша, в 50-70-х годах - А. Е. Люценко. Важное значение имели систематические раскопки массовых некрополей городов Боспорского государства, производившиеся В. В. Шкорпилом (1902-1914). В разработке эпиграфических памятников Боспорскогшо государства большую роль сыграли Л. Э. Стефани, В. В. Латышев, В. В. Шкорпил, Ю. Ю. Марти и др.

Новый этап в изучении Боспорского государства наступил в современное время. Широкий размах приобрели планомерные археологические раскопки (В. Д. Блаватского, В. Ф. Гайдукевича, M. M. Кобылиной, Д. Б. Шелова и др.), охватывающие большие и малые города Боспора, сельские поселения, могильники. В исследование основных вопросов истории Боспорского государства много ценного внесли труды академика С. А. Жебелева и др.

В. Ф. Гайдукевич. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература:

Гайдукевич В. Ф., Боспорское царство, М.-Л., 1949; Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры, т. 1, М.-Л., 1955; Каллистов Д. П., Очерки по истории Сев. Причерноморья антич. эпохи, Л., 1949; Жебелев С. A., Сев. Причерноморье, М.-Л., 1953; Блаватский В. Д., Земледелие в антич. гос-вах Сев. Причерноморья, М., 1953.

Рубрика