Дакия: римское владычество
Положение коренного населения. Археологические памятники являются единственным верным свидетельством того, какие именно территории бывшего царства Децебала были захвачены римлянами. На основании этих свидетельств можно установить, что в состав траяновой Дакии входили: Трансильвания до подножия Карпатских гор, Банат, Малая Валахия и часть Валахии вдоль реки Олт. Большая часть Валахии и Молдавия были населены свободными племенами, которые неоднократно признавали свою зависимость от римлян. Несмотря на тяжелые потери, понесенные в войнах против римлян, и несмотря на то, что большое число даков было превращено в рабов и угнано в Италию после победы Траяна, большая часть населения Дакии, завоеванной римлянами, состояла из коренных жителей. Скульптуры колонны Траяна показывают, как даки после окончания сражений спускаются с гор со своими стадами и скарбом и возвращаются в по[1]селения. Тот факт, что дакские племена не были полностью истреблены, подтверждается также наличием дакских когорт, входивших в состав римской армии и посылавшихся для несения гарнизонной службы в другие провинции империи (в Македонию, Паннонию, Британию и т. д.). Подобными мерами римляне старались помешать восстаниям даков, не мирившихся с римским владычеством.
Сведения о жизни коренного населения Дакии в период римского владычества скудны. Это объясняется тем, что даки жили преимущественно в селах, где письменность была распространена значительно меньше, чем в городах, заселенных римскими колонистами. Кроме того, коренное население было превращено в рабов или было неполноправным и не могло оставить по себе такие памятники, как имущие классы.
Историк Евтропий пишет, что Траян поселил в Дакии колонии из людей ех toto orbe Romano (т. е. из всего римского мира). Действительно, судя по дошедшим до нас именам людей, упоминаниям места их рождения и богов, которым они поклонялись, можно заключить, что границы Дакии были открыты для всех свободных жителей романизованных или нероманизованных провинций империи, В Дакию прибыли колонисты из Фракии, Паннонии,
[41]
Галлии, Малой Азии, Северной Африки и т. д. Всех их привлекали выгодные материальные условия, которые им предоставляли в Дакии: пахотная земля, минеральные богатства, торговля, рабы, ремесла. Пришельцы не могли объясняться между собой и с коренным населением иначе, как при помощи официального государственного языка, т. е. латинского. Это обстоятельство ускорило романизацию всего населения Дакии.
Сохранившиеся надписи на камнях показывают нам также, что римские ветераны получали по окончании службы наделы в Дакии и селились здесь с семьями. Колонисты поселялись главным образом в дакских крепостях, превращенных в города под[1]невольным трудом рабов. Колонисты, поселившиеся в селах, становились земельными собственниками. Их поля обрабатывались преимущественно даками из числа свободных крестьян или рабов. В западной части Карпатских гор, богатой полезными ископаемыми, также поселилось много колонистов, которых в первую очередь привлекали золотые рудники, разрабатывавшиеся при помощи рабского труда.
Особенно сильно было развито рабовладение в городах, крепостях, центрах разработки полезных ископаемых, вблизи главных путей сообщения и некоторых земледельческих районов. Однако часть свободного крестьянства сохранила общинный строй. Общины сохранились главным образом в районах, удаленных от крупных центров.
Римская империя проводила в отношении крестьян Дакии свою обычную политику. Крестьянам позволяли вести хозяйство согласно их обычаям, однако' с обязательством платить налоги натурой, продуктами земледелия и скотоводства. Таким образом, не все крестьяне были обращены в рабство, отношения, установившиеся между ними и римскими властями, не укладывались полностью в рамки рабовладельческого строя. Это были отношения, приближавшиеся к так называемому колонату, т. е. отношения совершенно нового порядка, возникшие еще в рабовладельческом обществе, но явившиеся зачатком феодального строя.
Во времена римского владычества в Дакии классовое деление населения изменилось. Господствующая прослойка, находившаяся в привилегированном положении, состояла главным образом из римлян-завоевателей. К этой прослойке принадлежали чиновники империи, офицеры, землевладельцы и вообще рабовладельцы, а также крупные купцы, пополнявшиеся из свободных горожан — граждан Римской империи или людей, которые приобрели право гражданства. Затем имелась небольшая прослойка свободных, но небогатых людей, к которым относились мелкие торговцы, мелкие земледельцы, ремесленники и скотоводы.
Наконец, на низшей ступени классового деления находилась масса рабов, принадлежавших либо римским властям, либо част-
[42]
ным рабовладельцам и используемых для земледельческих работ, разработки шахт и рудников, в промышленных мастерских и на других работах. Кроме того, часть крестьянства, связанная вышеупомянутыми обязательствами, продолжала жить в рамках общинного хозяйства.
Восстания даков. Внутри этого общества происходила беспрерывная борьба. Свободная, но бедная часть населения, а тем более рабы не могли мириться со своим положением. Некоторые рабы и крестьяне-общинники добивались свободы, убегая к племенам, которые к тому времени еще не были покорены римлянами; большая же часть оставалась на месте и искала выхода из этого тяжелого положения путем восстаний. В пятой главе «Historia Augusta», посвященной описанию жизни императора Антонина Пия, упоминается о восстаний, происходившем в Дакии в его правление (138—161). Наряду с рабами тогда восстала и беднейшая часть горожан. В той же «Historia Augusta», в XIII главе, говорится, что в правление императора Коммода (181 — 192) было подавлено восстание, вспыхнувшее среди населения Дакии. Хотя социальная борьба того времени недостаточно изучена, все же упоминание этих восстаний говорит о наличии обостренной классовой борьбы между рабами и беднейшей частью населения Дакии, с одной стороны, и класса эксплуататоров — с другой.
Ввиду того, что Дакия была расположена на окраине империи и могла подвергнуться легче других провинций нападениям извне, римляне сильно укрепили ее и содержали в ней большое количество войск. Вдоль границ, — по реке Олт, на севере, востоке и западе Трансильвании, — были сооружены многочисленные укрепления из камня и земли (castra), в которых размещались пограничные гарнизоны. Подобные же укрепления были сооружены и внутри страны, вдоль главнейших дорог, в городах, на перевалах Карпатских гор и вдоль реки Олт (limes Alutanus) между городами Турну Магуреле, Питешть, Кымпулунг и Бран (limes Transalutanus), а также к северу от реки Сомеш до Восточных Карпат.
В течение всего периода римской оккупации охрана Дакии была поручена в основном XIII легиону gemina, командование которого было расположено в Апуле (ныне Альба-Юлия). В царствование Марка Аврелия, в связи с постоянными набегами, кото[1]рым подвергалась Дакия, в Потаиссе (ныне Турда) был размещен в 167 г. еще один римский легион (V македонский). Кроме того, на всей территории Дакии находились вспомогательные войска» состоявшие из cohortes alae и numeri. Численность каждого та[1]кого отряда была от 500 до 1000 человек.
Римляне сооружали не только укрепления, но и дороги, которые были необходимы по стратегическим соображениям и для
[43]
обеспечения связи с Римом, куда стекались все богатства завоеванных провинций. Эти дороги сооружались из камня так прочно, что они служили еще долгое время после того, как римляне покинули Дакию, а остатки этих сооружений сохранились местами до наших дней. Дороги соединяли также укрепления с городами и имели, следовательно, помимо военного и торговое значение. От Дуная в глубь страны были сооружены четыре дороги. Три из них вели к Сармисегетузе [одна из них начиналась в центре Баната, другая— в Оршове (Диерне) и проходила по долине реки Черны и третья — у Траянского моста и шла через Вылканский проход], а четвертая вела по реке Олт к Апулу (ныне Альба-Юлия). В Трансильвании главные дороги были сооружены вдоль рек Муреш, Тырнава, Олт и Сомеш. Дороги прокладывали рабы. В работах, а особенно в надзоре за работами, участвовала и римская армия.
Там, где отсутствовали естественные границы, римляне сооружали валы и рвы, чтобы предохранить себя от внезапных нападений.
Административное устройство, Дакия была императорской провинцией, т. е. находилась в непосредственном подчинении императору, представленному в Дакии легатом (legatus Augusti), носившим звание пропретора (когда в Дакии имелся один легион), позже, с введением V македонского легиона, пропретору было присвоено звание проконсула. Этот наместник являлся военачальником, главой администрации и судебной власти. Его резиденцией была Сармисегетуза, где ежегодно происходило собрание представителей городов.
В 119—120 гг. военные, административные и стратегические соображения побудили императора Адриана разделить Дакию на две части. Нижнюю Дакию (Малая Валахия) и Верхнюю Дакию (Трансильвания и часть Баната). Те же соображения привели в 158—159 гг. к новому делению, причем Дакия была разделена на сей раз на три части: Dacia Porolissensis (Северная Трансильвания) со столицей в Поролиссе (Мойград); Dacia Apulensis (Южная Трансильвания и часть Баната) со столицей в Апуле (Альба-Юлия) и Dacia Malvensis (Малая Валахия, бывшая Нижняя Дакия) со столицей в Мальве (местонахождение не установлено). Некоторые историки утверждают, что Dacia Malvensis — это Банат. В каждой из трех частей имелся особый правитель.
Как правило, крупными населенными центрами оставались города, существовавшие до завоевания Дакии; многие из них сохранили свои старые дакские названия. По значению и составу жителей населенные пункты Дакии делились на четыре категории; colonia, municipium, vicus и pagus.
[44]
Колониями назывались крупнейшие города, где с наибольшей силой проявлялось римское влияние. Среди жителей колоний имелось значительное число римских граждан, там существовала развитая экономическая жизнь. Для управления колониями ежегодно из числа свободных и богатых горожан выбирались два градоправителя (duumviri) и совет гласных (ordo decurionum), состоявший также из наиболее богатых свободных горожан.
В муниципиях римское влияние было меньше. Во главе их стояли четыре правителя (quattuorviri), избираемые ежегодно из числа свободных и отчитывавшиеся также перед советом гласных. Муниципии стремились достигнуть ранга колоний. В первый период римского владычества, при Траяне, только Сармисегетуза, возле нынешнего села Градиште, переделанная по плану римских городов, считалась колонией. Другие города лишь постепенно достигли этого звания, а сначала они были vici и municipia.
Наиболее выдающимися городами были Дробета (ныне Турну Северин), Ромула (Решка, уезда Романац), Диерна, или Циерна (Оршова), Тибиск (вблизи г. Карансебеша), Апул (Альба-Юлия), Напока (Клуж), Ампел (Златна), Потаисса (Турда), Поролисс (Мойград) и т. д. Более крупные сельские местности назывались vici и управлялись старостой (magister) и советом, состоявшим из свободных людей. Небольшие деревни назывались pagus и не имели самостоятельного управления. Часть из них была создана колонистами. В уезде Романац, где сельская колонизация была довольно сильна, обнаружены следы 37 деревень, созданных колонистами. Села с коренным населением находились преимущественно в горах и холмистых местностях.
Экономическая жизнь. Как уже указывалось выше, основной причиной завоевания Дакии римлянами было стремление использовать природные и людские богатства этой страны. Естественно поэтому, что римские завоеватели уделяли большое внимание вопросам экономики. Основным занятием даков оставалось и в период римского господства земледелие, однако в нем произошли крупные перемены. Пастбища и луга перешли в основной своей массе в собственность государства, которое сдавало их в аренду предпринимателям, платившим арендную плату натурой. Арендаторы были объединены в так называемые коллегии. Животноводы покупали у арендаторов корм или платили им за выгон скота на пастбище.
На обширных просторах Дакии возникали поместья, villae, с огромными участками обрабатываемой земли. Обработка земли производилась главным образом рабами землевладельца, а также свободными крестьянами, не имевшими в достаточном количестве собственной земли. Так, например, историк В. Пырван упоминает о земельном собственнике Элии Валенте Эсбене, который, будучи
[45]
местным жителем крепости Сукидавы (уезд Романац), принял римское гражданство и стал крупным рабовладельцем. Его обширное имение обрабатывали рабы. Перед смертью он даровал рабам свободу, сделав их вольноотпущенниками (liberti).
В римской Дакии выращивались преимущественно пшеница, виноград, фрукты и овощи — продукты питания, необходимые для городского населения и местных гарнизонов войск, а также для соседних провинций.
Римляне усердно занимались эксплуатацией золотых рудников Дакии, перешедших почти целиком в собственность государства и состоявших в ведении прокуратора. Добыча руды производилась государственными рабами под руководством вольноотпущенников (которые раньше сами работали в тех же рудниках как рабы). Золото отправлялось в Рим. Соляные рудники также имели большое значение для римлян, так как во многих римских провинциях не было своей соли. Соль добывали главным образом рабы, а на продаже соли обогащались римские купцы, объединенные в коллегии.
Римское владычество в Дакии продолжалось почти сто семьдесят лет и оказало большое влияние на эту провинцию. Этому содействовали многие причины, в частности то обстоятельство, что римляне стояли на более высоком культурном уровне, чем даки.
В Дакии поселилось много римлян. Римские войска, размещенные для охраны этой провинции, являлись резервом, из которого пополнялись контингенты римских граждан в Дакии. После окончания военной службы, продолжавшейся часто свыше двадцати лет, ветераны, привыкшие к этим местам, не желали расставаться с ними и селились в Дакии. Римское владычество привело к значительной романизации Дакии.
Вопрос об уходе римлян из этой провинции принадлежит к наиболее запутанным вопросам истории Румынии, так как отсутствие точных исторических данных зачастую использовалось для тенденциозного объяснения этого вопроса. Дакия была официально и окончательно покинута римлянами по указу императора Аврелиана. На основании археологических данных ученые установили, что уход римлян произошел в 271 или 274 г., когда упомянутые выше два римских легиона, ранее находившиеся в Дакии (в Апуле и Потаиссе), обнаружены были в районе южнее Дуная.
Уход римлян из Дакии происходил в период, который был критическим для Римской империи: увеличивалось число восстаний рабов и колонов, усилились нападения на окраины Римской империи в связи с переселением народов. В результате всего этого в Риме царили неурядицы и часто сменялись императоры. Римская империя начала распадаться. Борьба рабов все более и
[46]
более усиливалась, а «варвары» постоянно нападали на границы римского государства. Для того чтобы сократить протяжение участка, требовавшего обороны, и использовать Дунай как более прочную границу, Аврелиан уступил Дакию готам.
Готы появились в Дакии в 271 (или 274) г., после соглашения с Римом, в силу которого «варвары» обещали стать федератами (союзниками) Рима и обязались защищать за определенное жалованье дунайскую границу империи от нападений других племен. Дакию покинули только представители власти, чиновники, войска, крупные торговцы и рабовладельцы. Крестьяне были связаны со своей землей; низшие слои городского населения предпочитали, как и на Западе, приход «варваров», так как жестокая эксплуатация и чрезмерные налоги римлян ложились на них тяжелым бременем. Для массы рабов это был благоприятный момент, чтобы избавиться от рабства и стать свободными людьми. Вот почему крестьяне, рабы и низшие слои городского населения встретили «варваров» как освободителей.
[47]
Цитируется по изд.: История Румынии. Под ред. М. Роллера. М., 1950, с. 41-47.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии