Сооружение Персеполя: «Ворота Всех стран»
Сразу же за монументальной лестницей вы оказываетесь перед довольно хорошо сохранившимися воротами, именуемыми в текстах «Ворота Всех стран» (на плане обозначен), буквой В). Прямо против лестницы расположены огромные фигуры крылатых быков. Их туловища выдаются вперед на фоне массивных каменных плит. Такого же типа скульптуры украшают противоположную сторону, где над четырьмя быками можно прочесть одинаковые трехъязычные надписи в двадцать четыре строки. Они гласят: «Я — Ксеркс, великий царь, царь царей, царь многих стран, царь всей земли, простирающейся вдаль и вширь. По воле Ахурамазды я сделал эти „Ворота Всех стран". Я и мой отец построили в этом [городе] Парсе [и] много других прекрасных [зданий]. Все прекрасное, что построено [здесь], все это мы совершили по воле Ахурамазды».
Были также надписи, относящиеся к более позднему времени. В 1818 году Кер Портер писал: «К сожалению, на обеих сторонах я обнаружил массу инициалов, имен
[34]
«Ворота Всех стран»
и дат, сделанных посетителями, которые нанесли большой ущерб поверхности камня».
Это сооружение представляет собой зал в 82 кв. фута, крыша его первоначально опиралась на четыре колонны. Вдоль стен расположены каменные скамьи, по-видимому, для тех, кто охранял зал и кто здесь дожидался приема. Огромные фигуры в восточной части отличаются от западных: головы последних скорее на[1]поминают человеческие, чем бычьи. Черты этих четырех фигур повреждены фанатиками во времена ислама, которые изображение живого существа считали запретным. Длинные, окладистые бороды фигур, короны и слегка приподнятые вверх крылья говорят о близости их к ассирийским традициям. Так, фигуры, расположенные на восточной стороне здания, удивительно напоми-
[35]
Лестница на террасу (у «Ворот Всех стран»)
нают крылатых быков с человеческими головами из дворца царя Саргона (722—705) в Хорсабаде, находящихся сейчас в Музее восточного института Чикагского университета.
Ворота на южной и восточной стороне зал а спланированы так, чтобы дать доступ в ападану и Тронным зал. Они доходили, по всей вероятности, до 40 футом в высоту и были обшиты металлом. Возможно, открывалась только нижняя часть ворот, подобно тому как маленькие двери в соборах вставляют в большие.
К северу от ворот обнаженная порода оставлена и естественном виде. Она не выровнена здесь подобно остальной части террасы. Видны лишь три камня, по которым можно проследить мощеную дорогу (она шла когда-то от входных ворот). Плоский камень в центра обрамлен по обе стороны бортиком в форме буквы L.
Возможно, что прямо от него шли вверх стенки из сырцового кирпича, окаймляющие дорогу. В этом района уровень обнаженной породы находится на той же высоте, что и верхушка каменного карьера в северной части, откуда, вероятно, грубо обработанные камни поступали на стройку, туда, где они должны были быть использованы. Здесь сохранился большой барабан колонны с трещиной; ее пытались стянуть скобами, вбитыми
[36]
поперек трещины, но затем, по-видимому, оставили на месте, так как возникли сомнения относительно ее прочности.
[37]
Цитируется по изд.: Уилбер Д. Персеполь. Археологические раскопки резиденции персидских царей. М., 1977, с. 34-37.