Фатимидов халифат

Фатимидов халифат

ФАТИМИДОВ ХАЛИФАТ - феодальное государство (909-1171), названное по имени правившей исмаилитской династии фатимидов. Образовалось в Ифрикии (на территории современного Туниса) в результате восстания берберов-шиитов и разгрома ими Аглабидов. В январе 910 года в бывшей резиденции Аглабидов - Раккаде (близ Кайруана) - последний «скрытый» исмаилитский имам Убейдаллах был провозглашен халифом и махди. К середине 10 века Фатимиды, стремившиеся к созданию мировой исмаилитской империи, подчинили себе почти всю Северную Африку и Сицилию; их флот совершал набеги на Северном Средиземноморье. В 969 году армия Фатимидов, возглавлявшаяся полководцем-славянином Джаухаром, завоевала Египет. Столицей Фатимидов халифата с 973 года стал Каир (до 921 года - Кайруан, затем - Махдия). Преодолев сопротивление своих бывших союзников-карматов, дважды вторгавшихся в Египет, Фатимиды к начале 11 века подчинили территорию Сирии. Однако из-за противодействия Византии и местных правителей, часто приводившего к военным действиям, положение Фатимидов в Сирии не было прочным. К концу 10 - началу 11 веков сюзеренитет Фатимидов распространился также на некоторые другие территории. Однако вопрос о вассальной зависимости Нубии от Фатимидов халифата некоторыми учеными (например, Р. Фораном) подвергается сомнению.

Фатимидов халифат был централизованным военно-теократическим государством; халиф одновременно считался исмаилитским имамом. Власть передавалась по наследству и фактически ограничивалась интересами определенных групп правящего класса (так, вначале особым влиянием пользовалась племенная берберская знать; постоянной опорой было духовенство). Отношение к иноверцам, преим. к иудеям и христианам, характеризовалось веротерпимостью, исключая период жестоких гонений при Хакиме. Ведущей отраслью хозяйства было земледелие, основанное на использовании разливов Нила, а главным производителем - крестьянин (феллах). Примерно до середины 11 века в Фатимидов халифате наблюдался рост и укрепление государственной собственности на землю; сбор поземельного налога (хараджа) производился или непосредственно государственными чиновниками, или сдавался на откуп. При халифе Муиззе (953-975) был установлен твердый государственный контроль за взиманием хараджа. Фатимиды поощряли и развитие вакфного землевладения (см. Вакф). В Фатимидов халифате широкое развитие получило городское ремесло, также находившееся под контролем государственных чиновников и обслуживавшее преимущественно двор. В ремесле иногда применялся труд рабов. Наиболее развито было ткачество, крупными центрами которого являлись Александрия, Дамьетта, Тиннис, где находились халифские мастерские. Процветали изготовление изделий из кожи, стекла, металла, гончарное дело, выделка бумаги и пергамента. Фатимидов халифат вел торговлю с Индией (транзит пряностей), Византией, итальянскими городами (Амальфи, Венецией, Генуей, Пизой и др.). Фатимидская золотая чеканка отличалась высоким качеством.

После завоевания Египта берберское плем. ополчение было заменено разноплеменной армией из бывших рабов и наемников, вскоре ставшей основной политической силой в стране; усилению ее могущества способствовало и зарождение практики военно-ленных пожалований (икта).

В середине 11 века в связи с засухой в Египте свирепствовали эпидемии и голод. Бедствие усугублялось борьбой между отдельными частями армии (тюрками и суданцами). Будучи не в состоянии принять решительные меры, халиф Мустансир (1036-1094) передал фактическую власть в Египте полководцу Бадру аль-Джамали, назначив его везиром. Энергичные действия Бадра на нек-рый период упрочили положение, но халифы с этого времени оказались оттесненными на второй план везирами, опиравшимися на армию. Упадку государства способствовали расколы в среде исмаилитов из-за наследования халифата и имамата, возникавшие после смерти Мустансира (1094) и Амира (1130). Сопротивление народов порабощенных стран также способствовало ослаблению Фатимидов халифата. В 1048 году от него отделилась Северная Африка. Сицилия в 1071 году была завоевана норманнами. Сирия попала под власть крестоносцев и сельджуков. Вторжения в Египет крестоносцев и кровавая борьба между претендентами на везират послужили причиной появления в стране отрядов правителя Северной Сирии и Ирака Нур-ад-дина (из династии сельджукских наместников Зенгидов), успешно вытеснявшего крестоносцев из Сирии. В 1169 году везиром в Фатимидов халифате был назначен сирийский военачальник Салах-ад-дин, который после смерти фатимидского халифа Адида (1171) совершил государственный переворот и установил в Египте господство династии Айюбидов.

В 10-11 веках в Фатимидов халифате наблюдался подъем духовной жизни. С перенесением столицы в Каир он сделался крупнейшим культурным центром мусульманского мира, затмив Багдад и не уступая богатством и пышностью Константинополю и Кордове. В начале 11 века в Каире был основан «Дом знаний» («Дар аль-хикма»), где наряду с теологией преподавались и светские науки, и обсерватория. В Фатимидов халифате жили и творили: выдающийся оптик, астроном и математик Ибн аль-Хайсам, астроном ас-Садафи, знаменитый врач Ибн Ридван, философы Абу Хатим ар-Рази, Хамид-ад-дин Кирмани, историки Ибн Зулак, Мусаббихи, мастер эпистолярного жанра кадий аль-Фадиль и др. От фатимидского периода в Египте сохранились ценные памятники архитектуры (мечеть аль-Азхар, мечеть аль-Хакима, городские ворота и мавзолей в Каире и др.), а также образцы прикладного искусства.

Л. А. Семенова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Источники:

Аль-Макризи, Иттиаз аль-хунафа, Каир, 1948; Al-Maqrizi, El-mavâ'iz wa'l i'tibâr fî dhikr el-Khitat wa-1-âthâr, éd. par G. Wiet, v. 1-5, Le Caire, 1911-27; Ibnal-Dawadari, Die Chronik. Sechster Teil. Der Bericht über die Fatimiden, hrsg. von S. Munaggid, Cairo, 1961; Stern S. M., Fatimid decrees, L., 1964; Насир-и Хусрау, Сафар-намэ, пер. Е. Э. Бертельса, М.-Л., 1933.

Литература:

Иностранцев К., Торжеств. выезд фатимидских халифов, "ЗВОРАО", 1906, т. 17, в. 2-3; Певзнер С. В., Фатимидский тираз из собрания Гос. Эрмитажа, "Эпиграфика Востока", 1960, т. 13; Хрбек И., Славяне на службе у Фатимидов, в кн.: Сообщения чехословацких ориенталистов, М., 1960; Чураков М., Хариджитское движение и восстание шиитов в Магрибе, "Палестинский сборник", No 13(76), M.-Л., 1965; Семенова Л. A., О рабстве в фатимидском Египте, в сб.: Арабские страны, М., 1970; Meö A., Мусульм. Ренессанс (пер. с нем.), М., 1973; Босворт К. Э., Мусульм. династии, пер. с англ., М., 1971; Wüstenteid F., Geschichte der Fatiraiden-Chalifen, Gott., 1881; Goeje M. J. de. Mémoire sur les Carmathes du Bahrain et les Fatimides, Leide, 1886; O'Leary L., A short history of the Fatimid khalifate, L., 1923; Mamour P., Polemics on the origin of the Fatimi Caliphs, L., 1934; Madelung W., Fatimiden und Bahrainkarmaten, в кн.: "Der Islam", Bd 34, No 1, В., 1959; Cahen Cl., L'administration financiere de l'armée Fatimide d'après al-Makhzumi, "Journal of the Economic and Social History of the Orient", Leid., 1972, v. 15, pt 1-2; Forand P., Early Muslim Relations with Nubia, "Der Islam", Bd 48, No 1, В., 1971.